Козловые краны. Все виды технического обслуживания козловых кранов выполняют по месту их эксплуатации. В состав работ -ежесменного обслуживания входят наружный осмотр металлоконструкций, ходовых и грузовой тележек (тельфера), токоподводя-щих и токоприемных устройств; уборка кабины; проверка состояния каната, мест его крепления на барабане и стропов; контроль за состоянием электрооборудования; опробование механизмов крана на холостом ходу и под нагрузкой; устранение течи смазф из редукторов и обнаруженных недостатков. По мере необходимости можно выполнять регулировочные работы.
При ТО-1 контролируют состояние болтовых соединений и креплений редукторов, электродвигателей, тормозных электромагнитов, муфт, траверс, уровень смазочного материала в редукторах и при необходимости его доливают; проверяют состояние грузоподъемного механизма, места соединений металлоконструкции фермы к опорам; контролируют состояние каната (правильность укладки его на барабан, степень износа и повреждения, наличие смазки); проверяют состояние токосъемного и токоподводящего устройств и электропроводки; регулируют тормоза подъема груза и остальных механизмов; контролируют состояние ограничителей подъема груза, направляющих блоков и крюка крана в сборе; проверяют работоспособность контроллера, магнитных пускателей, концевых упоров, зачистку или смену контакторов, смазку шарниров и подшипников.
ТО-2 включает работы, предусмотренные ТО-1, и дополнительно проверку состояния эластичных, зубчатых и кулачковых муфт, их пальцев и втулок, червячных и зубчатых передач, подшипников, болтовых и шпоночных соединений, замену обкладок тормозов, набивку сальников. ТО-2 предусматривает контроль крепления щеткодержателей и траверс, проверку зазоров якоря электромагнита и доведение их до нормы, проверку крепления корпусов, ярма и катушек, устранение перекосов и заеданий, проверку электрической и механической защиты электрооборудования, токосъемников и наружной изоляции.
Периодичность смазки устанавливается заводами-изготовителями. На рис. 20 показана схема смазки грузовой тележки крана КК-5, а на рис. 21 — схема смазки его ходовой тележки.
Подкрановые пути козловых кранов содержат в работоспособном состоянии в соответствии с Инструкцией по устройству и эксплуатации крановых путей. Для сооружения подкрановых путей используют новые или отремонтированные рельсы типов Р50, Р65 и Р75, причем первый тип — только для кранов грузоподъемностью до 20 т. Рельсы должны быть стандартной длины 25 и 12,5 м, а также могут быть сварены в плети до 100 м. Для основания путей используют деревянные полушпалки длиной 1,35 м. Для кранов грузоподъемностью 20 т и более следует использовать железобетонные балки определенного профиля.
В плане и профиле рельсовые нити подкрановых путей сооружают по прямой, верх головок обеих рельсовых нитей располагают в одном уровне. Допустимое отклонение в уровне расположения головок рельсовых нитей не должно превышать ±10 мм. Допустимое отклонение от установленной ширины колеи в пределах ±8 мм. При эксплуатации эти размеры могут быть соответственно увеличены до 15 и 12 мм. Полушпалы подкрановых путей должны быть плотно подбиты, элементы рельсовых скреплений исправны, гайки стыковых и клеммных болтов затянуты, шурупы и костыли плотно прилегать к подкладкам и рельсам. Зазоры в стыках рельсов допускаются до 6 мм (при температуре 0 °С и длине рельсов 12,5 м).
Ширину колеи и правильность укладки рельсовых нитей в плане и профиле проверяют не реже одного раза в квартал и обязательно весной, после освобождения пути от снега, и осенью. Осмотры элементов верхнего строения пути следует производить не реже одного раза в месяц. Результаты осмотров и проверок надо заносить в книгу осмотров и проверок подкранового пути.
Рис. 20. Схема смазки грузовой тележки крана КК-5
Рис. 21. Схема смазки ходовой тележки крана КК-5
При обслуживании заземления козлового крана два раза в год (летом при наибольшем просыхании почвы и зимой при наибольшем промерзании почвы) измеряют сопротивление заземляющих устройств, которое не должно превышать 4 Ом. Заземляющее устройство кранов присоединяют к подкрановому пути. Рельсы подкранового пути соединяют металлической перемычкой на сварке.
Стреловые краны. При техническом обслуживании автомобиль-
ных кранов значительная часть работ связана с двигателем, а остальная — с крановым оборудованием. Техническое обслуживание двигателя рассматривается при обслуживании автомобильных погрузчиков, поэтому в данном параграфе основное внимание уделено крановому оборудованию.
Ежесменное обслуживание кранов включает осмотр коробки отбора мощности с проверкой работы фиксаторов и мест крепления рычагов управления, тяг и рычагов управления промежуточного редуктора. Ежесменно необходимо также проверять работоспособность ленточного тормоза стреловой и грейферной лебедок. В грузовой лебедке должен быть исправен фрикцион, надежно закреплены канат на барабане и шплинты рычагов управления. При обслуживании стрелы осматривают места ее крепления и проверяют работу ограничителя подъема стрелы. При необходимости регулируют момент срабатывания ограничителя. Перед началом работы проверяют состояние и работоспособность стабилизаторов. Затем очищают от пыли и грязи кабину, оборудование, устраняют подтеки топлива, смазки, тормозной жидкости. Помимо этих работ, при ТО-1 проверяют плотность прилегания крышек подшипников коробки отбора мощности; замеряют уровень масла в картере и при необходимости его доливают; осматривают зубчатую каретку и уплотнения, а в случае обнаружения выкрашивания металла, вмятин и трещин детали заменяют; замеряют уровень масла в промежуточном редукторе и при необходимости его доливают; подтягивают болты крепления крышек подшипников; проверяют состояние механизма реверса и его крепление, а также крепление крышек подшипников; замеряют уровень масла в картере механизма реверса и при необходимости его доливают; осматривают двустороннюю кулачковую муфту и заменяют изношенные детали; проверяют состояние и надежность работы механизма распределения (замеряют уровень масла и при необходимости его доливают), редуктора вращения крана, стреловой и грейферной лебедок, а также проверяют крепление стяжек и фрикциона грузовой лебедки; замеряют уровень масла в корпусе редуктора грузовой лебедки и, если требуется, его доливают; регулируют зазор между кольцами наружной и внутренней обойм поворотного устройства; проверяют надежность крепления призонных болтов неподвижной шестерни, состояние шариков и дорожки катания и при обнаружении заусенцев зачищают поверхность дорожки катания; проверяют состояние блоков и крюковой обоймы, металлоконструкции стрелы.
ТО-2 содержит мероприятия, предусмотренные ТО-1, и дополнительно смену масла с промывкой картеров коробки отбора мощности, промежуточного редуктора, редукторов вращения крана; замену стреловой и грузовой лебедок; проверку уплотнений с устранением течи масла из редукторов и других узлов; контроль состояния и надежности болтовых креплений поворотного устройства и при необходимости их подтяжку; осмотр разъемных фланцев стрелы и в случае ослабления болтовых креплений их подтяжку; проверку зацепления шестерен механизма реверса; регулировку и доливку масла; регулировку зацепления механизма распределения изменением толщины прокладок; смену масла в картере с предварительной его промывкой; контроль состояния тормозов крана с замером износа обкладок, зазоров и при необходимости смену обкладок или регулировку зазора; проверку состояния тормозных барабанов колес, действия тормозов при давлении воздуха в системе привода не менее 0,6 МПа; смазку механизмов крана в соответствии с картой; опробование механизмов автокрана вхолостую и под нагрузкой с устранением обнаруженных недостатков.
Рис. 22. Схема смазки автомобильного крана
На рис. 22 показана схема смазки автомобильного крана, а в табл. 12 приведены данные о числе точек смазки и наименовании смазочных материалов.
Из стреловых кранов на железнодорожном ходу при погрузоч-но-разгрузочных работах наибольшее распространение получили краны с дизель-электрическим приводом. Техническое обслуживание этих кранов выполняется в соответствии с руководствами по устройству и эксплуатации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание погрузочно-разгрузочных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы