Ткань, как резина, определяет эксплуатационные качества и стоимость шин. Масса ткани составляет 30—35% от массы всей покрышки, а стоимость ее превышает 25% стоимости всех других материалов.
При изготовлении и ремонте покрышек и бескамерных шин применяют в основном прорезиненные кордовые ткани ив незначительных количествах ткани полотняного переплетения — чефер, доместик, бязь.
Из корда изготовляют каркас покрышки, являющийся ее основой. Чефер используют при изготовлении крыльев и усилительных ленточек бортов покрышки, а доместик — для обертки проволочных колец покрышки.
Прорезиненный корд, как и листовая резина, поступает на автотранспортное предприятие закатанным в рулоны на деревянные или картонные ролики с полиэтиленовой пленкой. У прорезиненных тканей проверяют качество их прорезинивания с обеих сторон. Толщина резинового слоя 0,2—0,3 мм. Нити корда не должны быть оголены, спутаны и иметь механические повреждения.
Ткань корда состоит из крученых нитей основы и тонких, редко расположенных поперечных уточных нитей. У безуточного корда поперечных нитей нет. Такое строение ткани корда позволяет после пропитки пропиточным составом покрыть резиной каждую отдельную нить, изолировав их друг от друга резиновой прослойкой, что предохраняет нити от быстрого перетирания, снижает трение и теплообразование, придает каркасу покрышки прочность и эластичность.
Лучшим кордом является тот, который более прочен при одном и том же калибре нитей, имеет меньшее удлинение и утомляемость, более эластичен, теплостоек и влагостоек, создает меньшие потери на трение, обеспечивает хорошее обрезинивание.
Качество корда зависит от типа используемого волокна, которое бывает природным (хлопковое), искусственным (вискозное) и синтетическим (капрон, нейлов, тревира и др.). Искусственные синтетические волокна называют химическими.
Искусственные волокна получают в результате химической обработки природных высокомолекулярных соединений (клетчатки или целлюлозы), а синтетические — из синтетических высокомолекулярных соединений (капролактама, полиэфирной смолы и др.).
Хлопчатобумажный корд характеризуется высоким теплообразованием, низкими теплостойкостью и прочностью; поэтому он не применяется для изготовления современных шин.
Вискозный корд более качественный, его прочность почти не изменяется при температурах, достигающих 100 °С. Шины, изготовленные из вискозного корда, имеют пробег в 1,5—1,7 раза больший, чем из хлопчатобумажного. Производство сырья для вискозного корда почти в 4 раза менее трудоемко, чем для хлопчатобумажного. Недостатки вискозного корда — пониженное сцепление с резиной, повышенная гигроскопичность и заметное (до 40%) снижение прочности при увеличении влажности.
Полиамидный корд (из капрона и нейлона) превосходит вискозный и тем более хлопчатобумажный. Капроновое волокно гниет, устойчиво к истиранию и к действию многократных деформаций, более теплостойко (плавится при 215 °С).
Применение капронового и нейлонового корда сокращает расход каучука при изготовлении автомобильных шин примерно на 15%, удлиняет срок службы шин на 30—40%, а также уменьшает потери па качение.
К недостаткам капронового корда относится значительное упругое удлинение нити, что способствует разнашиваемости каркаса. Однако качество химических волокон непрерывно повышается и создаются новые, более совершенные их виды. В частности, перспективным считают корд из синтетического полиэфирного волокна (тре-вира), который при той же высокой прочности отличается высокой эластичностью, теплостойкостью, усталостной ирочностыо (в 1,5—2 раза выше, чем у вискозы).
В последние годы нашел применение металлокорд. Его изготовляют из стальных тросиков толщиной 0,5—1,5 мм, свитых из проволоки диаметром 0,1—0,25 мм Стальная металлическая проволока, применяемая для металлокорда, намного превосходит прочность нитей из природных и искусственных волокон. Прочность металлокорда практически не снижается при температурах, которые развиваются в шине. Он обладает высокой теплопроводностью, незначительной разнашиваемостью. Шины с металлокордом на автомобильных дорогах с усовершенствованным покрытием служат примерно в 2 раза больше, чем обычные.
Недостаток металлокорда заключается в невысокой усталостной прочности, а также в значительной стоимости, что ограничивает его применение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ткани для изготовления и ремонта шин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы