К операциям по уходу за сцеплением относятся смазка подшипников и втулок и регулировка сцепления.
Муфта выключения с подшипником, втулки валика выключающей вилки и ось педали смазываются через специальные масленки.
Во всех сцеплениях с периферийно расположенными пружинами регулируют взаимное положение рычагов выключения и величину зазора между ними и подшипником муфты выключения.
Внутренние концы рычагов устанавливают все в одной плоскости и на определенном расстоянии от плоскости или ступицы ведомого диска. Регулировку производят завертыванием или отвертыванием гаек вилок рычагов или винтами, ввернутыми во внутренние концы рычагов. Эта регулировка производится при сборке сцепления. В двухдисковых сцеплениях регулируют также ход переднего нажимного диска установочными винтами. При включенном неподвижном сцеплении винты необходимо завернуть до отказа, а затем отвернуть на 3/4 оборота (ЗИЛ) или оборот (ЯМЗ).
У автомобилей, оборудованных сцеплением с центральной пружиной (двигатели ЯМЗ), основной регулировкой в сцеплении является восстановление затяжки пружины при помощи регулировочных прокладок. После этой регулировки нормальную величину свободного хода педали восстанавливают изменением длины тяги педали.
Зазор между концами выключающих рычагов или фланцем передвижной втулки и подшипником муфты выключения во всех сцеплениях с механическим приводом регулируют изменением длины тяги или штока педали, а у сцеплений с гидравлическим приводом — изменением длины штока рабочего цилиндра. Правильность этой регулировки определяется по свободному ходу педали.
В гидравлическом приводе сцепления необходимо периодически проверять уровень жидкости в главном цилиндре. Уровень жидкости должен быть на 15—20 мм ниже верхней кромки заливного отверстия. В случае необходимости надо удалять воздух из гидравлического привода. Для этого снимают резиновый колпачок с головки клапана рабочего цилиндра и надевают на головку шланг, опустив его конец в стеклянный сосуд с некоторым количеством жидкости. Затем нужно отвернуть клапан на 1/2 оборота, и прокачать систему, несколько раз нажав на педаль сцепления, или присоединить к штуцеру пробки заливного отверстия главного цилиндра шланг воздушного насоса и создать в цилиндре небольшое давление. После того как жидкость будет выходить в сосуд без пузырьков воздуха, клапан надо завернуть, а тормозной цилиндр долить до нормального уровня.
У сцеплений с пневматическим усилителем необходимо периодически его очищать от грязи и смазывать трущиеся поверхности специальной смазкой, а также регулировать момент включения усилителя.
При пользовании сцецлением надо соблюдать основные правила:
1) при выключении нажимать на педаль сцепления до отказа;
2) при включении плавно отпускать педаль;
3) при включенном сцеплении не держать ногу на педали.
К неисправностям сцепления относятся: буксование дисков, неполное выключение, резкое включение, заедание подшипника муфты выключения.
Буксование дисков происходит вследствие их замасливания, повышенного износа накладок ведомого диска, заедания нажимного диска и из-за ослабления нажимных пружин. При буксовании дисков мощность от двигателя на силовую передачу передается неполностью, и автомобиль не развивает нужной скорости или двигается рывками. При буксовании из-за усиленного трения выделяется большое количество тепла, в результате чего разрушаются накладки и происходит коробление дисков, и сцепление выходит из строя.
Для предупреждения появления буксования необходимо диски оберегать от замасливания, а в случае замасливания накладки дисков следует промывать бензином на месте или разбирать сцепление и протирать диски жесткой щеткой в бензине. Буксование и повышенный износ дисков могут происходить в том случае, если шофер при работе держит ногу на педали сцепления.
Неполное выключение сцепления получается из-за увеличенного свободного хода педали, а также в том случае, когда диски покороблены. Признаком неполного выключения является сильный шум шестерен в коробке передач при переключении передач. Для устранения этой неисправности необходимо отрегулировать величину свободного хода педали. При гидравлическом приводе неполное выключение сцепления может происходить в случае попадания воздуха в систему привода.
Резкое включение сцепления происходит при быстром отпускании педали и может привести к поломкам в сцеплении и в силовой передаче.
Заедание подшипника муфты выключения возникает при недостаточной его смазке, а также отсутствии зазора между подшипником и рычагами выключения. В этом случае подшипник работает все время. При заедании подшипника концы рычагов в результате усиленного трения быстро изнашиваются.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уход за сцеплением и его неисправности"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы