К основным видам работ по обслуживанию смазочной системы двигателей относятся проверка уровня масла в картере, очистка фильтрующих элементов фильтров и набивки сапуна, замена масла в системе и ее промывка.
Уровень масла в картере проверяют ежесменно перед запуском двигателя и в конце смены. У только что остановленного двигателя необходимо подождать 10—15 мин, пока масло стечет в картер. Проверяют уровень масла масломерной линейкой, на которой нанесены две метки. Верхняя метка указывает верхний предельный уровень, выше которого заливать масло не следует, потому что излишки его будут попадать в цилиндры двигателя и там сгорят, образуя нагар на деталях, а повышенный угар масла обусловит увеличенный его расход. Нижняя метка — это нижний предельный уровень, при котором требуется масло долить, так как из-за недостатка его возрастет износ деталей и появятся задиры поршней, цилиндров и подшипников.
Доливают масло той марки, что залито в двигатель, с помощью раздаточных кранов маслораздаточных колонок или топливомаслозаправщиков. В исключительных случаях допускается дозаправлять картеры машин из чистых мерных кружек, закрытых ведер с носиком или небольших канистр. Перед дозаправкой необходимо тщательно очистить заливную горловину от загрязнений.
Перед тем как снять фильтрующий элемент для промывки, следует тщательно вымыть блок двигателя около фильтра, колпаки и корпус фильтров, подставить под фильтры ванночку для сбора масла, которое может вытечь из фильтров при снятии их колпаков.
Грязевые отложения с поверхности фильтрующих элементов ленточно-щелевого типа удаляют сначала деревянной лопаточкой, а затем их очищают волосяной щеткой в ванне с керосином, после чего промывают в чистом керосине и обдувают сжатым воздухом. Очищать элементы следует осторожно, чтобы не повредить навивку. По окончании промывки проверяют целостность элементов осмотром и по выходу пузырьков воздуха при погружении их в ведро с дизельным топливом (рис. 41, а). Фильтрующий элемент с повреждениями заменяют новым или запаивают места повреждения. Площадь пайки одного элемента с учетом предыдущих его ремонтов не должна превышать 10 см2.
У очищенных фильтрующих элементов проверяют пропускную способность, для чего опускают их в ведро с дизельным топливом, предварительно закрыв их отверстие пробкой (рис. 41,6). По секундомеру определяют, за какое время он наполнится топливом. Если время его наполнения превысит 40 с, то элемент заменяют или направляют на дополнительную очистку электрохимическим или другим способом в стационарную мастерскую.
Для сокращения времени простоя машин на техническом рбслуживании загрязненные фильтрующие элементы заменяют чистыми, а загрязненные направляют на очистку механизированным способом. Очищенный элемент в последующем используют как обменный фонд при обслуживании других машин.
Ротор центрифуги очищают в зависимости от степени его загрязнения, определяемой приспособлением КИ-9912 (рис. 42). При наличии загрязнений сверх допустимых величин, значения которых приведены в табл. 3, ротор разбирают и очищают.Внутреннюю часть ротора очищают деревянными чистиками или металлическими скребками, изготовленными из алюминиевого сплава, после чего его промывают в керосине. При необходимости прочищают отверстия форсунок медной проволокой. Очищенный ротор собирают и устанавливают на ось. Он должен на ней вращаться свободно, без заеданий. Действие центрифуги проверяют по продолжительности вращения ее ротора после остановки прогретого двигателя. Замер производят секундомером после остановки двигателя до прекращения характерного шума ротора.
Более точно работоспособность центрифуги можно проверить с помощью автостетоскопа и секундомера (рис. 43).
Рис. 41. Проверка фильтрующих элементов фильтра грубой очистки масла: а — выявление мест повреждения, б — оценка пропускной способности фильтрующего элемента; 1 — ведро с дизельным топливом, 2 — пробка, 3 — фильтрующий элемент остановки двигателя
Рис. 42. Проверка степени загрязнения ротора центрифуги приспособлением КИ-9912:
1 — индикатор часового типа, 2 — индикатор загрязненности ротора, 3 — ротор центрифуги
Рис. 43. Измерение времени вращения ротора центрифуги после
1 — секундомер, 2 — колпак центрифуги, 3 — автостетоскоп КИ-1308В:
Рис. 44. Измерение частоты вращения ротора центрифуги прибором
1—Прибор, 2—пластинка, 3 — центрифуга
Приставив автостетоскоп к колпаку центрифуги, резко выключают подачу топлива и после того, как перестанет вращаться коленчатый вал, включают секундомер, прослушивают шум ротора и выключают секундомер в момент полного затухания шума.
При обоих способах проверки центрифуга считается работоспособной, если продолжительность вращения ротора после остановки двигателя была не менее 35 с. При меньшей продолжительности вращения ротора его снимают, разбирают и устанавливают причину снижения частоты его вращения.
Частоту вращения ротора центрифуги проверяют также прибором КИ-1308В (рис. 44). Перед установкой прибора снимают колпак и на место гайки его крепления ставят прибор, запускают прогретый двигатель и при достижении номинальной частоты вращения коленчатым валом поворачивают крышку прибора против часовой стрелки до максимального выдвижения цластинки. После этого крышку вращают по часовой стрелке и наблюдают за свободным концом пластинки. Как только ее колебания достигнут максимума, определяют частоту вращения ротора по шкале прибора. Если частота вращения меньше 4000 об/мин, необходимо разобрать ротор, выявить причины и устранить их. Собранный ротор ставят на двигатель и снова проверяют частоту его вращения.
Масло в картере обычно заменяют после того, как двигатель отработал установленное количество моточасов. А так как степень его загрузки неодинакова, то бывают случаи, когда меняют масло, пригодное к использованию, или двигатель работает на загрязненном масле, или же в нем ухудшилось качество присадки. Чтобы масло заменять после того, как оно стало непригодным к применению, требуется знать его состояние. Его можно проверить так называемым капельным методом.
На лист фильтровальной бумаги наносят каплю масла, взятую из картера двигателя с помощью масломерной линейки. Она образует на бумаге неоднородное пятно (рис. 45) с темным ядром, вокруг которого располагаются один или два концентрических кольца различных размеров и окраски. Диаметр ядра и его форма, количество и размеры концентрических колец зависят от количества присадки в масле, а на цвет ядра существенное влияние оказывает степень загрязнения масла. Чем больше оно загрязнено, тем темнее ядро. По отношению диаметров указанных колец масляного пятна и оценивают качество масла.
Масло в смазочной системе двигателя заменяют в таком порядке. Сразу после остановки прогретого двигателя выворачивают пробки сливных отверстий картера и сливают отработанное масло в посуду, промывают фильтры и заливают в картер промывочную жидкость, состоящую из дизельного масла (50%) и дизельного топлива (50%). Запускают двигатель и после 2—3 мин его работы останавливают, сливают отработанную промывочную жидкость из системы и заливают в картер свежее масло, марка которого для данной машины указана в карте смазывания.
Лучшие результаты дает промывка смазочной системы с помощью установки ОМ-2871Б (см. рис. 6). В ее ванну заливают промывочную жидкость, в составе которой 80% дизельного топлива и 20% дизельного масла, включают привод и прокачивают ее по смазочной системе неработающего двигателя. Жидкость насосом подается по нагнетательному трубопроводу установки и ее дроссельному отверстию к фильтру двигателя, далее прокачивается по его магистрали и через зазоры между деталями стекает в картер, а через сливное отверстие в нем — в ванну установки, затем снова забирается насосом и подается в систему. Продолжительность промывки 10—15 мин.
Рис. 45. Характер пятна капли масла на фильтровальной бумаге
Дроссельное отверстие установки способствует повышению давления в системе, в результате чего промывочная жидкость нагревается до температуры 60—65° С. Для более полного удаления загрязнений из смазочной системы необходимо периодически проворачивать коленчатый вал двигателя в конце промывки системы.
Установка ОМ-16361 обеспечивает лучшее качество промывки смазочной системы при четырехкратном сокращении расхода промывочной жидкости и 20%-ном уменьшении трудоемкости процесса промывки. Характерной ее особенностью является то, что промывка смазочной системы проводится потоком промывочной жидкости вместе со сжатым воздухом. В качестве промывочной жидкости используют также смесь дизельного топлива и дизельного масла в соотношении 3:1.
При замене масла в смазочной системе двигателей промывают сетку маслозаливной горловины, сапун и его набивку. Промытую набивку разрыхляют, слегка смачивают дизельным маслом и укладывают в корпус вместе с сеткой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание смазочной системы двигателей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы