Проверка состояния и техническое обслуживание аккумуляторной батареи
Срок службы аккумуляторной батареи, ее состояние и постоянная готовность к действию зависят от своевременного технического обслуживания и правильной эксплуатации.
Ежедневное обслуживание аккумуляторных батарей не производится.
При ТО-1 очищают аккумуляторные батареи от грязи, пролитого электролита, прочищают вентиляционные отверстия, проверяют крепление ее, контакт наконечников проводов с клеммами, Уровень электролита; при необходимости доливают дистиллированной воды.
При ТО-2 в дополнение к операциям, выполняемым при ТО-1, выполняют следующие работы: закрепляют аккумуляторную батарею в гнезде, проверяют плотность электролита и степень заря-женности под нагрузкой.
Степень разряженности, а следовательно, и работоспособности аккумуляторной батареи при наиболее тяжелом режиме (пуск Двигателя стартером) определяют измерением напряжения нагрузочной вилкой (создающей нагрузку, близкую к стартерной) и проверкой плотности электролита кислотомером.
Нагрузочная вилка НИИАТ ЛЭ-2 состоит из кожуха с деревянной ручкой, двух контактных ножек, вольтметра со шкалой 0—3 в и двух постоянных сопротивлений величиной 0,011 и 0,019 ом, каждое из которых включается и выключается при помощи клеммы (для включения сопротивления гайку клеммы затягивают).
При пользовании вилкой кон-) тактные ножки плотно прижимаются к выводам одного аккумулятора (элемента) батареи.
Рис. 1. Нагрузочная вилка НИИАТ ЛЭ-2
При проверке состояния аккумуляторов следует иметь в виду, что если один из аккумуляторов батареи разряжен более чем на 25%! зимой и 50% летом, то к дальнейшей эксплуатации батарея допускается только после подзаряда.
Если аккумулятор заряжен полностью, то его напряжение при замере нагрузочной вилкой не должно падать ниже 1,7 а в течение 5 сек.
При разряде на 25% напряжение понизится до 1,6 в, при разряде на 50% — до 1,5 в.
Разница в напряжении в отдельных аккумуляторах батареи не должна превышать 0,1 в, а плотность электролита не должна отличаться более чем на 1 кг/м3 [0,01 г/мл].
Для проверки состояния и технического обслуживания кислотную аккумуляторную батарею снимают с автомобиля, пользуясь съемником для наконечников проводов и приспособлением для переноски аккумуляторных батарей. Тщательно очищают и протирают ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или каустической соды. Зачищают выводные клеммы от окислов абразивной шкуркой зернистостью № 40—80 и смачивают неконтактные поверхности клемм и межэлементные перемычки техническим вазелином.
Проверяют состояние бака аккумуляторной батареи путем внешнего осмотра; признаками трещин на поверхности бака являются подтеки электролита. Вывертывают пробки из заливочных отверстий аккумулятора и прочищают тонкой проволокой вентиляционные отверстия. Затем проверяют уровень электролита во всех аккумуляторах батареи.
В аккумуляторах, имеющих отдельные заливочные и вентиляционные отверстия, нормальный уровень электролита устанавливается при доливке автоматически.
В аккумуляторах старых конструкций уровень проверяют стеклянной мерной трубкой следующим образом. Опускают трубку вертикально в отверстие для пробки до упора в верхнюю кромку пластин или закрывающего пластины щитка; плотно закрыв паль-Чем верхний конец трубки, в вертикальном положении приподнимают ее над отверстием аккумулятора. Уровень электролита в трубке соответствует уровню электролита над пластинами или щитком и должен быть равен 10—15 мм. Далее сливают электролит из трубки в аккумулятор.
Рис. 2. Проверка плотности электролита
При пониженном уровне доливают в аккумулятор дистиллированную воду, пользуясь резиновой грушей. Электролит доливают только в случаях, когда уменьшение количества его произошло вследствие утечки или выливания через отверстие пробки.
Для проверки плотности электролита кислотомером опускают его наконечник в аккумулятор и грушей засасывают в трубку электролит так, чтобы ареометр всплыл, после чего по делению его шкалы, располагающемуся на уровне электролита, определяют плотность последнего. После этого замеряют нагрузочной вилкой напряжение каждого аккумулятора батареи. Устанавливают аккумуляторную батарею на автомобиль, если проверка показала пригодность ее к дальнейшей эксплуатации.
Техническое обслуживание генераторов и реле-регуляторов
Нормальная работа генератора может быть обеспечена при условии периодического осмотра, очистки и проверки его, без чего ) возможно ухудшение его электрических характеристик. Исправность реле-регулятора в большей степени определяет долговечность службы аккумуляторной батареи.
При ежедневном обслуживании необходимо убедиться в том, что генератор дает зарядный ток.
При ТО-1 проверяют натяжение приводного ремня генератора и смазывают подшипники генератора.
При ТО-2 выполняют все работы ТО-1 и, кроме того, очищают наружную поверхность генератора и реле-регулятора от пыли,, грязи и масла, проверяют состояние коллектора и щеток, продувают полость генератора сжатым воздухом с целью удаления пыли, а также проверяют работу реле-регулятора вольтамперметром.
При проверке и обслуживании генератора снимают защитную ленту генератора и осматривают коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и иметь блестящую пленку светлого или темно-коричневого цвета.
Если коллектор замаслен, то его протирают чистой тряпкой, смоченной в бензине. При окислении или подгорании коллектора его зачищают мелкой стеклянной бумагой до получения чистой полированной поверхности, имеющей яркий цвет красной меди!
Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться к щеткодержателям. Щетки, высота которых менее 16 мм или имеющие значительные повреждения рабочей поверхности, заменяют новыми, которые притирают по коллектору. Для этого коллектор обертывают полоской стеклянной бумаги зерном наружу. Затем устанавливают щетку, прижав ее пружиной щеткодержателя, и протаскивают полоску стеклянной бумаги против направления вращения якоря. Притирку заканчивают, когда щетка плотно прилегает к коллектору.
Для измерения давления щетки на коллектор вкладывают между рабочей поверхностью щетки и коллектором полоску гладкой бумаги и, постепенно оттягивая динамометром щетку от коллектора, одновременно тянут бумажную полоску.
Рис. 3. Панель приборов вольтамперметра
Реле-регулятор проверяют вольтамперметром непосредственно на автомобиле.
Вольтамперметр смонтирован в металлическом ящике со съемной крышкой. На панели прибора размещены: амперметр с пределами измерения 50—0—50 и 1000—0—1000 а; вольт-метр с пределами измерения 0—2,0—10 и 0—20 в; тахометр и реостат нагрузки.
Вольтметр переключают на требуемое напряжение переключателем. Для переключения амперметра на определенный режим имеется переключатель.
Тахометр электроимпульсного типа состоит из микроамперметра, шкала которого проградуирована в оборотах в минуту, и датчика вибрационного типа с питанием от прерывателя-распределителя автомобиля. Питание цепи указателя тахометра осуществляется от батареи карманного фонаря или от аккумуляторной батареи автомобиля через клемму прибора. Перед измерением числа оборотов коленчатого вала двигателя потенциометром устанавливают стрелку прибора на нуль. Тахометр включается переключателем.
Реостат нагрузки комбинированного типа. Он включает пол-зунковый реостат на ток до 10 а и ступенчатый на 5, 10 и 20 а.
Включение и выключение реостата осуществляются гайкой и четырьмя гайками.
Переключатель служит для переключения вольтамперметра при проверке автомобилей, имеющих разные схемы электрооборудования: плюс или минус на массу.
Рис. 4. Схема проверки величины напряжения включения реле обратного тока
Для проверки величины напряжения включения реле обратного тока отсоединяют провод от клеммы Б реле-регулятора; клемму П вольтамперметра соединяют с клеммой Б реле-регулятора. Провод от клеммы М вольтамперметра присоединяют к массе автомобиля, а провод от клеммы В — к клемме Я реле-регулятора.
После этого включают нагрузочный реостат, пускают двигатель и увеличивают число оборотов коленчатого вала до соответствующего началу полной отдачи генератора, устанавливают нагрузку, равную половине номинальной величины тока нагрузки. Переводят работу двигателя на холостой ход (малые обороты), а затем плавно увеличивают скорость вращения коленчатого вала и наблюдают за показаниями вольтметра; при этом напряжение генератора сначала будет плавно повышаться, а в момент замыкания контактов реле обратного тока стрелка вольтметра резко отклонится влево.
Величину максимального напряжения, показанную вольтметром перед замыканием контактов, сравнивают с данными по регулировке.
Для проверки величины обратного тока размыкания контактов реле обратного тока провод аккумуляторной батареи отсоединяют от клеммы Б реле-регулятора и соединяют его с клеммой I вольтамперметра и клемму II вольтамперметра соединяют с клеммой Б реле-регулятора; затем включают реостат нагрузки.
Пускают двигатель и плавно увеличивают скорость вращения коленчатого вала до момента включения реле обратного тока, при этом амперметр будет показывать силу тока заряда аккумуляторной батареи. Плавно снижая скорость вращения коленчатого вала двигателя, наблюдают за стрелкой амперметра; как только стрелка
дойдет до нуля, переводят переключатель массы в положение обратной полярности; при этом амперметр будет показывать силу тока разряда аккумуляторной батареи.
Максимальную силу обратного тока, показанную амперметром в момент размыкания контактов реле обратного тока, сравнивают с данными по регулировке (см. табл. 20). В случае отклонения показаний амперметра от нормы регулируют реле обратного тока.
Регулятор напряжения проверяют следующим образом. Отсоединяют провод от клеммы Б реле-регулятора.
Клеммы II и В вольтамперметра соединяют с клеммой Б реле-регулятора, а клемму М вольтамперметра — с массой автомобиля.
Рис. 5. Схема проверки величины обратного тока
Включают тахометр вольтамперметра и устанавливают «нуль» тахометра, для чего переключатель тахометра ставят в положение «установка нуля» и, вращая рукоятку потенциометра, совмещают стрелку тахометра с красной риской на шкале; после этого переводят переключатель тахометра в положение «измерение».
Рис. 6. Схема проверки регулятора напряжения и ограничителя силы тока
Пускают двигатель и плавно увеличивают скорость вращения коленчатого вала двигателя; напряжение генератора при этом будет сначала повышаться, а затем, несмотря на увеличение скорости вращения коленчатого вала, должно оставаться постоянным. При помощи реостата устанавливают нагрузку, равную 8—10 а, и сравнивают величину напряжения, поддерживаемого регулятором при этой нагрузке, с данными по регулировке. Если величина напряжения не соответствует норме, регулятор напряжения подвергают регулировке.
Ограничитель силы тока проверяют следующим образом. Присоединяют вольтамперметр в соответствии со схемой, показанной на рис. 6. Пускают двигатель и устанавливают скорость вращения коленчатого вала, соответствующую началу полной отдачи генератора. При помощи реостата постепенно увеличивают нагрузку генератора и наблюдают за показаниями амперметра, отмечая при этом такой момент, когда стрелка его остановится и при последующем уменьшении реостатом нагрузки сила тока не будет увеличиваться.
Показания амперметра сравнивают с данными по регулировке и при необходимости регулируют ограничитель тока.
—
Операции технического обслуживания рекомендуется проводить с предварительным контролем технического состояния (диагностики) приборов без их разборки. Техническое обслуживание электрооборудования подразделяется на следующие виды:
— ежедневное обслуживание (ЕО), во время которого проверяют те приборы электрооборудования, которые обеспечивают безопасность движения автомобиля;
— техническое обслуживание (ТО-1 и ТО-2), предназначенное для выявления и предупреждения неисправностей приборов электрооборудования путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, смазочных и регулировочных работ, с тем чтобы обеспечить их безотказную работу в период между техническим обслуживанием;
— сезонное обслуживание (СО) проводят весной и осенью при очередном ТО-1 или ТО-2 для подготовки электрооборудования к эксплуатации в холодное и теплое время года.
Ниже приводится перечень основных операций, которые следует проводить при различных видах технического обслуживания электрооборудования автомобилей с дизельными двигателями.
При ЕО осмотреть и проверить:
— состояние электрических разъемов с прицепом или полуприцепом;
— крепление аккумуляторных батарей и надежность контакта наконечников проводов с выводами батареи;
— работу генератора по показаниям амперметра; действие приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителей и устройства для обмыва ветрового стекла, работу контрольных приборов и звуковых сигналов. Чистоту и сохранность стекол осветительных и сигнальных приборов.
При ТО-1 проводят в полном объеме операции ЕО и дополнительно выполняют следующие:
— очищают аккумуляторные батареи от грязи и следов электролита, прочищают вентиляционные отверстия;
— проверяют уровень электролита и при необходимости доливают дистиллированную воду; крепят генератор, проверяют надежность подсоединения проводов;
— проверяют крепление, установку и действие приборов освещения и сигнализации (фар, подфарников, ламп щитка приборов, задних фонарей, указателей поворота, аварийной сигнализации, звуковых сигналов);
— действие выключателя «массы» аккумуляторных батарей; состояние соединительных колодок и защитных чехлов, наконечников проводов и датчиков;
— работу переключателя света, систем сигнализации аварийного падения давления воздуха в контурах тормозов.
При ТО-2 проводят в полном объеме операции ТО-1 и дополнительно выполняют следующие:
— проверяют и при необходимости устраняют неисправности генератора, регулятора напряжения, стартера, аккумуляторных батарей;
— изоляцию проводов, контактов и защитных резиновых колпаков.
Проверяют наличие защитной смазки на штекерных соединениях электропроводки. Смазывают клеммы и перемычки аккумуляторных батарей. Первый раз через 50 000 км пробега и далее при каждом ТО-2 снимают генератор и проводят его техническое обслуживание. Проверяют крепление стартера, плотность электролита, действие фар и правильность их установки.
При СО весной необходимо снять стартер с двигателя и проверить состояние щеточно-коллекторного узла и контактов реле стартера, провести регулировку реле стартера, проверить работу стартера на стенде. Через 100 000 км пробега, но не реже одного раза в два года разобрать и смазать стартер. Проверить состояние аккумуляторных батарей по плотности электролита и нагрузочной вилкой и при необходимости зарядить.
Осенью дополнительно проверить состояние электрооборудования предпускового подогревателя и его работу; проверить действие систем отопления, обдува и обогрева переднего стекла; проверить работу контрольных приборов на ходу автомобиля.
При техническом обслуживании электрооборудования прице-цов и полуприцепов необходимо при ЕО, ТО-1 и ТО-2 проверять крепление, состояние и действие задних фонарей, стоп-сигнала, указателей поворота, освещение номерного знака и внутреннее освещение в кузове полуприцепов. Протирать стекла всех сигнальных, осветительных приборов и отражателей света, а также штепсельную вилку или розетку электропитания. При ТО-2 проверить состояние электропроводки.
Обслуживание генераторной установки. В процессе эксплуатации генератор не требует смазки, так как смазка заложена на весь срок службы, до капитального ремонта двигателя. При обслуживании генератора необходимо выполнить следующее: снять генератор, осмотреть, очистить его от пыли и грязи; проверить высоту щеток. Высота щеток должна быть не менее 7 мм от пружины до основания щетки. При замене щеток проточить контактные кольца, если их износ превышает 0,5 мм; продуть выпрямительный блок сжатым воздухом; проверить выпрямительный блок на исправность диодов; проверить шарикоподшипники.
В процессе эксплуатации регулятор напряжения не требует регулировок и вскрывать его не рекомендуется (регуляторы напряжения РР356 и Я120).
Генераторная установка — сложное устройство с применением элементов электроники, поэтому при эксплуатации ее необходимо выполнять следующие правила:
1. Перед снятием генератора с двигателя отключить батарею, так как клемма « + » генератора находится под напряжением.
2. Запрещается пуск двигателя при отключенном плюсовом проводе генератора. В противном случае это приведет к возникновению на генераторе повышенного напряжения, опасного для выпрямителей.
3. Запрещается приводить во вращение генератор на двигателе без присоединения к нему регулятора напряжения, так как при этом могут выйти из строя диоды выпрямителя.
4. При продолжительности стоянки автомобиля более 1 ч необходимо отключать батарею во избежание разряда ее через обмотку возбуждения генератора.
5. Запрещается проверять состояние элементов генераторной установки путем соединения гнезда штепсельных разъемов и соединительных проводов перемычки.
6. Запрещается присоединять и отсоединять штепсельные разъемы генераторной установки при работающем двигателе и выключенных аккумуляторных батареях.
7. Присоединять провода к генератору и регулятору нужно в строгом соответствии с маркировкой, указанной на этих изделиях.
8. При срабатывании биметаллического предохранителя от короткого замыкания необходимо найти и устранить неисправность в цепи, а затем, нажав кнопку (до появления щелчка), включить предохранитель.
9. Нельзя отключать батареи при работающем двигателе во избежание повреждения диодов выпрямителя и регулятора напряжения.
10. При установке батарей на автомобиль строго соблюдать полярность подсоединения клемм.
11. При присоединении проводов к клеммам генератора и подтяжке гаек необходимо отсоединить батареи.
12. Во избежание повреждения диодов генератора при под-заряде батарей от внешнего источника необходимо батареи отключить от сети автомобиля.
13. Во избежание выхода из строя электропроводки и ламп задних фонарей при выполнении сварочных работ по кузову массовый провод соединить только с кузовом, но не с рамой.
14. Необходимо постоянно следить за чистотой корпуса регулятора напряжения и надежностью его подсоединения.
Обслуживание стартера (на примере СТ-142):
— снять стартер с двигателя;
— снять крышку со стороны коллектора. Проверить состояние щеточно-коллекторного узла. Поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь подгорания. Протереть поверхность коллектора чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь не удаляется, зачистить коллектор стеклянной шкуркой малой зернистости. При высоте щеток менее 13 мм их необходимо заменить;
— вал стартера в месте, где перемещается привод, смазать смазкой ЦИАТИМ-201 или ЦИАТИМ-202.
Регулировка фар («европейский асимметричный свет»). Для регулировки света фар следует установить автомобиль (без нагрузки и с нормальным давлением воздуха в шинах) на горизонтальной площадке на расстоянии 10 м от стены или вертикального экрана, размещенного в тени перпендикулярно продольной оси автомобиля, после этого выполнить следующее:
Рис. 7. Проверка фар со светораспределением «европейский асимметричный свет»
1. Провести линии:
— две вертикальные на расстоянии А, соответствующем межосевому расстоянию центров фар; эти линии должны быть на одинаковом расстоянии от вертикальной линии, перпендикулярной продольной оси автомобиля;
— горизонтальную Б — Б на уровне высоты центра фар от земли;
— горизонтальную В — В на 300 мм ниже линии центров фар.
2. Включить ближний свет фар и установить оптические элементы, поворачивая винты вертикальной и горизонтальной регулировки так, чтобы горизонтальная ограничительная линия освещенного и неосвещенного участка совпала с линией В — В; наклонные ограничительные линии, направленные вверх под углом 15°, исходящие из точек пересечения вертикальных линий центров фар с горизонтальной линией В — В (точки Р). Максимально допустимое смещение точки перегиба световой границы от точки Р в наружную сторону не должно превышать 200 мм.
Регулировку света противотуманных фар производят поворотом корпуса фары относительно болта крепления в продольной и поперечной вертикальных плоскостях. Необходимо установить форму так, чтобы верхняя граница светового пятна на экране, установленном на расстоянии 5 м перед автомобилем, совпадала с горизонтальной линией, проведенной на расстоянии 100 мм ниже линии высоты центров фар.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание приборов электрооборудования"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы