Неправильная или небрежная эксплуатация кранов может привести к серьезным авариям и несчастным случаям. Поэтому при их эксплуатации прежде всего необходимо руководствоваться и полностью выполнять действующие «Правила технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов».
Рис. 1. Поломка стрелы полупортального крана вследствие запрокидывания
Основные требования
Основные требования техники безопасности при эксплуатации /кранов сводятся к следующему.
1. К самостоятельному управлению кранами и их техническому обслуживанию допускаются лица не моложе 18 лет, пригодные к данной работе по состоянию здоровья (устанавливаемому медицинским освидетельствованием) и имеющие удостоверение на право управления данным типом крана в соответствии с требованиями квалификационных характеристик ММФ. Кроме того, для управления кранами с электрическим (приводом (напряжением тока свыше 36 в) указанные лица должны иметь квалификационное удостоверение по электробезопасности не Ниже II группы.
Рабочие, занятые техническим обслуживанием электрооборудования кранов (напряжением свыше 36 в), должны иметь соответствующее квалификационное удостоверение по электробезопасности не ниже III группы.
Для аттестации портовых рабочих (крановщиков) и рабочих, занятых техническим обслуживанием кранов (слесарей-ремонтников, электромонтеров и др.), в каждом порту создается постоянно действующая квалификационная комиссия под председательством главного инженера порта.
В работе комиссии должен принимать участие на равных правах с членами комиссии непосредственный начальник аттестуемого рабочего.
Портовые рабочие (крановщики автокранов), исполняющие одновременно обязанности шофера, должны иметь дополнительно удостоверение в соответствии с требованиями Государственной автоинспекции (исключение предоставляется только для крановщиков автокранов, не регистрируемых автоинспекцией и работающих только в пределах территории порта).
Знание портовыми рабочими (крановщиками) и рабочими, занятыми техническим обслуживанием кранов (слесарями-ремонтниками, электромонтерами и др.) «Правил технической эксплуатации перегрузочных машин морских (портов», производственных инструкций по управлению данным типом крана и обслуживанию его (разработанных и утвержденных в каждом порту на основании типовой инструкции Госгортехнадзора) проверяются указанной квалификационной комиссией перед допуском каждого рабочего к самостоятельной работе и периодически— один раз в год. При перерыве в работе по специальности на данном типе крана больше гада, перед назначением на новую должность проверка и аттестация производятся заново в установленном порядке.
2. При работе крана портовый рабочий (крановщик) не имеет права отвлекаться от своих прямых должностных обязанностей, а также производить чистку и смазку механизмов.
При работе на кране крановщику запрещается:
— поднимать груз, вес которого превышает грузоподъемность крана на данном вылете или вес которого не известен;
— выдергивать стропы и поднимать грузы, зажатые другими грузами, засыпанные землей, укрепленные или примерзшие к основанию;
— подтаскивать краном грузы, находящиеся за пределами вылета или за просветами люка, а также передвигать краном железнодорожные вагоны (кроме железнодорожных кранов, имеющих специальные сцепные устройства);
— поднимать груз при отклонении грузовых канатов от вертикали;
— раскачивать поднимаемый груз для укладки его вне радиуса действия крана;
— оставлять груз, грейфер, ковш и другие захватные устройства и приспособления (за исключением .стропов) в поднятом положении при окончании работы или в перерыве ее;
— поднимать и перемещать краном людей, за исключением случаев оказания помощи пострадавшим (с принятием при этом необходимых мер безопасности);
— перемещать краном груз над людьми и над жилыми помещениями;
— касаться грузом комингсов люков и бортов судна; загромождать кабины крана посторонними предметами и хранить на кране легковоспламеняющиеся вещества;
— допускать на кран лиц, не имеющих отношения к управлению краном и к эксплуатации его;
— разрешать кому бы то ни было входить на кран или сходить с него во время работы.
Кроме этого, на кранах с групповым приводом, оборудованных фрикционами, категорически запрещается совмещать изменения вылета стрелы с подъемом-спуском и другими движениями.
3. Крановщику запрещается (без указания группового механика) производить самостоятельный ремонт, разборку и регулировку:
— контактов автоматической и защитной электроаппаратуры и концевых выключателей;
— электроизмерительных и опломбированных предохранительных и сигнализационных устройств и приборов (указателей вылета стрелы, ограничителей грузоподъемности, защитных фрикционов механизмов поворота, топливных насосов, регуляторов и форсунок дизелей, манометров и т. п.);
— редукторов и аппаратуры гидравлического и пневматического управления;
— устройств для взвешивания.
4. Крановщик имеет право работать только на исправном кране. При обнаружении во время работы и при приемке смелы неисправностей, которые могут повлечь аварию, падение груза или несчастный случай, крановщик обязан прекратить работу и немедленно доложить сменному механику. К таким нейспра вн остям (относятся:
— повреждение или износ грузовых или стреловых канатов выше допускаемых норм;
— нарушение правильной работы тормозов и фрикционов; . сход канатов с ‘блоков или барабанов; появление ненормальных стуков, недопустимого шума, нагрева деталей и механизмов;
— деформация или разрушение отдельных стержней и соединений металлоконструкции крана;
— повреждение концевых выключателей механизмов изменений вылета стрелы и подъема;
— перегрев электродвигателей или электроаппаратуры; нарушение правил заземления, вызывающее опасность поражения людей током.
5. Крановщик, как правило, должен работать с сигнальщиком. Сигнализация должна (вестись только жестами по установленной системе сигналов. (См. приложение 11 «Правил технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов»), Сигнальщик должен иметь отличительную повязку на правой руке. Крановщик не должен выполнять команды, подаваемые голосом или сигналом неустановленной формы (за исключением команды «стоп», которая немедленно исполняется независимо от кого и кем она подана).
6. Все вращающиеся и движущиеся части (передачи, валы, выступающие шпонки и т. д.) должны закрываться съемными ограждениями. Площадки, проходы, лестницы и галереи, расположенные на высоте, должны иметь надежно закрепленные перила и быть всегда очищены от грязи, масла и льда.
Обслуживающему персоналу запрещается носить одежду, имеющую свисающие концы (рукава и т. д.), и работать безголов но го убора.
7. Крановщик во время своей смены несет ответственность за сохранность крана и за последствия, возникшие в случае нарушения им правил технической эксплуатации, инструкции по управлению данным краном и обслуживанию его и Правил техники безопасности.
Крановщики, нарушившие указанные правила и инструкцию, отстраняются от работы и могут быть вновь допущены к управлению краном только после внеочередной проверки знаний и соответствующей аттестации.
Меры противопожарной безопасности
Крановщики (также рабочие, занятые техническим обслуживанием кранов) должны знать противопожарные травила, а при работе на электрических кранах — и правила оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Для обеспечения противопожарной безопасности необходимо соблюдать следующие меры:
— легковоспламеняющиеся материалы (бензин, керосин, смазочные и обтирочные материалы) нужно иметь на кране в количестве не более суточной потребности и хранить их в закрывающихся металлических ящиках;
— использованные обтирочные материалы необходимо удалять с крана;
— при ремонтных работах пользоваться только переносными электрическими лампами с напряжением не более 12 в; содержать в полной исправности электрооборудование; При возникновении пожара необходимо отключить кран от электрической сети, принять меры к его тушению имеющимися противопожарными средствами (краны должны иметь углекислотные огнетушители, песок и другие подручные средства) и одновременно постараться вызвать пожарную команду.
Расследование аварий и несчастных случаев
При авариях с кранами (также с другими перегрузочными машинами), зарегистрированными в Инспекциях Регистра СССР, и несчастных случаях, происшедших при их эксплуатации, администрация порта (предприятия) обязана немедленно уведомить Инспекцию Регистра СССР в следующих случаях: три разрушении или изломе (изгиб) металлоконструкции крана (стрелы, портала, башни, моста), вызвавших капитальный ремонт или замену отдельных секций, а также при падении или опрокидывании крана; при единичном несчастном случае со смертельным или тяжелым для здоровья исходом, а также групповом несчастном случае с числом пострадавших три человека и более независимо от степени тяжести.
Расследование аварий производит Инспекция Регистра СССР в порядке, установленном Госгортехнадзором.
До прибытия инспектора Регистра СССР администрация должна обеспечить сохранность всей обстановки аварии, если это не представляет опасности для жизни людей и не нарушает порядка работы порта (в противном случае обстановка аварии или несчастного случая должна быть заактирована до возобновления работы).
Аварии и несчастные случаи, происшедшие при эксплуатации кранов и других перегрузочных машин, не регистрируемых в Инспекции Регистр а СССР, расследуются администрацией порта (предприятия) в соответствии с действующими положениями. Уведомление о несчастном случае посылается в профсоюзные организации согласно действующему положению о расследовании и учете несчастных случаев, связанных с производством.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техника безопасности при эксплуатации кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы