Обеспечить безопасность труда каждого рабочего, инженера и служащего, занятого в сфере технического обслуживания и ремонта автомобилей,— задача большого социально-политического и экономического значения. На предприятиях системы автотехобслуживания Минавтотранса РСФСР получило широкое развитие перспективное комплексное планирование мероприятий по охране труда. За одиннадцатую пятилетку на СТО в РСФСР освоено на охрану труда 5,8 млн. р., внедрено новое отечественное и импортное гаражное оборудование на сумму 4,6 млн. р. Это повысило культуру производства и облегчило труд ремонтных рабочих.
На предприятиях автотехобслуживания большое внимание уделяется законодательной регламентации в области охраны труда (ОТ) и, в частности, технике безопасности (ТБ), совершенствованию нормативно-технической документации, направленной на обеспечение безопасных условий труда и создание безопасной техники и технологии.
Проведение организационных, технических, санитарно-гигиенических и противопожарных мероприятий, направленных на создание безопасных высокопроизводительных условий труда, основывается на действующем в стране законодательстве по охране труда. Для повышения научно-технического уровня соответствующей документации на СТО внедряются положения системы стандартов безопасности труда (ССБТ), включающие более 250 государственных и около 200 отраслевых стандартов, а также стандарты и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов.
При проведении ТО и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, на СТО выполняются положения ССБТ в части соблюдения требований безопасности труда согласно: ГОСТ 12.3.017—79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей»; ГОСТ 12.1.004—85 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»; ГОСТ 12.1.019—79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты»; ГОСТ 12.3.005—75 «ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности»; ГОСТ 12.3.009—76 «ССБТ. Работы погрузочно-раз-грузочные. Общие требования безопасности» и другим стандартам, регламентирующим требования к индивидуальным средствам защиты, выбросам вредных веществ, шумам, охране природы, знакам безопасности. Кроме государственных стандартов ССБТ, важными документами являются Строительные нормы и правила (СНиП), правила устройства и безопасной эксплуатации различного оборудования.
Расширение ТО и ремонта автомобилей индивидуальных владельцев, переход на более высокий качественный уровень немыслимы без правильной организации и управления охраной труда. Снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на современном этапе не может быть достигнуто только за счет технических, санитарно-гигиенических и экономических мероприятий без совершенствования методов работы по ОТ, повышения уровня организационной деятельности руководителей и инженерно-технических работников непосредственно на СТО.
Работа диспетчеров, производственных мастеров, приемщиков стола заказов и руководителей других отделов направлена на постоянное обеспечение нормальных условий труда рабочих и ежедневное решение производственной задачи планирования загрузки рабочих с тем, чтобы удовлетворить потребность в ремонте автомобилей и выполнить технико-экономические показатели работы СТО.
Нарушения трудовой и технологической дисциплины, пренебрежение Правилами техники безопасности, халатность, а иногда и пьянство — основные причины несчастных случаев на производстве. Вот почему приобретает остроту вопрос личной ответственности слесаря, жестянщика, сварщика, маляра, мастера, директора СТО за безопасность труда. В связи с этим актуальным стало требование перенести центр тяжести воспитательной, организаторской, профилактической работы в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда непосредственно в цеха и на рабочие места.
Организационные, технические, санитарно-гигиенические и другие мероприятия, направленные на выполнение положений по ОТ, конкретизируются правилами. В системе предприятий автотехобслуживания основополагающим документом являются «Правила по охране труда на автомобильном транспорте». Однако эти Правила не полностью учитывают специфику ТО и ремонта автомобилей на СТО. Поэтому в 1986 г. разработаны инструкции по охране труда на предприятиях системы автотехобслуживания.
В инструкциях для СТО включены такие вопросы, как самообслуживание автомобилей их владельцами на специализированных постах СТО, проведение торговых операций, предпродажная подготовка автомобилей, работа выездных ремонтных бригад при обслуживании транспорта в местах проживания владельцев, работа на охраняемых стоянках автомобилей, в мотелях, деятельность работников консультационных бюро, обслуживание автомобилей по гарантии заводов-изготовителей и другие вопросы.
Если на станции есть посты самообслуживания, то заказчики могут на них обслуживать и ремонтировать автомобили своими силами с использованием инструментов и материалов станции. В этих случаях заказчики обязаны соблюдать установленные Правила техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии. Перед началом работ представитель станции знакомит заказчика с Правилами, о чем делается запись в специальном журнале.
В инструкциях для СТО отражены вопросы ОТ при внедрении новых технологических процессов (например, наклейки и испытания тормозных накладок, противокоррозионное покрытие кузовов автомобилей), работы с электро- и пневмоинструментом. Правила и инструкции определяют единые требования к системам жизнедеятельности предприятий и организаций (отоплению, вентиляции, водоснабжению и др.), раскрывают права и обязанности должностных лиц, а также устанавливают требования безопасности к различным рабочим участкам и местам. Помимо правил и инструкций, на СТО должны выполняться требования органов надзора и контроля за состоянием охраны труда и окружающей среды на производстве (Госгортехнадзо-ра, Госсаннадзора, Госпожнадзора и др.), технической правовой инспекции труда соответствующего ЦК профсоюза.
Рабочие всех профессий и служб СТО, инженерно-технические работники, служащие, практиканты, учащиеся, временно работающие в организации, проходят инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Допуск к работе без прохождения инструктажа не разрешается. Инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий. В производственных объединениях автотехобслуживания или на СТО разрабатываются инструкции по охране труда для каждой профессии или вида работ (рабочего поста, участка) с учетом специфики производства. Инструкции утверждаются администрацией СТО совместно с комитетом профсоюза и вывешиваются на видном месте.
В соответствии с «Положением о разработке инструкций по охране труда», утвержденным Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, областным производственным объединениям и СТО разрешается разрабатывать с учетом конкретных условий предприятий инструкции для работающих отдельных специальностей при отсутствии их в «Правилах по охране труда на автомобильном транспорте». При составлении инструкций требуется отражать в них следующие четыре аспекта: общие требования, перед началом работы, во время работы, по окончании работы. Содержание общих требований по охране труда должно отражать следующие положения. Основной задачей всей работы по технике безопасности является предупреждение несчастных случаев с работающими на рабочем месте. Каждый вновь поступивший на предприятие рабочий обязан пройти в отделе техники безопасности вводный инструктаж, получить экземпляр инструкции и удостоверение о прохождении инструктажа и предъявить это удостоверение администрации цеха (мастеру). До того, как новый рабочий приступит к работе, мастер должен проинструктировать его на рабочем ме^те. Мастер может допустить рабочего к самостоятельной работе после того, как убедится, что новый рабочий усвоил безопасные приемы работы. Если рабочий применяет неправильные, опасные приемы работы, мастер должен немедленно повторно объяснить ему, как следует работать правильно и лично показать безопасные приемы работы.
Организация работ по охране труда
Общее руководство работой по охране труда в областных производственных объединениях автотехобслуживания возлагается на руководителя (директора, начальника) и главного инженера.
В производственных объединениях, на СТО в зависимости от числа работающих штатным расписанием устанавливается количество освобожденных работников службы охраны труда: один — при численности работающих 250—500 чел.; два — при численности 501 —1500 чел.; три (бюро, группа) — при численности свыше 1500 чел. На должность инженера (ст. инженера) по охране труда назначаются лица, имеющие высшее образование. В своей деятельности они подчиняются главному инженеру.
Главные механики, главные энергетики, главные конструкторы, главные технологи производственных объединений (в зависимости от наличия по штатному расписанию) должны осуществлять мероприятия по внедрению безопасных и безвредных условий труда в соответствии с разработанными для них положениями. Руководство охраной труда на СТО, в цехах, на производственных участках возлагается соответственно на руководителей СТО, на начальников цехов и участков. На СТО, где должность инженера по охране труда штатом не предусмотрена, приказом руководителя станции из числа ИТР назначается лицо, ответственное за охрану труда, обязанное заниматься вопросами охраны труда не менее 1 ч в день.
Все руководители производства участвуют в административно-техническом (трехступенчатом) контроле за выполнением мероприятий по охране труда. Этот контроль является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза на СТО. Осуществляется он снизу доверху в три этапа (ступени.).
Трехступенчатый контроль не исключает проведения административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей, инженерно-технических работников. В зависимости от специфики производства, структуры предприятия и мощности его подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится: на первой ступени — на участке цеха, в смене или бригаде; на второй — в цехе, на производстве или участке СТО; на третьей ступени — на предприятии в целом.
Первая ступень. Ежедневно до начала работы мастер, механик, руководитель участка обходят все рабочие места. Они проверяют чистоту рабочих мест, состояние гаражного и станочного оборудования, ограждений, исправность инструмента и приспособлений, правильность использования рабочими средств индивидуальной защиты и состояние пожарной безопасности. При обнаружении неисправности оборудования, нарушения Правил техники безопасности принимаются меры к их устранению и производится запись в книге мастера или руководителя участка.
Вторая ступень. Два раза в месяц руководитель СТО с представителем комиссии охраны труда обходят вверенные им участки работы. После обхода они дают соответствующие распоряжения об устранении недостатков, выявленных во время осмотра. Все замеченные недостатки или нарушения Правил и требований охраны труда вносятся в журнал.
Третья ступень. Контроль проводится с привлечением технических специалистов и руководителей объединения не реже 1 раза в квартал. Наряду с другими вопросами на третьей ступени проверяются состояние травматизма и условий труда, показатели улучшения условий труда (комплексный коэффициент), выполнение соглашения по улучшению условий труда.
По результатам проверки составляется протокол, в котором указываются недостатки и нарушения, назначаются ответственные за выполнение намеченных мероприятий, устанавливаются сроки исполнения.
В отдельных случаях в протоколе комиссии предусматриваются меры дисциплинарной ответственности руководителей подразделений.
Требования безопасности к технологическим процессам
Безопасность технологического процесса ТО и ремонта автомобиля на рабочем месте регламентируется ГОСТ 12.3.002—75 «ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.017—79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности». Основные требования по безопасности труда излагаются в «Инструкции по охране труда и технике безопасности на предприятиях системы автотехобслуживания». Удовлетворение психофизиологических требований обеспечивается внедрением рационального режима труда и отдыха, цветовой отделкой помещения и оборудования участка.
Содержание вредных примесей в воздухе должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.005—76 «ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны производиться на постах (специально отведенных местах), оснащенных необходимыми устройствами, приборами и приспособлениями. Посты ТО и ремонта должны располагаться так, чтобы расстояние между автомобилями, автомобилями и конструкциями здания обеспечивало удобство работы и безопасность.
На постах механизированной мойки, диагностирования и других, оснащенных специальным технологическим оборудованием, расстояния между автомобилями и конструкциями здания должны устанавливаться в зависимости от вида и габаритов технологического оборудования.
Все виды работ по ТО и ремонту проводятся при выключенном двигателе, за исключением тех случаев, когда работа двигателя требуется по технологии. При этом требуется наличие местного отсоса для удаления отработавших газов.
В помещениях с поточным движением автомобилей обязательно устройство звуковой и световой сигнализации, своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале движения автомобиля с поста на пост. Посты должны иметь сигналы аварийной остановки.
Если снятие агрегатов и деталей связано с большими физическими усилиями или их расположение создает неудобства в работе, применяют соответствующие приспособления, обеспечивающие безопасность при выполнении этой работы. Снятие, транспортировку и установку крупногабаритных агрегатов массой более 20 кг осуществляют при помощи подъем-но-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими надежное удержание агрегатов.
Перед снятием агрегатов или деталей, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобилей, предварительно сливают топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальные резервуары, не допуская проливания. При установке автомобиля на поворотном стенде его надежно закрепляют, снимают аккумуляторную батарею, при необходимости сливают топливо, масло и охлаждающую жидкость. Слив топлива производят в местах, исключающих возможность его возгорания. Хранение слитого топлива на постах ТО и ремонта запрещается.
На СТО при выполнении некоторых работ могут произойти несчастные- случаи и тогда пострадавшему необходимо оказать первую (доврачебную) медицинскую помощь. При установке или снятии тяжелых деталей — колес автомобиля, передних и задних мостов, коробок передач возможны ушибы. При нарушении правил погрузки и выгрузки агрегатов, тары, падении в осмотровую канаву, наезде автомобиля возможны переломы.
При выполнении сварочных и медницких работ, при применении щелочей и кислот возможны ожоги (четырех степеней). Наиболее тяжелые и опасные ожоги третьей и четвертой степеней.
На производственных участках СТО, где выделяются отработавшие газы, окись углерода, пары свинца, бензола, бензина, могут возникнуть отравления.
На предприятии возможны случаи перегрева тела и тогда возникает тепловой удар, а при применении сжатых газов и в зимнее время бывают случаи обмораживания.
Производственная санитария
Правилами по охране труда на СТО закреплены требования к электробезопасности, освещению, отоплению, вентиляции, водоснабжению и канализации, к содержанию санитарно-бытовых помещений, территории. Оборудование, инструменты, приспособления должны отвечать требованиям электрической безопасности и «Правилам технической эксплуатации электроустановок». За состояние электрооборудования отвечает главный энергетик или лицо, на которое возложены обязанности главного энергетика (ответственный за электрохозяйство).
Работы электротехнического персонала на СТО могут проводиться в порядке технической эксплуатации, по распоряжению (устному или письменному), по наряду. Перечень работ, проводимых тем или иным способом, устанавливается ответственным за электрохозяйство в зависимости от квалификации электротехнического персонала.
Все нетоковедущие части электрооборудования (в том числе и переносного) должны быть надежно заземлены (при использовании для электроснабжения схемы с глухозаземленной нейтралью). Обязательно наличие видимого соединения нетоковедущих частей с нулевым проводом. Предохранительные устройства должны иметь вставки, предусмотренные проектом. Использование некалиброванных вставок запрещается. Исполнение электрооборудования должно соответствовать условиям работы по степени защиты и в пожарном отношении.
К работе с ручными электрическими машинами или инструментом допускаются рабочие, прошедшие производственное обучение и имеющие квалификационную группу по электробезопасности. Электроинструмент выдается после проверки вместе с защитными приспособлениями.
Переносной электроинструмент должен быть на напряжение 12 В для особо опасных условий труда и работ на улице, 42 В — для остальных случаев. При необходимости использования переносного электроинструмента на напряжение выше указанного используют основные и дополнительные средства защиты. Присоединение переносного оборудования осуществляется при помощи штепсельных соединений (при мощности выше 5 кВт через пусковую аппаратуру). Электротехнический персонал проходит обучение и сдает экзамены на квалификационную группу 1 раз в год, а административный — 1 раз в 2 года.
За состояние естественного и искусственного освещения отвечает главный энергетик предприятия или лицо, на которое возложены обязанности главного энергетика (ответственный за электрохозяйство). Предприятия, имеющие газоразрядные источники света мощностью 150 кВт и более, должны иметь электротехнический персонал для их обслуживания. Искусственное освещение на рабочих местах, в бытовых вспомогательных помещениях должно удовлетворять требованиям СНиП 11-4-79. Очистка осветительной аппаратуры производится на деревообрабатывающем и шиномонтажном участках, постах мойки 1 раз в месяц, на аккумуляторном, кузнечном участках — 1 раз в 2 мес, в зонах ТО, в цехах слесарно-механическом, ремонта электрооборудования, ремонта приборов — 1 раз в 3 мес.
Ответственность за техническое состояние, эксплуатацию, своевременный ремонт отопления предприятия возлагается на ответственное лицо, а по цехам и участкам — соответственно на начальников цехов и участков. Отопление (совместно с вентиляцией) должно обеспечить температуру в соответствии с нормативными требованиями. Перед началом отопительного сезона котельные, калориферные установки и приборы местного отопления должны быть тщательно проверены и отремонтированы. Неисправные отопительные приборы и печи допускать к эксплуатации не разрешается.
Машинисты, кочегары, истопники и лица, выделенные согласно приказу, должны ежегодно перед началом отопительного сезона проходить обучение с последующей сдачей экзаменов. Лицам, обслуживающим котлы в неавтоматизированных котельных, запрещается оставлять котлы без присмотра.
В пожаро- и взрывоопасных помещениях все металлические элементы вентиляционных установок должны быть заземлены. Конструкция и материал элементов должны исключать возможность ценообразования. Каждое из таких помещений оборудуется отдельной вентиляционной системой. Воздух, содержащий пыль, должен подвергаться очистке.
Вентиляционные камеры должны быть закрыты на замок, вход в них посторонним лицам запрещен, хранить в вентиляционных камерах оборудование или материалы запрещается. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в’ воздухе рабочей зоны должны быть не более указанных в ГОСТ 12.1.005—76.
Руководитель СТО несет ответственность за рациональное использование воды и качество сточных вод (водоснабжение и канализация). СТО оборудуются хозяйственно-питьевым, производственным и противопожарным водопроводами, возможно применение повторного и оборотного водоснабжения в соответствии с СНиП 2.04.01-85 и П-93-74.
СТО оборудуется бытовой и производственной канализацией, возможно их объединение. При наличии хозяйственно-питьевого водопровода устройство внутренней канализации обязательно. Если в смене занято до 25 чел., а централизованный источник водоснабжения отсутствует, допускается обеспечение питьевой водой в зависимости от местных условий. Сточные воды от мойки автомобилей, деталей, полов в помещениях ТО должны очищаться в местных очистных установках (грязеотстойниках, бензо- и маслоуловителях), если концентрация нефтепродуктов при сбросе составляет 4,4 мг/л.
Очистка грязеотстойника с ручным удалением осадка должна производиться в основном не реже 1 раза в неделю, а с механическим — ежедневно. Местные очистные установки должны размещаться вне зданий на расстоянии от наружных стен не менее 6 м. Как исключение, эти установки допускается размещать в отдельно стоящих зданиях для мойки автомобилей. Устройство фекальной канализации необязательно на предприятиях при количестве работающих в смену не более 25 чел. В этом случае необходимо предусматривать устройство наружных уборных с выгребными ямами. Удаление сточных вод от душевых и умывальников решается в зависимости от местных условий.
углекислотный огнетушитель, ящик с песком, полотно (асбест, войлок), два лома, три багра, два топора. Пожарные щиты должны устанавливаться в помещениях на видных и легкодоступных местах по возможности ближе к выходам из помещений. Территории предприятий обеспечиваются пожарными щитами (из расчета один щит на площадь до 5000 м2). В составе пожарного щита песок может быть заменен флюсами, карналлитом, кальцинированной содой или другими местными негорючими сыпучими материалами.
Необходимое количество первичных средств пожаротушения рассчитывают отдельно по каждому этажу и помещению, а также по этажам стоянок.
Если в одном помещении находится несколько различных по пожарной опасности производств, не отделенных друг от друга противопожарными стенами, все эти помещения обеспечиваются пожарным инвентарем и другими видами средств пожаротушения по нормам наиболее опасного производства. При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам.
На случай возникновения пожара должна быть обеспечена возможность безопасной эвакуации людей. Согласно СНиП 2.01.02-85 должно быть не менее двух эвакуационных выходов. При возникновении пожара весь состав добровольной пожарной дружины и все работающие на предприятии принимают участие в его ликвидации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техника безопасности, производственная санитария и пожарная безопасность на СТО"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы