Тягачи с четырьмя ведущими и управляемыми колесами отличаются от рассмотренных выше тягачей в основном меньшим радиусом поворота, некоторым усложнением конструкции и небольшим увеличением массы.
При четырех управляемых колесах значительно усложняется установка навесного рабочего оборудования, особенно с толкающими балками (бульдозера, погрузчика), так как последние из-за наличия поворотных колес трудно разместить без значительного увеличения ширины машины. Наличие механизма управления, позволяющего управлять раздельно передним и задним мостами, придает этим машинам особые положительные свойства. Поворот такой машины может быть осуществлен двумя способами. Например, при повороте вправо поворачиваются передние колеса вправо, а задние влево, и вся машина движется по окружности, центром которой является пересечение осей вращения колес. Второй способ изменения направления движения заключается в следующем. При повороте вправо поворачиваются одновременно все четыре колеса в одну сторону, и машина сразу же движется по прямой; при этом направление движения машины не совпадает с продольной ее осью. Такой способ изменения направления движения называют поворотом способом «краб».
Возможность поворота всех колес в одну сторону и передвижения под углом к продольной оси машины придает последней большие преимущества по сравнению с тягачами, имеющими обычные два управляемые колеса. При повороте способом «краб» происходит сокращение пути и времени, затрачиваемого на поворот и в особенности затрачиваемого на переход с одной колеи на другую, параллельную колею, что имеет особенно существенное значение при работе грейфера и тягача в качестве скреперного толкача.
Обычный колесный толкач с двумя управляемыми колесами при переходе от одного скрепера к другому преодолевает большой путь, так как начинать толкание можно только после установки двух машин точно на одной линии. При движении и повороте способом «краб» затрачивается время только на преодоление пути, равного длине диагонали между двумя направлениями.
Известно, что работа тягачей с рабочим оборудованием бульдозера-рыхлителя, скрепера, грейдера с уплотняющими и многими другими строительными машинами на косогорах сопровождается боковым сползанием всего агрегата. Сползание тем больше, чем больше поперечный уклон и чем интенсивнее буксование ведущих колес. Иногда даже небольшое боковое сползание резко снижает качество выполняемых работ или делает выполнение их невозможным.
При работе же на тягаче с поворотом способом «краб» устранить сползание весьма просто. Для этого достаточно повернуть все колеса на некоторый угол в сторону, противоположную направлению сползания.
Поперечная устойчивость всякой машины является одним из важных показателей ее надежной работы. Этот показатель резко улучшается при движении машины способом «краб», так как при этом в 1,5 раза увеличивается поперечная база (колея) машины и соответственно повышается устойчивость, что особенно важно при работе на косогорах.
Работа колесного тягача с широким рабочим органом (например, с ножом грейдера) сопровождается возникновением значительных внецентровых сопротивлений обрабатываемого грунта. При движении тягача по способу «краб» колея и восстанавливающие моменты сил значительно увеличиваются и потому машина работает более стабильно, что весьма важно при планировочных работах.
Перемещение грейдером грунта, уложенного в валки, или сооружение дорог с твердым покрытием способом смещения на месте, удобнее выполоть машиной, поворот которой можно осуществлять по способу «краб». Удобство заключается в том, что имеется возможность размещать колеса так, чтобы они не перемещались по валикам грунта. Поворот способом «краб» можно производить на автогрейдере Д-426. Крутящий момент на колеса автогрейдера Д-426 передается от двигателя ЯАЗ-204 через муфту сцепления, коробку передач, карданный вал, раздаточную коробку и карданные валы на передний и задний мосты.
На автогрейдере установлена постоянно замкнутая однодисковая с одной центральной пружиной муфта сцепления грузового автомобиля МАЗ-200. С той же машины заимствована трехходовая пятиступенчатая коробка передач. При установке коробки передач на автогрейдер ступень, соответствующая первой скорости автомашины, блокируется, и поэтому шестерни работающих передач находятся в постоянном зацеплении. Переключение передач производится зубчатыми муфтами с синхронизаторами. Игольчатые подшипники шестерен смазываются принудительно шестеренчатым насосом, встроенным в коробку передач. Остальные детали коробки передач смазываются разбрызгиванием.
Двухскоростная одноходовая раздаточная коробка автогрейдера имеет две передачи в одном направлении.
На выходном валу расположен тормоз с гидравлическим и ручным управлением, заимствованный . от автомобиля ГАЗ-51. Гидравлическое управление используется при работе автогрейдера, ручное — при стоянке. Карданные валы автогрейдера заимствованы от автомашины МАЗ-200. Передний и задний мосты аналогичны по конструкции и состоят каждый из двухступенчатого редуктора, картера, разгруженных полуосей, ступиц с карданными соединениями и колес. Все операции с рабочим оборудованием осуществляются при помощи гидроцилиндров. Поворот колес, связанных между собой тягой, осуществляется также с помощью гидроцилиндра.
Из зарубежных машин с поворотом по способу «краб» можно назвать тягач фирмы Вагнер (США). Шестицилиндровый дизель этого тягача при 2100 об/мин коленчатого вала развивает мощность 162 кет (220 л. с.). Максимальный крутящий момент двигателя равен 838 н-м (83,8 кГ-м) при 1600 об/мин. Некоторые другие данные технической характеристики этого тягача приведены в табл. 3. Тягач снабжен пневматическими тормозами на всех четырех ведущих колесах, имеющих планетарный привод.
Рулевое управление тягача фирмы Вагнер состоит из гидропривода, гидрораспределителя и поворотных цапф. Радиус (внутренний) поворота тягача равен 2820 мм.
Фирма обращает внимание, что независимая подвеска обоих осей тягача обеспечивает хорошее сцепление всех колес с грунтом на различных его профилях. Планетарный привод к ведущим колесам уменьшает потери мощности в трансмиссии. Производительность тягача, по данным фирмы, на 20— 50% выше, чем производительность гусеничных тракторов той же мощности.
Представляет интерес тягач с поворотом по способу «краб» «Интер-нейшэнел-4300» производства фирмы Интернейшэнел Харвестер (США). Номинальная мощность на крюке 132 кет (180 л. с.).
Дизель марки ДТ-817 этого тягача шестицилиндровый, с клапанами, расположенными в головке блока, номинальную мощность развивает при 1000—1200 об/мин.
Гидравлическая система тягача состоит из двух независимых гидросистем: системы гидроусилителя руля с насосом производительностью 208 л/мин и гидравлической системы для рабочего оборудования с насосом производительностью 151 л/мин и трехзолотниковым распределителем с автоматическим возвратом жидкости (один из золотников обеспечивает работу оборудования в «плавающем» положении).
Рулевое управление, снабженное усилителем, обеспечивает поворот тягача тремя способами: с поворотом передних колес, с поворотом всех четырех колес (минимальный радиус поворота) и с поворотом по способу «краб», позволяющим работать на холмистой местности. Масса тягача со стандартным оборудованием без топлива равна 13 608 кг. Коробка передач этого тягача имеет восемь передач вперед и назад. Шины колес размером 32-1—26”, двенадцатислойные, с водяным балластом; диаметр обода равен 508 мм.
Фирма указывает, что тягач «Интернейшэнел-4300» способен работать на повышенных скоростях с нагрузкой, превышающей на 50% нагрузку других тягачей того же класса.
Независимая подвеска задних колес этого тягача обеспечивает его высокие тяговые качества при работе на грунте с неровным рельефом. Планетарная трансмиссия нагружает кожухи полуосей, не нагружая при этом полуоси.
Возможность поворота по способу «краб» в совокупности с независимой подвеской обеспечивает, по данным фирмы, движение тягача с рабочим оборудованием по прямой на уклонах до 50%.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тягачи с четырьмя ведущими и управляемыми колесами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы