Неисправности приборов зажигания вызывают либо полное прекращение работы двигателя, либо появление перебоев в его работе. Наличие перебоев в зажигании вызывает падение мощности двигателя, перерасход топлива и разжижение смазки.
Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании приборов зажигания
При ЕО и ТО-1 работы по обслуживанию приборов зажигания не производят.
При ТО-2 очищают поверхности свечей, катушки зажигания и проводов высокого и низкого напряжения от пыли, грязи и масла, вывертывают свечи зажигания, проверяют их состояние и при необходимости очищают от нагара и регулируют зазоры между электродами; снимают прерыватель-распределитель, очищают его наружную поверхность от грязи, масла, проверяют состояние контактов и регулируют зазоры между ними; смазывают валик прерывателя-распределителя.
Надежность работы системы зажигания в первую очередь зависит от величины зазора между контактами прерывателя-распреде-лителя и от чистоты контактов.
Поверхность контактов должна быть чистой, гладкой, без следов окисления, обгорания и сильного износа.
Загрязненные (замасленные) контакты протирают замшей, смоченной в чистом бензине, а затем сухой замшей. Обгоревшие контакты прерывателя-распределителя тщательно зачищают бархатным напильником или стеклянной шкуркой зернистостью 170. Нельзя зачищать контакты наждачной шкуркой. Инструмент для зачистки контактов не должен быть замасленным или грязным.
При зачистке стеклянную шкурку складывают в два слоя и устанавливают между контактами так, чтобы при ее движении одновременно и равномерно очищались оба контакта. После зачистки контактов обдувают панель прерывателя-распределителя
воздухом с целью удаления пыли и протирают контакты замшей, смоченной в чистом бензине. Контакты должны соприкат саться по всей площади. Зазор между контактами должен быть 0,35—0,45 мм Величину зазора регулируют так. Вра> щением валика прерывателя-распредели! теля устанавливают максимальный зазор между контактами. После этого проверяют зазор пластинчатым щупом. При этом щуп должен входить, не отжимая подвижный контакт. Если зазор отличается от нормального (0,35—0,45 мм), то ослабляют винт (рис. 173) крепления пластинки неподвижного контакта и, вращая отверткой регулировочный эксцентриковый винт, доводят зазор до требуемой величины. Затягивают винт и вторично проверяют величину зазора между контактами.
После регулировки зазора динамометром проверяют натяжение пружины рычажка прерывателя, которая должна прижимать подвижный контакт к неподвижному с силой 3,9—5,9 н [400—600 Г].
Свечи зажигания очищают и проверяют на приборе ГАРО М514-2М (рис, 174), состоящем из воздушной камеры, пескоструйной камеры и индукционной катушки с электромагнитным прерывателем. В корпусе прибора имеются резьбовые заглушки, вместо одной из которых ввертывают проверяемую свечу зажигания. Для наблюдения за искрообразованием свечи имеется смотровое окно.
Рис. 173. Винты регулировки зазора между контактами прерывателя
Рис. 174. Прибор для очистки и проверки свечей зажигания
Через штуцер и далее по каналу в распределительную камеру, перекрытую диафрагмой, подводится сжатый воздух от компрессора. По каналам воздух может поступать в воздушную полость, к корпусу для очистки свечи или к отверстию в зависимости от того, какой из регулировочных винтов будет отвернут. Для измерения давления сжатого воздуха имеется манометр. Свечу для очистки вставляют Б резиновую шайбу, которая имеется в пескоструйной камере.
Вторичная обмотка катушки зажигания прибора одним концом соединена с массой, а другим при помощи провода и наконечника — с испытуемой свечой. Параллельно проводу высокого напряжения включен искровой разрядник, предназначенный для ограничения напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Величину зазора между контактами прерывателя катушки зажигания регулируют винтом.
Катушку зажигания включают кнопкой, расположенной на боковой стенке корпуса прибора. Для питания прибора используется постоянный или переменный ток напряжением 12 в.
Свечи на приборе проверяются в среде сжатого воздуха, давление которого должно быть 784—882 кн/м2 [8—9 кГ/см2]. Очистка свечей осуществляется кварцевым песком, просеянным через сетку, имеющую 1000—2500 отверстий на 1 см2.
Зазор между электродами свечи проверяют круглым щупом, а регулируют осторожным подгибанием бокового электрода. Зазор между электродами свечи 0,6—0,8 мм.
Очистку свечи осуществляют следующим образом. Устанавливают под съемную крышку камеры пескоструйной очистки резиновую шайбу с отверстием, диаметр которого соответствует диаметру нарезной части корпуса проверяемой свечи, и вставляют свечу в отверстие шайбы.
Присоединяют прибор к компрессору, отвертывают на 8—10 сек винт для подачи сжатого воздуха в камеру пескоструйной счистки и одновременно вращают свечу рукой. Завертывают винт, вынимают свечу и подставляют ее к отверстию для обдувч свечей. Несколько отвертывают винт и, поворачивая свечу, тщательно продувают ее сжатым воздухом для удаления песчинок и частиц нагара. Затем завертывают винт.
На бесперебойность искрообразования свечу проверяют следующим образом. К зажимам прибора присоединяет провода от аккумуляторной батареи или от трансформатора напряжением 12—24 в и заземляют корпус прибора. Вывертывают одну из резьбовых заглушек и ввертывают в отверстие Испытуемую свечу с резиновой прокладкой. Отвертывают винт и впускают сжатый воздух в прибор под давлением 784—882 кн/м2 [8—9 кГ/см2].
Затем присоединяют наконечник провода высокого напряжения к зажиму испытуемой свечи, нажимают на кнопку включения катушки зажигания и наблюдают в смотровое окно 16 за работой свечи. При этом искра между электродами должна быть устойчивой. Проскакивание искры по поверхности конца изолятора не должно наблюдаться. Затем завертывают винт, вывертывают испытуемую свечу и завертывают резьбовую заглушку.
Установка зажигания на двигателе
Мощность, экономичность и устойчивость работы двигателя в большей степени зависят от правильной установки зажигания. Перед установкой зажигания зачищают контакты и регулируют зазор между разомкнутыми контактами прерывателя-распределителя, как указано выше.
Рис. 175. Установка начального угла опережения зажигания на автомобилях: а — ГАЗ-51А. б — ГАЗ-5ЭА, а – ЗИЛ-130
После этого устанавливают поршень 1-го цилиндра в в. м. т. конца такта сжатия (или немного не доходя до нее). Положение поршня определяется по выходу воздуха из цилиндра через отверстие для свечи. Затем открывают крышку смотрового люка на боковой поверхности картера маховика (ГАЗ-51А) и, медленно проворачивая коленчатый вал, совмещают метку обода маховика с указателем на картере (рис. 175, а). У двигателя ГАЗ-бЗА четвертое деление указателя зажигания должно совпадать с меткой на шкиве коленчатого вала (рис. 175, б). У двигателя ЗИЛ-130 должно быть совпадение установочного пальца с лункой на распределительной шестерне (рис. 176, б). Это положение должно соответствовать моменту начала размыкания контактов прерывателя.
Конец провода подкапотной лампы (отсоединив его у реле-регулятора) присоединяют к нижней клемме катушки зажигания или к выводной клемме низкого напряжения прерывателя-распределителя, отсоединяют трубку вакуумного регулятора от прерывателя (если перед установкой зажигания прерыватель-распределитель с двигателя не снимался).
Вращая регулировочные гайки, стрелку октан-корректора устанавливают на нуль. После установки гайки туго затягивают, ослабляют винт крепления пластины корпуса прерывателя-распределителя, включают зажигание и медленно провертывают корпус прерывателя-распределителя сначала по часовой стрелке так, чтобы контакты прерывателя-распределителя замкнулись, а затем против часовой стрелки до размыкания контактов, которое определяется по вспыхиванию подкапотной лампы.
При определении начала размыкания контактов слегка нажимают пальцем руки на кулачок прерывателя, стремясь повернуть его против направления вращения, для того чтобы «выбрать» зазор в приводе прерывателя-распределителя. После чего, удерживая корпус прерывателя-распределителя от проворачивания, закрепляют его и отсоединяют трубку вакуумного регулятора.
Подкапотную лампу помещают над смотровым люком картера и, вращая коленчатый вал, следят, совпадает ли вспышка лампы с моментом совмещения метки на ободе маховика и указателя на картере. Если при проверке момент вспышки лампы не совпадает с. моментом совмещения метки на маховике с указателем на картере, необходимо уточнить установку зажигания. Далее выключают зажигание, отсоединяют провод подкапотной лампы, устанавливают на место крышку смотрового люка, ротор, крышку распределителя и вставляют в нее провод от катушки зажигания и свечей в соответствии с порядком работы двигателя 1—2—4—3 (ГАЗ-21 «Волга», «Запорожец»), 1—3—4—2 (автомобили «Москвич» всех моделей), 1—5—3—6—2—4 (ГАЗ-51А) и 1—5—4—2— 6—3—7—8 (ЗИЛ-130, ГАЗ-53А) по направлению вращения часовой стрелки.
Окончательно проверяют установку зажигания следующим образом. Прогревают двигатель до температуры воды 80—90° С в системе охлаждения и, двигаясь по ровной дороге на прямой передаче на грузовом автомобиле со скоростью 20—25 км/ч или на легковом со скоростью 30—35 км/ч, дают автомобилю разгон, резко нажав до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой. При этом должны быть слышны легкие, быстро исчезающие детонационные стуки.
Звонкие металлические стуки (сильная детонация) указывают на слишком раннее зажигание. В этом случае необходимо за октан-корректор повернуть по часовой стрелке корпус прерывателя-распределителя на одно деление. Полное отсутствие стуков при разгоне укажет на слишком позднее зажигание; в этом случае необходимо повернуть корпус прерывателя-распределителя против направления вращения кулачка.
При очень раннем зажигании, когда наблюдается сильная детонация, может быть пробита прокладка головки блока и могут прогреть клапаны и поршни. При очень позднем зажигании резко возрастает расход бензина, теряется приемистость двигателя и он чрезмерно нагревается.
Проверка в регулировка фар
Правильная установка фар обеспечивает безопасность движения. Нарушение регулировки фар может вызвать ослепление водителей встречных автомобилей и привести к аварии. Хорошее освещение проезжей части дороги может быть достигнуто при условии, если оси световых пучков фар будут направлены не параллельно горизонтальной поверхности, а с некоторым наклоном вниз.
Не допускаются к эксплуатации автомобили с фарами, не обеспечивающими освещение дороги на расстоянии 30 м при ближнем свете и 100 м при дальнем свете.
Проверяют и регулируют фары в затемненном помещении при помощи специально размеченного экрана. Автомобиль при этом должен быть без груза с нормально накачанными шинами.
При регулировке фар добиваются того, чтобы лучи от каждой фары давали яркое световое пятно овальной формы на определенном месте экрана, находящегося на установленном расстоянии от автомобиля (рис. 176, а).
При проверке фар автомобиль устанавливают на размеченный участок пола перпендикулярно экрану, на расстоянии А от него. Включают дальний свет и, закрыв одну из фар, устанавливают другую фару винтами на верху и с боку фары (ЗИЛ-130, ГАЗ-51А, ГАЗ-53А) так, чтобы центр светового пятна совпадал с точкой пересечения горизонтальной и вертикальной линий на экране.
Рис. 176. Регулировка фар (а), оптическая часть (б) и схема (в) прибора ГАРО для проверки фар
У фар, установленных на кронштейнах, затягивают гайку опоры и вторично проверяют положение светового пятна. Затем аналогичным образом проверяют и регулируют другую фару.
Следует иметь в виду, что рассеиватель в фаре должен быть установлен так, чтобы метка «верх» находилась строго в верхнем положении, так как даже незначительное смещение (поворот) рассеивателя ухудшает освещение дороги.
При отсутствии в автохозяйстве специальной площадки с экраном фары проверяют при помощи прибора. Прибор состоит из оптической камеры (рис. 176, в), разборной базирующей штанги и двух опорных штырей. В походных условиях все части прибора укладываются в деревянном футляре. Проверка установки каждой фары производится раздельно.
Оптическая камера (рис. 176, б) представляет собой металлический корпус, в котором устанавливаются линза, экран и зеркало.
Оптическая камера и опорные штыри (рис. 176, в) монтируются на базирующую штангу. При проверке опорные штыри упираются в места стыка фары с ободком на уровне центров фар, при этом оптическая ось прибора совмещается с вертикальной плоскостью, проходящей через центр проверяемой фары.
Пучок света фар, проходя через линзу, отражается зеркалом и проектируется на экране (матовом) в виде светового пятна, по положению которого относительно контрольных рисок, имеющихся на экране прибора, судят о том, правильно ли отрегулирована фара.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание приборов зажигания и освещения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы