Ведомые управляемые колеса двухосных тягачей обычно имеют значительно меньшие размеры, чем ведущие. Тягачи с такими колесами используют в сельском хозяйстве и на строительных работах.
Сельскохозяйственные тягачи (колесные тракторы) выпускаются с учетом требований, предъявляемых сельским хозяйством, хотя эти тягачи получили широкое применение и в других областях народного хозяйства, особенно в строительном и дорожностроительном машиностроении, где их используют в качестве базовой машины для изготовления машин, имеющих назначение, резко отличающееся от сельскохозяйственных работ. Строительные машины, изготовленные на базе таких тягачей, применяют для выполнения весьма различных и небольших по объему строительных работ, где по экономическим соображениям нецелесообразно применять более мощные специальные строительные машины. Их используют в качестве бульдозеров с неповоротным или поворотным отвалом, с ящичным отвалом, плужным снегоочистителем, а также в качестве экскаваторов с обратной или прямой лопатой или в качестве погрузчиков и т. д.
Сельскохозяйственные тягачи из-за их относительно малых тяговых усилий редко используют для работы с колесными скреперами. Обычно скрепер в сцепе с колесным сельскохозяйственным тягачом имеет емкость не более 1,5 м3. Применение скреперов с принудительной элеваторной загрузкой позволяет в 2—3 раза увеличить емкость их ковшей при том же тяговом усилии на крюке тягача. Это в значительной степени расширяет область применения сельскохозяйственных тягачей на скреперных работах.
Колесные сельскохозяйственные тягачи с двумя ведущими колесами (тракторы) обычно имеют двигатели мощностью 7—37 кет (10—50 л. с.). Их передние колеса — управляемые, задние — ведущие. Они, имеют сравнительно простую кинематическую схему передачи движения от двигателя к ведущим колесам и высокую продольную устойчивость.
Основным недостатком этих машин является высокая металлоемкость и нерациональное использование силы тяжести машины. Этот недостаток со временем увеличивается, так как все больше вступает в противоречие с общей тенденцией уменьшения удельной массы машин и их удешевлением. Сейчас в ряде конструкций строительных машин с целью увеличения сцепной силы тяжести предусматривается применение балласта, устанавливаемого при необходимости в кузов или заполняемого в виде жидкости в колесные шины. Кроме того, с целью устранения указанного недостатка колесные тягачи оборудуют специальным устройством, называемым увеличителем сцепной силы тяжести.
На рис. 3 показана схема гидромеханической системы тягача с увеличителем цепной силы тяжести и гидроаккумулятором. На тракторе «Беларусь» МТЗ-50ПЛ такое устройство позволяет увеличить сцепную силу тяжести до 5000 н (500 кГ) за счет силы тяжести прицепного рабочего оборудования и уменьшения нагрузки на переднюю ведомую ось. Фирма Вульдридж (США) снабжает таким устройством прицепные двухосные скреперы емкостью 8—25 м3, работающие с быстроходными двухосными тягачами мощностью 154—370 кет (210—500 л. с.).
Увеличения тягового усилия можно достигнуть путем снижения удельного давления на грунт ведущего колеса и увеличения сцепления. Для этого колесные тягачи иногда снабжают специальными гусеницами с дополнительными колесами или арочными шинами.
Колесный дизельный трактор «Беларусь» МТЗ-50, отвечает всем современным требованиям и обладает большой универсальностью. Он может быть использован на многих видах сельскохозяйственных и строительных работ с навесным, полунавесным и прицепным рабочим оборудованием. Его успешно используют в качестве привода различных стационарных машин, а также на перевозке грузов, производстве дорожностроительных и других работ.
Девятискоростная коробка передач трактора «Беларусь» МТЗ-50 в сочетании с усилителем крутящего момента обеспечивает широкий диапазон скоростей — в пределах от 1,22 км/ч на бульдозерных работах или пахоте до сравнительно высокой транспортной скорости 24,3 км/ч.
Управляемый на ходу усилитель крутящего момента дает возможность увеличить силу тяги на крюке трактора без переключения передач. Для преодоления труднопроходимых участков местности дифференциал заднего моста можно сблокировать, причем механизм блокировки выключается автоматически при прекращении действия на педаль.
Для привода механизмов различных машин трактор имеет задний, боковой и передний валы отбора мощности и приводной шкив. Задний и передний валы отбора мощности имеют независимый и синхронный приводы.
При работе на тракторе с навесным рабочим оборудованием можно с помощью гидроувеличителя сцепной силы тяжести регулировать нагрузку на его задние колеса и тем самым значительно уменьшить возможности буксования колес.
Гидравлическая система трактора «Беларусь» МТЗ-50 обеспечивает раздельное управление тремя цилиндрами. Это позволяет использовать трактор в работе с навесными орудиями, расположенными сзади и спереди, а также в работе с прицепными машинами, снабженными гидравлическим управлением. Трактор МТЗ-50 достаточно устойчив в работе, но его устойчивость при работе на высоких скоростях можно сделать еще более надежной. Для этого требуется опустить переднюю ось трактора на кронштейнах поворотных цапф и заменить стандартные задние колеса 12 х 38” колесами 13 х 30”.
Передняя ось трактора с целью обеспечения плавности хода подрессорена. Установленные на тракторе гидроусилитель руля и сервопружина в механизме включения муфты сцепления облегчают управление. Кабина трактора, снабженная регулируемым сиденьем, рассчитана на двух человек.
Двухосные четырехколесные тягачи, специально изготовляемые для строительных машин, отличаются от сельскохозяйственных более высокими транспортными скоростями, доходящими до 40—60 км/ч и в отдельных случаях до 80 км/ч, а также большей мощностью двигателя, 37—370 кет (50—500 л. с.) и более. Их используют для работы в агрегате с большегрузными скреперами при перемещении грунта на большие расстояния. Такие машины благодаря высоким транспортным скоростям обеспечивают более высокую производительность по сравнению со скреперами, работающими в сцепе с гусеничными тракторами, используются в агрегате со специальными прицепами для перевозки различных строительных материалов, например цемента, панелей и др. На рис. 4 показан строительный тягач мощностью 302 кет (345 л. с.), развивающий транспортную скорость до 65 км/ч с различными полуприцепами.
Преимуществом двухосных четырехколесных тягачей по сравнению с одноосными является большая скорость первых, недостижимая последними из-за продольной раскачки, которая значительно меньше у двухосных тягачей. Кроме того, двухосные тягачи имеют возможность самостоятельно передвигаться без прицепа, а также работать с двухосными прицепами и легко менять их.
Двухосные тягачи рассматриваемой группы широко используются в агрегате с прицепами, имеющими возможность задней, боковой или донной разгрузки.
Получают распространение тягачи с двумя большими передними ведущими и двумя меньших размеров задними управляемыми колесами. Эти машины лучше приспособлены для работы с различным сменным рабочим оборудованием благодаря возможности установки его на поворотной платформе, расположенной в передней части тягача, над передним ведущим мостом. Такое расположение поворотного устройства рабочего оборудования значительно лучше, чем у сельскохозяйственных тракторов, так как при этом расположении моменты, удерживающие машину от опрокидывания, получаются значительно большими. Кроме того для расположения поворотного устройства на таких тягачах имеется достаточно места, позволяющего применить прочную конструкцию этого устройства. Все это дает возможность применять большое количество сменного рабочего оборудования, причем смена оборудования состоит только в замене рабочего органа ковшей, вилки и крюка.
Трансмиссия такого тягача достаточно проста. Она состоит из муфты сцепления, дополнительной двухскоростной коробки передач (может быть заменена гидромуфтой или гидротрансформатором и четырехскоростной коробкой передач) и заднего моста, иногда снабжаемого блокировочным устройством.
Аналогичную конструкцию имеет автопогрузчик. Отличие состоит в том, что его колесная база с целью уменьшения радиуса поворота, делается как можно меньше. При этом погрузчики снабжают относительно большим противовесом, который при малой базе необходим как для продольной устойчивости так и для обеспечения высокой грузоподъемности. Автопогрузчики изготовляют обычно из агрегатов массово или серийно выпускаемых грузовых автомобилей. В трансмиссию автопогрузчика, как и других строительных машин, встраивается ходоуменьшитель.
Известны попытки использовать в качестве строительного тягача седельные тягачи автомобильного типа. Идея эта весьма заманчива, так как седельный автомобильный тягач легко и просто можно оборудовать, например, скрепером, т. е. само-нагружающимся кузовом. В частности, такая машина составляется из седельного тягача МАЗ-Э-525Д Белорусского автомобильного завода и навесного скрепера с ковшом 15 м3 Челябинского завода им. Колющенко. В качестве толкача применен тягач, оборудованный толкающим устройством.
Седельный тягач МАЗ-Э-525Д мощностью 219 (300 л. с.) представляет собой несколько видоизмененную конструкцию шасси автосамосвала МАЗ-525, приспособленного для установки скрепера. Отличие в основном заключается в уменьшении базы машины, установке лебедки и седельного устройства для скрепера. В качестве толкача тягач используют при установке на переднем буфере толкающего устройства в виде стального щита коробчатого сечения. Кроме того, над задней осью к раме машины прикрепляют балласт, увеличивающий сцепную силу тяжести на ведущих колесах толкача.
Максимальная транспортная скорость такой машины равна 28—30 км/ч наименьший радиус поворота 10 м масса скрепера с тягачом 33 200 кг: общая длина агрегата 13 890 мм, ширина 3470 мм, высота 3400 мм. Ширина резания грунта скрепером равна 3154 мм, максимальная глубина резания 300 мм; толщина отсыпки грунта до 500 мм; колея скрепера 1950 мм; дорожный просвет 550 мм; размер пневматических шин 18 х 28”; давление воздуха в шинах 3—4 кПсм2, число колес — два (двухскатные); масса скрепера 14 200 кг.
Рулевое управление тягача снабжено гидравлическим усиЗаполнение ковша такого скрепера при благоприятных условиях работы на супесчаных и суглинистых грунтах достигает 17 м3. В зимних условиях в сухом забое, когда снег отсутствует, скрепер разрабатывает супесчаный грунт при глубине его промерзания до 10 см.
В настоящее время вместо автомобиля МАЗ-525 Белорусский автомобильный завод выпускает автомобиль самосвал Бел-АЗ-540, который благодаря высоким тягово-динамическим качествам, хорошей плавности хода, удобству и легкости управления примерно в 1,4 раза производительнее автомобиля МАЗ-525. Вместо механической пятискоростной коробки передач на этой машине установлены гидротрансформатор и трехступенчатая коробка передач с гидравлическим переключением. Эти машины с еще большим успехом могут быть использованы для составления описанных выше агрегатов, используемых на земляных разработках большого объема.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тягачи с двумя ведущими и двумя ведомыми колесами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы