При эксплуатации дорог их покрытия подвергаются воздействию от движущихся транспортных средств, различных климатических факторов и т. д., что вызывает деформацию, разрушение и износ покрытия. Неисправности дорожного покрытия, приводящие к снижению эксплуатационных качеств дороги, устраняют ремонтными работами.
Различают текущий, средний и капитальный ремонты дорог. Текущий ремонт выполняют преимущественно в теплое время года, при температуре воздуха не ниже +5 °С. Однако, если возникшие неисправности могут привести к большим разрушениям, то ремонтируют дорогу независимо от температуры воздуха.
Средний ремонт производят в соответствии с установленными межремонтными сроками, т. е. 1 раз в течение нескольких лет, с целью усиления дорожного покрытия путем восстановления слоя износа. Работы по среднему ремонту отличаются значительными объемами и могут охватывать до 40% всей площади покрытия. Капитальный ремонт выполняется периодически в установленные межремонтные сроки с целью полного восстановления или повышения прочности дорожного покрытия, или же при необходимости изменения геометрических параметров дорожного покрытия. Отличительная особенность капитального ремонта — объемы работ охватывают всю ширину дороги на большом протяжении.
При текущем ремонте асфальтобетонных покрытий устраняют трещины, выбоины, просадки, волны и наплывы на покрытии, а также повреждения бортового камня. v Заделка трещин — одна из наиболее часто встречающихся не-’ исправностей асфальтобетонного дорожного покрытия. Раскрытые трещины способствуют ускоренному разрушению покрытия, поэтому ^своевременная их ликвидация обеспечивает сохранение асфальтобетона в надлежащем эксплуатационном состоянии. При ремонте трещины заполняют герметичными материалами. Этой операции предшествует тщательная очистка трещин (металлическими крючками и сжатым воздухом) от загрязнений и пыли, чтобы обеспечить надлежащее сцепление заполняющего материала с асфальтобетоном. Если ширина трещин менее 5 мм, то для их заполнения применяют разжиженный битум, или специальную резинобитумную мастику, если более 5 мм — разжиженный битум или вяжущие мастики. После заполнения трещин разжиженным битумом их присыпают минеральными материалами. Если дорожное покрытие имеет сетку мелких трещин, рекомендуется не заливать их по отдельности, а отремонтировать все покрытие.
Трещины заделывают в сухую погоду, при температурах не ниже 5° С специальной машиной. Наиболее целесообразно работы проводить весной или осенью.
Выбоины и просадки резко снижают эксплуатационные качества покрытий. При ремонте разрушений шрожных покрытий вначале выполняют подготовительные работу ямы и.выбоины тщательно очищают от загрязнений и отмечают их контуры прямыми линиями, перпендикулярными и параллельными оси дороги. Если выбоины расположены на небольшом расстоянии друг от друга, то их объединяют в одну общую карту. Расстояние от повреждения до границы ремонтируемого участка должно быть в пределах 3—5 см. Затем по намеченному контуру вырубают ремонтируемую часть на глубину разрушений, но не менее чем на 3—4 см.
При ремонте двух- или многослойного покрытия, когда сцепление верхнего слоя неудовлетворительное, вырубают его на всю глубину. Также поступают со вторым и последующими слоями, если повреждение распространяется и на них. Стенки вырубленного контура должны быть строго отвесными. Затем ремонтируемое место тщательно очищают от вырубленного асфальтобетона и загрязнений и смазывают внутренние поверхности жидким или вязким (разжиженным) битумом.
В подготовленное таким образом место укладывают горячую асфальтобетонную смесь с температурой 150—180 °С. В зависимости от глубины вырубки смесь укладывают в один (при глубине менее 5 см) или в два слоя, причем она должна быть несколько выше дорожного покрытия с учетом того, что горячие смеси уплотняются при коэффициенте уплотнения 1,25—1,35. В картах площадью до 3—5 м2 смесь уплотняют с помощью ручного инструмента, пневмо- или электротрамбовками. Моторные катки применяют при ремонте карт большой площади. Места сопряжения вновь уложенного и старого асфальтобетона тщательно заглаживают, чтобы поверхность покрытий была ровной, без наплывов и открытых швов.
Разрушения заделывают механизированным способом, с помощью соответствующих машин. Для уборки загрязнений (при подготовке покрытия к разметке) применяют подметально-уборочные или поливочно-моечные машины. Основной цикл работ выполняют с помощью машин для текущего ремонта дорог и тротуаров. При ремонте разрушений покрытия на больших площадях (площадь карты более 25 м2) применяют асфальтораскладчик для раскладки и разравнивания асфальтобетонной смеси.
Кроме этого способа ремонта, все большее распространение находит метод ремонта, основанный на разогреве поверхности ремонтируемого места. Для разогрева применяют асфальторазогрева-тели двух типов: машины, воздействующие на асфальтобетон открытым пламенем, и разогреватели беспламенного типа. Работа асфальторазогревателей с открытым пламенем несовершенна, так как при этом происходит выгорание битума в асфальтобетоне и он теряет пластичность. Работе разогревателей такого типа сопутствуют шум, копоть, дым, что не отвечает условиям работы на городских дорогах и требованиям охраны окружающей среды. Более совершенны асфальторазогреватели, снабженные горелками инфракрасного излучения. В этом случае асфальтобетон сохраняет при разогреве свои физико-механические свойства и приобретает необходимую для производства ремонта пластичность. Ремонтируемое место (после тщательной очистки от загрязнений) разогревают с помощью инфракрасных горелок до температуры 130—150 °С. разогретый асфальтобетон взрыхляют, добавляют в него некоторое количество асфальтобетонной смеси и уплотняют ее моторным катком или с помощью ручного инструмента. Такие асфальто-разогреватели снабжают переносной линейкой с горелками инфракрасного излучения, бункером для перевозки асфальтобетонной смеси. Переносную линейку с горелками инфракрасного излучения применяют для ремонта удлиненных выбоин, широких трещин, а также поврежденных мест, расположенных вдоль бортового камня или стен зданий.
При отсутствии разрывов покрытий небольшие волны и наплывы устраняются путем укатки деформированных участков покрытий. Для обеспечения надлежащего качества работ участку с волнами и наплывами необходимо придать пластичность путем нагрева его с помощью асфальторазогревателя горелками инфракрасного излучения. Перед нагревом ремонтируемый участок тщательно очищают от загрязнений, а после нагрева укатывают моторным катком до тех пор, пока не устранят волны и наплывы. При высоких температурах воздуха, вызывающих размягчение дорожного покрытия, волны и наплывы устраняют без предварительного нагрева деформированного участка с помощью асфальторазогревателя.
Участки дорожного покрытия большой площади, имеющие значительные по высоте наплывы и волны, образовавшиеся в результате нарушения сцепления верхнего слоя асфальтобетона с основанием, ремонтируют путем полной замены покрытия. Для чего асфальторазогревателем нагревают, а затем удаляют верхний слой. После этого укладывают асфальтораскладчиками свежую сдвиго-устойчивую асфальтобетонную смесь и укатывают ее.
Для исправления посадок и мелких повреждений бортового камня с помощью электро- или пневмоинструмента вскрывают покрытие вдоль просевшего бортового камня. Затем поднимают просевшие камни с помощью навесного оборудования ЭД-ЗМ к экскаватору «Беларусь», выравнивают и исправляют основание под камнем, используя цементный раствор или бетонную смесь. Бортовой камень тщательно промывают и вручную устанавливают в проектное положение, заполнив швы цементным раствором. После этого вручную (или с помощью машины для текущего ремонта) заделывают разрушенное дорожное покрытие.
Мелкие повреждения на поверхности бортового камня исправляют следующим образом. Поверхность тщательно очищают от загрязнений и пыли механической щеткой и промывают 30%-ным раствором соляной кислоты. Кистью или распылителем наносят на очищенную поверхность коллоидный цементный клей и сразу же вручную заделывают повреждения смесью цементопесчаного бетона. Смесь должна выступать над поврежденной поверхностью на 20— 25% глубины разрушения. Затем ее уплотняют поверхностным вибратором до общего уровня.
При текущем ремонте цементобетонных дорожных покрытий заполняют и заделывают поврежденные швы, устраняют шелушение, трещины, выбоины и раковины.
Перед ремонтом швов предварительно очищают ремонтируемые места от загрязнений и масляных пятен при небольших объемах вручную с помощью жестких, металлических щеток, а при значительных — электрощетками. Масляные пятна удаляют путем их обработки водным раствором соляной кислоты или с помощью пескоструйных аппаратов. Очищенные места промывают водой (поливочно-моечной машиной) и продувают сжатым воздухом, удаляя оставшуюся в ремонтируемых местах воду. От качества подготовительных работ в значительной степени зависит прочность сцепления поврежденных поверхностей цементобетона с ремонтными материалами и, следовательно качество ремонта, т. е. качество заделки поврежденных мест резино-битумной мастикой и герметизирующими пастами. Мастику или пасту в поврежденные места подают специальными машинами, а при небольших объемах работ — ручными заливщиками трещин. При глубоком разрушении кромок шва, превышающем 4—5 см, поврежденное место вырубают, очищают и заделывают бетоном.
В разрушенном месте пропиливают паз на глубину не менее 7 см, используя для этого нарезчик швов или бетонорежущую пилу, после чего подготовленное для ремонта место вручную под-грунтовывают цементным раствором. Заполнив швы и ремонтируемые места мастикой или пастой, их посыпают минеральным порошком или заклеивают рулонной бумагой.
Для устранения шелушений ремонтируемую поверхность цементо-бетонного покрытия тщательно очищают от загрязнений с помощью электрощеток или пескоструйного аппарата. Если ремонтируемая поверхность сильно загрязнена, имеет масляные пятна, то ее очищают водным раствором соляной кислоты, а затем промывают водой (поливочно-моечной машиной) и продувают сжатым воздухом от компрессорной установки, удаляя оставшуюся на ремонтируемой поверхности воду. При отсутствии сжатого воздуха ремонт поверхности начинают только после ее полного высыхания. При глубине разрушений до 1 см шелушения устраняют с помощью ручного заливщика или машины для заливки трещин, которые распределяют по поврежденной поверхности специальную мастику, приготовленную на основе эпоксидного клея. При глубине разрушений более 1 см (но не более 3 см) поврежденную поверхность заделывают эпоксидно-минеральной смесью.
Смесь посыпают песком с помощью пескоразбрасывателя и уплотняют катками.
Заделывать трещины рекомендуется незамедлительно после их образования, так как они влекут за собой дальнейшее разрушение покрытий. До заделки трещина должна быть очищена от каменной мелочи, загрязнений и пыли (крючками и стальными щетками) для обеспечения хорошего сцепления ремонтного материала с цементобетоном. После очистки трещину заделывают жидким или разжиженным битумом, мастикой, битумной эмульсией или бетонной смесью. В зависимости от объемов работ и размеров трещин по глубине и широте их заделывают с помощью краскопульта или заливщика трещин.
Заделывая выбоины и раковины глубиной до 5 см на цементо-бетонном покрытии, отмечают прямыми линиями их контуры, по которым с помощью нарезчика швов или пневмоинструмента вырезают цементобетон. Затем с помощью электро- или пневмоинструмента взламывают бетон. Ремонтируемое место тщательно очищают от остатков бетона и загрязнений, используя для этого электрощетку или сжатый воздух от компрессора, и промывают. Затем внутренние поверхности грунтуют эпоксидным клеем и укладывают в вырубки песчанобетонную смесь. Небольшие вырубки уплотняют вручную, большие — поверхностными вибраторами.
Выбоины и раковины глубиной более 5 см устраняют после вырубки и очистки подготовленного места иным способом. Края вырубки и ее дно увлажняют в течение нескольких часов водой. На смоченную поверхность наносят тонкий слой цементопесчаного раствора. Затем в вырубку укладывают песчанобетонную или цемен-тобетонную смесь и уплотняют ее вручную (трамбовками) или поверхностными вибраторами.
Средний ремонт асфальтобетонных покрытий включает в себя восстановление слоя износа, устранение просадок и проломов, а также замену бортового камня.
Вместо изношенного слоя устраивают тонкослойное асфальтобетонное покрытие, которое служит также для выравнивания поверхности и восстановления монолитности дорожного покрытия. Если на покрытии имеются трещины, выбоины или просадки, они должны быть тщательно заделаны и исправлены. Перед укладкой слоя износа покрытие очищают от загрязнений подметаль-но-уборочными или поливочно-моечными машинами, а затем с помощью автогудронатора смазывают всю площадь разжиженным битумом или эмульсией. После того, как растворитель в разжиженном битуме или эмульсии испарится, с помощью асфальтоукладчика укладывают асфальтобетонную смесь обычно в теплую, сухую погоду, при температуре окружающего воздуха не ниже 15—20°С. Для обеспечения шероховатости поверхности слоя износа применяют асфальтобетонные смеси с повышенным содержанием щебня. Уложенную смесь уплотняют катками.
Просадки и проломы большими картами при среднем ремонте устраняют так же, как и при текущем. Отличие заключается только в объемах работ, которые при среднем ремонте значительно больше. В этом случае применяются более рациональные приемы работы, в частности, используются асфальторазогреватели с горелками инфракрасного излучения, позволяющие исключить малопроизводительные операции по вырубке поврежденного асфальтобетона.
Вышедший из строя бортовой камень заменяют с помощью компрессора, обеспечивающего подрубку и разрушение швов, а также разрушение прилегающего к камню дорожного покрытия. Остальные работы (по выемке камня и его замене) производят вручную или универсальными средствами. Если предстоит заменить несколько бортовых камней, то первый из них подготавливают к выемке с помощью компрессора, а остальные — с помощью экскаватора со специальным навесным оборудованием ЭД-ЗМ (выемку сменяемого камня, отвалку и погрузку его в транспортные средства).
С помощью этого же оборудования разгружают бортовые камни и подают их к месту установки. После выемки заменяемого бортового камня выравнивают грунт и исправляют корыто. Камень после установки вручную или с помощью оборудования ЭД-ЗМ тщательно выравнивают по высоте и затем ставят прилегающий к нему камень. Швы между камнями заполняют цементным раствором, а пазухи цементобетонной смесью. Места примыкания бортовых камней к покрытиям заделывают асфальтобетоном вручную или машиной для текущего ремонта.
Во время среднего ремонта цементобетонных покрытий дорог исправляют просадки и изношенные места площадью более 200 м2, заменяют отдельные дефектные плиты, а при сплошном шелушении устраивают защитный слой.
Для устранения просадок поднимают цементобетонную плиту на высоту, соответствующую глубине просадки, используя домкраты или сжатый воздух от компрессорной установки. Для установки домкратов в плите просверливают отверстия с таким расчетом, чтобы на 3,5 м2 плиты приходился один домкрат. Кроме того, с помощью перфоратора с буром или электросверлильной машины в плите просверливают дополнительные отверстия меньшего диаметра для нагнетания через них заполняющего материала. Плиту поднимают так, чтобы она была на одном уровне (заподлицо) с окружающими плитами. Затем с помощью растворонасоса или аппарата торкретирования через дополнительные отверстия нагнетают заполняющий материал — тощий цементный раствор или грунтосиликат-ные смеси с добавлением цемента.
После заполнения пустот домкраты снимают, отверстия заполняют бетонной смесью и швы немедленно заделывают мастикой вручную или с помощью заливщика швов.
Для подъема плиты сжатым воздухом в ней тоже высверливают отверстия большого диаметра из расчета — одно отверстие на 3—3,5 м2. Для подъема плиты и нагнетания в нее заполняющего материала все отверстия, кроме одного, закрывают пробками. Через открытое отверстие нагнетают заполняющий материал, затем переходят к другому отверстию до тех пор, пока плита не будет на одном уровне (заподлицо) с соседними плитами. Материал нагнетают до тех пор, пока он не начнет вытекать через швы.
При ремонте проломов, изношенных мест на дорожном покрытии площадью более 200 м2 производят разметку, вырубку пневмо-инструментом и тщательную очистку ремонтируемых мест электрощеткой или вручную. Затем проверяют качество основания и, если требуется, удаляют подстилающий слой на глубину не менее 20 см и заменяют его новым. Стенки ремонтируемых мест после обрубки и очистки смазывают цементопесчаным раствором, а затем в них укладывают и уплотняют бетонную смесь.
Если необходима замена отдельных плит в цементобетонном покрытии, то после удаления с помощью автокрана заменяемой плиты проверяют качество основания и при необходимости исправляют его. Затем с помощью крана наводят на место укладки новую плиту. При опускании эта плита должна соприкоснуться с подготовленным основанием одновременно всей своей поверхностью. Укладка плиты должна происходить без перекосов с сохранением продольных и поперечных швов дорожного покрытия. Затем плиту с помощью вибратора осаживают на проектное место и стыки заделывают.
Защитный слой при сплошном шелушении устраивают после устранения всех дефектов дорожного покрытия— выбоин, трещин, повреждений швов и т. д. Эти работы должны быть завершены заблаговременно за 2—3 недели до устройства защитного слоя. Подготовленное таким образом покрытие с помощью подметально-убо-рочной машины тщательно очищают от загрязнений и по очищенной поверхности разливают жидкий битум, нагретый до температуры 150°С; жидким, а потом вязким битумом обрабатывают с помощью автогудронатора. Затем уплотняют защитный слой катками, а через день после этой операции дорожное покрытие посыпают с помощью пескоразбрасывателя гранитным отсевом (с фракциями 5—10 мм). При сплошном шелушении глубиной менее 3 см покрытие ремонтируют с помощью цементно-песчаной смеси, для чего его сначала тщательно очищают металлической щеткой от загрязнений и пыли, затем промывают (поливочно-моечной машиной), обрабатывают коллоидным клеем, с помощью бетоноукладчика распределяют по нему цементопесчаную смесь.
Капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия — это его восстановление со снятием или с использованием старого асфальтобетона в качестве основания.
Восстанавливают дорожное покрытие со снятием старого асфальтобетона обычно с помощью специальных машин ударно-фрезерного типа, обеспечивающих съем слоя толщиной до 10 см. Однако производительность таких машин незначительна (до 200 м2/ ч), поэтому все чаще для этих работ используют асфальторазогре-ватели с горелками инфракрасного излучения. При этом с самой лучшей стороны показали себя асфальторазогреватели, снабженные фрезерными устройствами для снятия нагретого до 120—140°С и размягченного слоя на глубину 3—10 см. При отсутствии фрезерного устройства нагретый асфальтобетон снимают с помощью автогрейдера. Ширина, глубина нагрева и фрезерования верхнего слоя зависят от площади повреждений, наличия на дорожном покрытии колодцев и т. д. Посл.е удаления старого слоя асфальтобетона образовавшееся основание для лучшего сцепления обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией с помощью автогудронатора, а затем автоукладчиком укладывают новый слой асфальтобетона. Если дорожное покрытие восстанавливают на полную ширину проезжей части, то смесь укладывают двумя асфальтоукладчиками, движущимися с уступом по смежным полосам на расстоянии 10—15 м друг от друга. Уложенную асфальтобетонную смесь уплотняют катками — сначала легкими, затем тяжелыми. В процессе уплотнения, после первых проходов катков проверяют ровность покрытия в продольном и поперечном направлениях.
Восстановление дорожного покрытия без снятия старого асфальтобетона применимо, если имеется возможность увеличить высоту слоя асфальтобетона, не нарушая сопряжение с дорожным покрытием прилегающих улиц и проездов, входов в здания, а также не нарушая работу ливневой канализации. После тщательной очистки дорожного покрытия от загрязнений с помощью подме-тально-уборочных и поливочно-моечных машин его обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией, применяя автогудронатор. Затем укладывают асфальтобетонную смесь, используя в зависимости от объемов работ, асфальтоукладчик или асфальторас-кладчик, и уплотняют ее катками.
При к апитальном ремонте цементобетонного покрытия исправляют участки с просевшими плитами, заменяют большое число разрушенных плит новыми, восстанавливают основание, устраняют шелушение на больших площадях и т. д Технология выполнения этих работ та же, что и при текущем и среднем ремонтах, а разница — только в объемах работ.
В связи с большими объемами работ при капитальном ремонте необходимо широко применять машины и механизмы, в частности, для тех операций, которые при текущем и среднем ремонте все еще выполняются вручную.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Технология ремонта дорог"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы