Характер дорожных работ, проводимых трестом «Лендорстрой» в кварталах новой застройки в 10-й пятилетке оставался прежним. Они продолжались в тех же районах, что и в 9- й пятилетке, за исключением только жилмассива Ржевка- Пороховые в Красногвардейском районе. Здесь тресту предстояло построить еще много улиц.
Одновременно за этот период «Лендорстрой» многое сделал по реконструкции и капитальному ремонту существующих улиц в центральной части города. В Выборгском районе за годы 10-й пятилетки построили и реконструировали дорог больше, чем в любом другом районе города, а именно 579 тыс.кв.м. При этом было устроено 162 тыс.кв.м тротуаров. Строительство дорог велось практически на всей территории севернее Муринского ручья от пр.Культуры до Выборгского шоссе. Основные работы выполнялись уже вблизи пр. Энгельса, на улицах, некоторые их которых еще не имели названия.
Во время строительства нового Гренадерского моста на Выборгской наб. дорожники выполнили двухуровневую развязку потоков транспорта. После реконструкции Выборгской и Фокиной набережных, в значительной степени разгрузились от транспорта пр.Карла Маркса и Лесной пр.
Окончание дорожных работ на пр.Тореза (в 1977 г.) превратило эту важнейшую в районе магистраль в одну из красивейших в городе.
Расширился пр.Энгельса на участке от пр.Смирнова до Поклонной горы, где работы выполнялись за счет средств ТЭДа и УКС-8; Они были закончены в 1979 г. Кстати, на этом объекте в порядке обмена опытом работала в течение месяца бригада дорожников из ГДР (г.Дрезден). Они устанавливали бордюры, устраивали щебеночное основание и укладывали нижний слой асфальтобетонного покрытия в проезжей части. Вообще почти все работы в Выборгском районе по подготовки основания выполняло
СУ №4. СУ №2 как в этом, так и в других районах устраивало асфальтобетонные покрытия по готовым основаниям.
Во Фрунзенском районе дорожники треста «Лендорстрой» в годы 10-й пятилетки были рассредоточены по всему району Купчино, от ул.Салова до южных его окраин (ул.Олеко Дундича, ул.Ярослава Гашека, Дунайский пр., Малобалканский и др.).
Кроме того, как уже упоминалось выше, продолжались и были закончены работы на Камчатской ул. и Волковском пр., осуществлялось строительство совершенно новой проезжей части и тротуаров в старой части района и города, на засыпанном в недавном прошлом Введенском канале. Всего во Фрунзенском районе ( в старых границах) в эти годы было построено и реконструировано дорожных одежд 422 тыс.кв.м, в том числе устроено тротуаров с асфальтовым покрытием 146 тыс.кв.м. Строительство дорог в течение всей пятилетки осуществлялось СУ №3 достаточно ритмично.
Вторым крупным объектом по объемам введенных в эксплуатацию дорожных мощностей стал Московский район, где были построены и реконструированы дорожные одежды на площади 325 тыс.кв.м, в том числе тротуаров — 114 тыс.кв.м. Для обеспечения ввода в эксплуатацию жилья дороги здесь строились и ранее, но параллельный Московскому пр. и Московскому шоссе Витебский пр., где работы велись уже много лет, был полностью закончен в эти годы. Теперь любой автотранспорт, выезжающий за пределы города в этом направлении, мог, минуя Московский пр., транзитом проехать от Обводного канала без каких-либо серьезных задержек. Полностью были закончены работы и по реконструкции Московского шоссе, включая участок от Окружной железной дороги до путепровода в Шушарах.
Особого внимания заслуживают работы, которые были связаны с вводом в эксплуатацию крупнейшего в Ленинграде Спортивно-концертного комплекса им.В.И. Ленина на пр.Юрия Гагарина. Дорожные работы велись на прилегающих к нему улицах (капитальный ремонт), а также на территории Московского парка Победы и были завершены полностью с хорошим качеством к открытию XX Олимпийских игр. Большой объем покрытий в тротуарах был выполнен из бетонных плит с помощью пневмо-захватного приспособления.
С учетом этого олимпийского объекта в районе было уложено покрытий более 100 тыс.кв.м. Кстати, говоря о подготовке спортивных сооружений в Ленинграде к Олимпиаде-80, следует заметить, что работники треста вместе с финнами устроили впервые на беговых дорожках стадиона «Спартак» и «Динамо» покрытие из новотона.
Не вдаваясь в подробности дорожного строительства в Калининском районе, надо сказать, что дорожные работы в одинаковых объемах выполнялись по обе стороны Муринского ручья как на переходящих, так и на новых объектах (ул.Гидротехников и ул.Хлопина), в общей сложности на площади 207 тыс.кв.м, в том числе примерно 30% — в тротуарах.
Как упоминалось выше, в текущей пятилетке, когда Главле-нинградстрой приступил к жилищному строительству в Красногвардейском районе, в жилмассиве Ржевка- Пороховые были начаты работы и по дорожному строительству. До завершения дорожного благоустройства этого района прошло немало времени, но уже в годы 10-й пятилетки часть Центральной дуговой магистрали, Ириновский пр. и несколько участков межквартальных проездов, не имевших тогда еще названия, уже были введены в эксплуатацию.
Несколько разбросанных по району объектов также были закончены. К их числу относятся: продолжение Заневского пр. от реки Оккервиль До пр.Энергетиков, пр.Энергетиков от Заневского пр. до реки Охты, Партизанская ул. от пр.Металлистов до пр.Энергетиков, шоссе Революции от железной дороги до аллеи Володарского. Всего здесь было построено и реконструировано 214 тыс.кв.м дорог, в том числе 32 тыс.кв.м тротуаров. Почти все работы в этом районе выполняло СУ № 1.
Пр.Героев, идущий от Московского пр. в сторону юго-западной застройки Кировского района, был переименован в Ленинский пр., реконструирован и достроен силами треста «Лендорстрой- 2» и СУ №3 треста «Лендорстрой». В Кировском районе была также реконструирована дорога на Турухтанные острова, имевшая большое значение в связи с возрастанием объемов грузовых перевозок по этой магистрали. Если к сказанному добавить еще и реконструкцию Таллинского шоссе, то, пожалуй, это и будет перечень основных объектов в этом районе, где было построено 108 тыс.кв.м покрытий (примерно 30% из них — в тротуарах).
Останавливаться подробно на дорожном строительстве в Невском районе нет смысла, так как здесь в годы 10-й пятилетки практически ликвидировали «хвосты»: достраивали тротуары и местные проезды на построенных ранее проспектах и улицах. В 1980 г. в этом районе вообще не были введены в эксплуатацию никакие объекты и комплексы.
Несмотря на отдаленность от Ленинграда, в Колпинском новом жилмассиве дорожные работы в текущей пятилетке велись СУ №1 успешнее, чем в предыдущие годы, и такие объекты, как ул.Веры Слуцкой, Объездная дорога, Бульвар Трудящихся и др. на площади 96 тыс.кв.м, были в срок сданы в эксплуатацию. Тротуаров с асфальтовым покрытием было устроено 29 тыс.кв.м.
Чтобы подвести черту под перечнем новых объектов, введенных в эксплуатацию трестом «Лендорстрой» в текущей пятилетке, необходимо назвать пр.Володарского и дорогу от Сестрорецкого шоссе до реки Малая Сестра (общая площадь 70 кв.м) в Сестро-рецке, Синопскую наб. в Смольнинском районе в Ленинграде и дорогу по набережной Кронверкского канала, которая вообще раньше не существовала.
В 10-й пятилетке 1977 г. был юбилейным, так как в этом году праздновали 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Отмечать в Ленинграде юбилейные события, особенно революционного характера, стало традицией. К основным работам на юбилейных объектах «Лендорстроя» относились: благоустройство территории Петропавловской крепости, ремонт дорожных покрытий у мемориальных памятников В.И.Ленину (у Шалаша и у Сарая в Разливе), капитальный ремонт Дворцовой наб., и, наконец,, реконструкция в 1976- 1977 гг. Дворцовой пл.
В дореволюционное время Дворцовая площадь была замощена булыжным камнем и деревянными торцами. В 1932 г., в первый год образования треста «Лендорхоз», дорожная одежда площади была полностью перестроена. Ее покрыли асфальтобетоном на прочном основании из пакеляжа. С тех пор, однако, прошло 45 лет, требовалось обновить дорожное покрытие площади. Коллектив треста (в основном СУ №4 с привлечением на гранитные работы специалистов Ленмостостроя и мостовщиков дорожно-эксплуатационных участков) отлично справился с этой работой, и главная площадь Ленинграда стала значительно наряднее.
Все улицы, где проводился капитальный ремонт покрытий в этом пятилетии, трудно перечислить. Объектов было более сотни, но на некоторых все же следует остановиться: Кондратьевский пр., Загородный пр., ул.Марата, ул.Воинова, ул.Халтурина, наб.реки Фонтанки (от ул.Дзержинского до ул.Ломоносова), Университетская наб. Дорожным работам на перечисленных и других им подобных улицах предшествовали работы, которые выполняли тресты «Спецстрой» и «Газтеплострой» Главка по прокладке или ремонту водопроводных, канализационных и тепловых сетей. В подавляющем большинстве на объектах восстановили асфальтобетонные покрытия, причем во многих случаях их устраивали шероховатыми, а на автобусных и троллейбусных остановках — сдвигоустойчивыми.
Как и в недалеком прошлом, тенденция замены диабазовых покрытий асфальтобетонными оставалась неизменной. В 1978 г. на пр. Карла Маркса, на всем его протяжении, диабазовая брусчатка была разобрана, удалена и заменена асфальтобетоном. Такие же работы произвели на ул.Куйбышева и 8-й Советской. На ВПП-2 аэропорта «Пулково» в 1977 г. было уложено 210 тыс.кв.м асфальтобетонных покрытий.
Не останавливаясь на объектах, где велись работы для сторонних (прочих) заказчиков, хотя многие из этих объектов и не являлись второстепенными для города, подведем некоторые итоги деятельности треста по дорожным работам в Ленинграде и его пригородах в 10-й пятилетке.
Прежде всего нужно отметить весьма существенный факт — создание при Главленинградстрое с 1 января 1976 г. еще одного треста по строительству и капитальному ремонту дорог «Лендорстрой-2», а в 1978 г. при Дорожно- мостовом управлении — треста по капитальному ремонту дорог «Дорремстрой».
При формировании треста «Лендорстрой-2» ему были переданы из треста «Лендорстрой» в полном составе СУ №5, СУ №6 и один участок СУ №2, механизмы с экипажами и вся старая база со станочным и прочим оборудованием Управления механизации на 16-й линии Васильевского острова. Возглавил новый трест Брандт Владимир Борисович, работавший до этого времени управляющим «Лендорстроя», главным инженером стал также работник старого треста Курицын Николай Васильевич. На должность управляющего трестом «Лендорстрой» был назначен бывший директор завода железобетонных изделий №6 Главленинградстроя Борисов Геннадий Степанович.
При тресте «Лендорстрой» было создано новое СУ №9 под руководством инженера Шавладзе Мурата Леонтьевича. Целесообразность создания второго строительного треста подсказала жизнь. Дополнительного увеличения новых и капитально отремонтированных дорожных покрытий в 10-й пятилетке по сравнению с 9-й пятилеткой не произошло, но от разбросанности многочисленных объектов по всем районам города трест «Лендорстрой», образно говоря, стал задыхаться. Ниже приводятся некоторые итоги работы «Лендорстроя» с 1971 г. по 1980 г.
В первые пять лет своего существования трест «Лендорстрой- 2», имея в своем составе достаточное количество квалифицированных рабочих и ИТР, не менее успешно осуществлял строительство и капитальный ремонт дорожных покрытий в городе, чем, скажем, «Лендорстрой». Новому тресту были, как говорится, по плечу такие объемы работ, как капитальный ремонт Кировского пр., окончание дорожных работ на Ленинском пр., реконструкция пл.Стачек и др.
За трестом «Лендорстрой- 2» были закреплены для выполнения дорожно-строительных работ район бывшего Комендантского аэродрома и Коломяги, Василеостровский район, юго-западная часть города, а также Петродворец и Ломоносов. Конечно, как и «Лендорстрой», новый трест выполнял значительные объемы работ для организаций Главленинградинжстроя, в частности на очистных сооружениях острова Белый, на Северных очистных сооружениях и т.д.
За успехи, достигнутые в дорожном строительстве, несколько человек из коллектива нового треста были награждены правительственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени — экскаваторщик Шкотов В.М., орденом «Знак Почета» — бригадир планировщиков Исаева А.Д., асфальтобетонщик Шепелева В.А., управляющий трестом Брандт В.Б., орденом Трудовой Славы — бригадиры бордюрщиков Сапронов П.П. и Александров П.А.
Однако вернемся к деятельности треста «Лендорстрой», для того чтобы закончить разговор о дорожно- строительных работах в Ленинграде. Поскольку план строительных работ треста за 10- ю пятилетку стал меньше плана 9-й пятилетки, то, естественно, и Управление механизации имело такое количество механизмов, которое соответствовало обеспечению уменьшенного плана строительных работ.
На предыдущих страницах описания деятельности «Лендорст-роя» в первую половину его полувекового существования было уделено внимание механизации дорожно- строительных работ, назывались фамилии лучших механизаторов- ветеранов производства. Шли годы, возрастали объемы работ, появлялась несравнимая с тем периодом в количественном и качественном отношении техника, эстафету приняли механизаторы второго поколения и сегодняшняя молодежь. О том, как сработает нынешняя молодежь, покажет будущее, а вот о большинстве механизаторов второго поколения забывать не стоит. Фамилии многих из них упоминались в числе награжденных. Список таких людей в коллективе, насчитывающем 600 человек, мог бы быть больше, но сейчас, к сожалению, можно назвать лишь некоторых из них. Прежде всего это выпускники ФЗО 1947 и 1951 гг. Петруничев К.И., Никифиров В.М., Белов Н.В., Бобровник Ф.В., Ковалев В.А., Давидович Л.Г., Левчук К.С. и др. (перешедшие в трест «Лендорстрой-2» в момент его формирования). Из числа этих товарищей хочется выделить Петруничева Клавдия Ивановича, бригадира слесарей Управления механизации, неутомимого рационализатора, обладателя двух орденов (орден Трудового Красного Знамени и орден «Знак Почета») и бронзовой медали ВДНХ СССР.
Ученик второго выпуска ФЗО (1951 г.) Бобровник Федор Васильевич работал на разных механизмах, в настоящее время он начальник участка спецмашин. Примерно в те же годы или несколько позднее пришли в «Лендорстрой-2» выпускники ФЗО- специалисты-механизаторы; часть механизаторов была обучена для работы на разных механизмах в самом Управлении механизации. Все они стали надежной опорой этого коллектива. Среди них Дашкевич А.С., Куксин А.Л., Павлов И.П., Иванов Н.Т., Кротов АА., Хабаров С., Болясин Н.П., Семенов А.Д., Бобылов Н.М., Раппопорт М.В., Петруничев Л.И., Балановский И.С. и др., а также начальник участка землеройных машин Яковлев Н.М. Около пятнадцати лет тому назад начал работать ст. инженером ОГМ треста, а теперь вот уже вторую пятилетку успешно возглавляет Управление механизации Филиппов Виктор Константинович. Вообще, с большим коллективом, владеющим разнообразной и современной дорожной техникой, непосредственно связаны успехи в дорожном строительстве треста «Лендор-строй»в прошлые годы и тем более в настоящее время.
Управление механизации в 1977 г. получило новую базу на ул.Салова. Здесь были значительно увеличены производственные площади и улучшены условия работы при ремонте механизмов.
АБ и БЗ №2, специализировавшийся на приготовлении асфальтобетонной смеси для двух дорожных трестов, за годы 10-й пятилетки не смог добиться увеличения ее выпуска до 720 тыс.т. Хотя на заводе в 1976 г. была введена в эксплуатацию асфальто-накопительная установка на 350 т, смеси не хватало. Безусловно это сдерживало, а иногда и срывало выполнение трестами дорожно-строительных работ. Теперь необходимо отметить, что АБ и БЗ №2, имея цех железобетонных изделий, изготавливал большое количество железобетонных конструкций для мостов и набережных Ленинграда, а также выпускал до 40 тыс.куб.м товарного бетона и до 100 тыс.пог.м бетонных бордюров (в том числе с уширенным основанием).
Как известно, кроме СУ №1, СУ №3 и СУ №4, которые в течение всего пятилетия строили основания, а СУ №2 производило все асфальтобетонные работы, в 1978 г. было создано СУ №9 для строительства тротуаров и выполнения разнообразных мелких работ для трестов Главка и других организаций на субподрядных условиях. В некоторых случаях оно своими силами готовило основания, но, как правило, осуществляло только асфальтовые работы. СУ №9 уже в 1979 г. была поручена основная работа на объекте Минэнерго СССР — Комплексе сооружений защиты Ленинграда от наводнений на ст.Горская.
В тресте «Лендорхоз-Лендорстрой» за все время его существования снабжением занималось подразделение, которое в разные периоды называлось по-разному: Транспортно-экспедиционная контора, Горная контора, Отдел снабжения и Контора снабжения. В годы 10-й пятилетки Контора снабжения играла существенную роль в обеспечении строительства нерудными материалами (песок, щебень, бордюры)как централизованно через Управление сбыта и комплектации Главленстройматериалов, так и непосредственно со своего склада. В частности, в 1980 г. было поставлено на строительство: песка — 700 тыс.куб.м, гранитного и известня-j кового щебня — 400 тыс.куб.м, дорожных железобетонных плит,
— 1208 куб.м, тротуарных плит — 717 куб.м, бордюра гранитного
— 18234 пог.м, трубофильтров — 612 куб.м, товарного бетона — 36407 куб.м, бетонного бордюра — 4,5 тыс.куб.м и т.д.
Собственная жилая площадь трестовских общежитий на протяжении полувека его существования тоже менялась. Об этом уже не один раз было сказано на предыдущих страницах. Первоначально это были бараки, позднее к ним добавились отдельные деревянные (в один и в два этажа) дома, затем были арендованы и отремонтированы под общежития принадлежащие райжилотде-лам части каменных домов. К 1981 г. Домоуправление треста, которое, как и трест, тоже меняло свое название, располагало собственным благоустроенным общежитием на Благодатной ул., д.40, жилым домом на Пулковской ул., д.7 и домом, арендованным под общежитие у Московской ЖЭК на Смоленской ул. Вся жилая площадь общежитий составляла 11393 кв. м, в них проживало 1587 человек, в том числе в доме на Пулковской ул.- 556 семейных.
Численность рабочих в тресте на 1 января 1981 г. была всего 1215 человек: во всех СУ- 320 человек, в Управлении механизации
— 616 человек^ на АБ и БЗ №2 — 279 человек. Это количество рабочих вполне соответствовало тем задачам, которые трест решал по выполнению плана последнего года 10-й пятилетки.
Итак, к своему 50-летнему юбилею трест подошел, имея в своем составе 5 строительных управлений, Управление механизации, Асфальтобетонный и бетонный завод №2, Контору снабжения и Домоуправление.
Новой технике, рационализаторским предложениям, прогрессивным технологиям и научной организации труда в 10-й пятилетке в дорожном строительстве уделялось немало внимания. Так, строители и механизаторы на базовых машинах внедрили рационализаторские предложения, позволявшие использовать эти механизмы и для других целей: приспособление на автоскрепере позволило применять его для расклинцовки щебеночных оснований, а крепление фрезы к буровой машине БМ-204 — использовать ее для обрезки асфальтобетонных покрытий вокруг колодцев подземных коммуникаций для регулировки их при капитальном ремонте покрытий. Трактор Т-74 был превращен в универсальный механизм по установке бордюров и использован при выполнении планировочных работ; на базе трактора МТЗ- 82 с комбинированной форсункой топливного насоса УНТ-5 создали ас-фал ьторазогре вате ль и т.д. Внедрялись также новые механизмы по прямому назначению: баровая машина на базе ЭТЦ- 161, экскаваторы ЭО-4121 со сменным оборудованием для рыхления асфальтобетонных покрытий и мерзлого грунта, прицепной кулачковый виброкаток, высокоэффективный пневмовиброкаток шведской фирмы «Динапак» для улучшения уплотнения песчаных подстилающих слоев.
Изменились и дорожные конструкции: комбинированные основания из тощего бетона и пористого асфальтобетона стали вытеснять использование в зимний период железобетонных плит. Площадь комбинированных оснований достигла в 1980 г. 120 тыс.кв.м, при этом применение железобетонных плит сократилось с 8982 куб.м (1976 г.) до 1208 куб.м (1980 г.). В большем количестве стал изготавливаться на АБ и БЗ №2 и устанавливаться на объектах треста длинномерный бордюр. Совершенно новой конструкцией в дорожной одежде можно считать полужесткие основания. Рационализаторы Кузнецов А.П. из СоюзДорНИИ и инженер треста Осетров В.Ф. в 1976 — 1977 гг. внедрили ее в проезжей части на площади 67 тыс.кв.м. Конструкция представляет собой обычное щебеночное основание, закрепленное (расклинцо-ванное)песчано-цементной смесью в слегка увлажненном состоянии, доуплотненное катками и покрытое слоем асфальтобетона.
На строительных объектах треста продолжают применять бригадный подряд. В 1980 г. методом бригадного подряда велись работы на 50% плановых объектов этого года. В основном все они были сданы на «хорошо» и «отлично».
Как и раньше, в этот период деятельности треста не остались забытыми передовики производства. Из пятнадцати правительственных наград четырнадцать наград были вручены рабочим. Особую трудность для строителей дорог в зимнее время представляла разработка мерзлого фунта. Первым машинистом мощного бульдозера (ДЭТ- 250) с навесным оборудованием для рыхления был механизатор высокой квалификации Щеголев Евгений Александрович.
В текущей пятилетке, когда выполнялись большие объемные и сложные работы по реконструкции Дворцовой пл. и благоустройству территории у Спортивно-концертного комплекса им. В.И.Ленина (олимпийский объект), отличные способности по организации и руководству работами проявил производитель работ СУ №4 Сальников Алексей Иванович. Он, а также Шеголев Е.А., асфальтировщики Иванова Н.П. и Дмитриева Н.Ф. были награждены орденами Трудового Красного Знамени. Орденом «Знак Почета» была отмечена работа бульдозериста Петруничева Л.И., слесаря АБЗ №2 Егорова В.П. и рабочего СУ №1 Мишина А.И., медаль «За Трудовое Отличие» получили дорожные рабочие Костикова К.П. и Карпова Г.С.; орденом Трудовой Славы III степени были награждены машинист АБ и БЗ №2 Лошкарева А.И., бригадир асфальтировщиков Иудова В.И., бригадир слесарей Никифоров В.В., бульдозеристы Шаронов Ю.И. и Головин В.Г.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Трест «Лендорстрой» в годы 10-й пятилетки ( 1976 - 1980 гг.)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы