Уплотнительные детали составляют наиболее обширную группу резинотехнических деталей автомобилей и двигателей. Они применяются для уплотнений вращающихся валов (манжетные радиальные уплотнения), уплотнений тормозных цилиндров (манжеты и кольца тормозов), уплотнений проемов окон и дверей (монолитные уплотнители ветрового и заднего окон, уплотнители боковых окон, губчатые уплотнители дверей), уплотнения неподвижных соединений и с возвратно-поступательным перемещением (кольца различного сечения, манжеты), защитные детали для различных подвижных соединений, например шарниров рулевой трапеции (защитные чехлы и колпаки).
Манжетные радиальные уплотнения (сальники)
Манжетные радиальные уплотнения применяются для уплотнений переднего и заднего концов коленчатого вала, вала сошки рулевого управления, валов коробки перемены передач, гидроусилителя руля, ведущей шестерни заднего моста, ступиц передних и задних колес и др.
Основное требование, предъявляемое к манжетным уплотнениям,— обеспечение герметичности в течение всего срока эксплуатации. Нарушение герметичности при эксплуатации зависит от многих факторов: радиального усилия и геометрических параметров эластичного элемента манжеты, скорости скольжения, температуры и давления среды, свойств уплотняемой среды и применяемого эластомера, обработки поверхности вала, статического и динамического эксцентриситета, монтажных дефектов, биения вала и др. ;
Повышение температуры в зоне трения — одна из основных причин преждевременного выхода уплотнения из строя. Эта температура может значительно превышать температуру уплотняемой среды (более чем на 100 °С при жестких режимах работы уплотнений).
Одним из факторов, способствующих разрушению манжеты, является коррозия вала под влиянием материала манжеты. Коррозия валов в местах контакта с манжетами преобладает в агрегатах, подвергающихся атмосферным воздействиям в период хранения. Коррозия вызывается не только основным полимером, но и вводимыми в него ингредиентами. Кроме того, коррозию может активизировать не только материал манжеты, но и различные внешние факторы (наличие смазки, влаги и др.).
Условия эксплуатации радиальных манжетных уплотнений характеризуются следующими параметрами: скорость скольжения — до 20 м/с, давление — до 50 МПа.
Манжеты резиновые армированные с пружиной для уплотнения валов выпускаются по ГОСТ 8752—79 «Манжеты резиновые армированные для валов» и ТУ 38.105185—71 «Манжеты резинометаллические (сальники) для уплотнения вращающихся валов автомобиля ВАЗ».
Резиновые армированные манжеты в зависимости от марок применяемых резин работоспособны в минеральных маслах, воде, дизельном топливе при избыточном давлении до 0,05 МПа, скорости до 20 м/с и температуре от —60 до 170 °С.
95%-й ресурс в зависимости от применяемых марок резин установлен от 120 до 170 тыс. км пробега.
Уплотнения тормозной системы
Гидротормозные манжеты применяются в узлах, обеспечивающих управление автомобилем и безопасность в эксплуатации. В отечественном машиностроении конструктивное оформление гидротормозных манжет отличается большим многообразием. В зависимости от условий эксплуатации применяются различные конструкции уплотнений: чашечные, воротниковые комбинированные кольца круглого и прямоугольного сечения и др.
Резиновые уплотнительные и защитные детали для подвижных и неподвижных соединений гидропривода тормозной системы и узлов сцепления автомобилей изготавливаются по ОСТ 38.05.208—80 и предназначены для работы в контакте с тормозной жидкостью при давлении до 14,7 МПа, а также для защиты узлов от попадания влаги и пыли. Стандарт предусматривает в качестве рабочих сред следующие тормозные жидкости: «Нева», ГТЖ-22М, БСК, АМГ-10, ЛЗ-118.
В зависимости от назначения и выбранной марки резины тормозные детали работоспособны при температуре от —60 до 200 °С.
Для деталей, изготавливаемых из резин 51-1524, 51-1563, 51-1521, ИРП-1338, наработка до отказа при 90 % вероятности безотказной работы определяется ресурсом, установленным для соответствующих узлов автомобилей; для деталей, изготавливаемых из других резин, наработка до отказа составляет 80 %.
Уплотнители резиновые и резиноармированные монолитные и губчатые
Уплотнители резиновые и резиноармированные монолитные и губчатые применяются для изолирования внутреннего объема салона и кабины автомобиля от воздействия окружающей среды и сохранения в нем требуемого микроклимата.
Они предназначены для обеспечения герметичности проемов кузова, стыков кузовных деталей, соединений остекления салонов и кабин.
Эластичность уплотнений стекол обеспечивает их защиту от вибронагрузок, а каркасность — прочное фиксирование стекол. Поэтому резина уплотнений должна сохранять исходные свойства в широком температурном интервале и быть длительно устойчивой к агрессивным атмосферным воздействиям (озону, ультрафиолетовым лучам и др.) при эксплуатации автомобилей во всех климатических зонах.
Уплотнения не должны выделять во внутренний объем салона (кабины) вредных веществ и резких неприятных запахов.
Уплотнители резиновые и резиноармированные монолитные и губчатые изготавливаются по ОСТ 38.05.170—78 «Уплотнители резиновые монолитные неформовые для машин автомобильного, тракторного, сельскохозяйственного и дорожного машиностроения», и ОСТ 38.05171—78 «Уплотнители резиновые и резиноармированные губчатые для автомобилей, тракторов, строительных дорожных и сельскохозяйственных машин».
Уплотнители предназначены для работы в среде воздуха при температуре от —60 до 80 °С (губчатые) и от —60 до 100 °С (монолитные) в зависимости от марки резины и условий эксплуатации. Конструкции и размеры уплотнителей зависят от конфигурации уплотняемого зазора.
Срок службы уплотнителей при 90 % вероятности безотказной работы в нормальных условиях эксплуатации в зависимости от конструкции и марки резины составляет: для монолитных уплотнителей от 3,5 до 8 лет, для губчатых — от 1 до 6 лет.
Условные обозначения уплотнителей: Г — губчатые; О — озоностой-кие; Ф — формовые; Н — неформовые; Т — трубчатого сечения; М — морозостойкие; П — с невыцветающим противостарителем; Пл — вырубные из пластин; цифра соответствует средней плотности резины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уплотнительные детали"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы