Размещение на тракторах органов управления и контрольных приборов
Органы управления трактором включают устройства, посредством которых обеспечивается пуск в действие или остановка агрегатов и механизмов трактора, а приборы контроля обеспечивают контроль за работой двигателя и электрооборудования трактора. Правильное управление трактором является одним из основных условий надежной эксплуатации, удлиняет сроки службы и обеспечивает высокопроизводительное использование трактора, а также работающих с ним прицепных и навесных дорожных машин и механизмов. Органы управления и контрольные приборы, по которым проверяют работу двигателя и электрооборудования, размещены в кабинете трактора. Остальные рычаги, при помощи которых управляют определенными механизмами, расположены по сторонам двигателя и пользоваться ими можно только во время остановки трактора.
Трактор ДТ-54А имеет органы управления, показанные на рис. 1. Рычаг переключения передач может быть установлен в семи положениях. При нейтральном положении рукоятки рычага все передачи выключены из сцепления и рычаг может свободно передвигаться влево и вправо.
Переключение передач возможно только при полностью выключенной муфте сцепления, что осуществляется нажатием левой ногой на педаль. При оттягивании назад рычагов управления левой и правой муфтами поворота трактор плавно поворачивается соответственно в левую или правую сторону. Для совершения крутого поворота необходимо, оттянув рычаг или, нажать ногой на рядом расположенную педаль тормоза, Чтобы оставить трактор в заторможенном состоянии, необходимо при выжатой педали или приподнять зубчатый сектор и ввести его в зацепление со штифтом педали.
Нормальную температуру охлаждающей воды по дистанционному термометру необходимо поддерживать в пределах 75—90 °С. Давление масла в масляной магистрали двигателя должно быть 1,7—2,5 кГ/см2. При давлении масла ниже 0,7 кГ/см2 запрещается работа. Рычаги управления распределителем гидравлической системы служат: левый — для управления выносным цилиндром, расположенным с левой стороны трактора, средний — для управления основным или выносным задним цилиндром и правый — для управления правым выносным цилиндром. При установке каждого рычага в крайнее верхнее положение происходит выдвижение штока из цилиндра.
В среднее нейтральное положение рычаг устанавливается автоматически после окончания подъема или опускания навесного или прицепного оборудования. При установке рычага в нижнее (после нейтрального) положение происходит втягивание штока в цилиндр (опускание оборудования). Крайнее нижнее положение рычага (плавающее) позволяет оборудованию свободно перекатываться на опорных колесах. Перестановку рычага из нейтрального ‘В плавающее положение надо производить быстро, не останавливаясь на положении опускания, а для -подъема оборудования из плавающего положения рычаг нужно быстро -переводить в крайнее верхнее -положение. После окончания подъема рычаг автоматически устанавливается в нейтральное (среднее) положение.
Трактор ДТ-75 имеет органы управления, показанные на рис. 3. Рычаг переключения -передач может быть установлен в девяти положениях. Переключение передач возможно только при полном выключении муфты сцепления трансмиссии рычагом. Кроме того трактор оборудован увеличителем крутящего момента, который приводится в действие рычагом и в сочетании с передачей, включенной рычагом, соответственно снижает скорость движения трактора вперед. Рычаг включается и выключается при движении трактора без выключения муфты сцепления трансмиссии — без остановки трактора.
Поворот трактора производится рычагами управления левой или правой муфтами поворота, а при крутых поворотах одновременно приводится в действие соответствующая педаль тормоза.
Для того чтобы оставить трактор в заторможенном состоянии, необходимо выжать педаль и ввести защелку в зацепление с зубчатым сектором.
Нормальная температура охлаждающей воды по термометру должна быть 90—95 °С, а давление масла в системе смазки по манометру 5 — 2,5—3,0 кГ/см2.
Трактор Т-74 имеет органы управления, показанные на рис. 5. Для переключения передач имеются рычаги. Положение рукояток рычагов при включении каждой передачи переднего и заднего хода показано на рис. 6.
Переключение передач допускается только после полного выключения муфты сцепления и остановки ее вала. Муфта сцепления трансмиссии выключается нажатием ножной педали. Коробка передач трактора может быть оборудована ходоуменыпителем (увеличителем крутящего момента). Увеличитель крутящего момента включается и выключается педалью, размещенной под правой ногой в кабине трактора. Включение и выключение педали может производиться без выключения муфты сцепления трансмиссии — без остановки трактора. Таким образом, при сочетании положения рычагов с включенной педалью трактор имеет двенадцать передач вперед и четыре назад. Повороты трактора производятся: плавные — рычагами, а крутые — после оттяжки рычага и нажимом на педаль.
Для оставления трактора в заторможенном состоянии нужно ввести в зацепление с защелкой зубчатый сектор 6 левой педали тормоза.
Нормальная температура охлаждающей воды по термометру должна быть 90—95 °С, а давление масла в системе смазки 23—2,5—3,0 кГ/см2.
Подготовка к пуску и пуск двигателей тракторов ДТ-54А, Т-74 и ДТ-75
Прежде чем начать пуск двигателя, нужно в начале смены выполнить все работы, предусмотренные ежесменным техническим обслуживанием.
Пуск двигателя трактора ДТ-54А, Перед началом пуска двигателя необходимо: проверить наличие масла в картере двигателя, поддоне воздухоочистителя, картере главной и конечной передач, наличие воды в радиаторе, топлива в топливных баках, внешние крепления частей трактора.
Запуск пускового двигателя,
1. Открыть краники бензинового и топливного баков.
2. Поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
3. Выключить подачу топлива, передвинув рычаг подачи топлива вперед до отказа.
4. Закрыть шторку радиатора.
5. Поставить рычаг декомпрессора на «Прогрев».
6. Установить рычаг в крайнее заднее положение, рычаг 15 поставить в нижнее положение, а затем перевести его в верхнее положение, рычаг установить в крайнее заднее положение.
7. Открыть крышку воздушного патрубка карбюратора, прикрыть воздушную заслонку, ввести узел пускового шнура в паз маховика и намотать шнур на маховик.
8. Рывком потянуть на себя конец шнура; при этом пусковой двигатель должен завестись.
9. После запуска пускового двигателя открыть воздушную заслонку карбюратора и дать двигателю проработать на холостом ходу 1—2 мин.
Пуск основного дизельного двигателя.
1. Плавно включить муфту сцепления пускового двигателя, передвинув рычаг в крайнее переднее положение, и прокрутить коленчатый вал двигателя 1—2 мин на первой передаче редуктора; выключить муфту сцепления, включить вторую передачу редуктора и снова включить муфту сцепления.
2. После прокручивания дизельного двигателя на протяжении 2—3 мин рычаг декомпрессора -поставить в положение «Пуск», а через 2—3 мин — в положение «Работа», затем передвинуть рычаг подачи топлива на половину сектора, при этом двигатель должен завестись.
Если пусковой двигатель будет уменьшать обороты, рычаг декомпрессора поставить в положение «Пуск», закрыть подачу топлива и снова прокручивать дизельный двигатель до тех пор, пока пусковой двигатель не будет прокручивать дизельный двигатель, не уменьшая оборотов. После этого передвинуть рычаг 16 декомпрессора в положение «Работа» и открыть подачу топлива.
Если дизельный двигатель не заводится, необходимо выпустить воздух из фильтров грубой и тонкой очистки, а также из головки секции топливного насоса при помощи ручного подкачивающего насоса-помпы.
3. После пуска дизельного двигателя выключить муфту сцепления пускового двигателя, закрыть кран топливного бака, выключить зажигание и закрыть крышку воздушного патрубка. Запрещается ставить рычаг 13 редуктора в^ нейтральное положение.
4. Проверить работу двигателя на средних и нормальных оборотах на протяжении 2—3 мин. Дизельный двигатель должен работать равномерно, без стуков и шумов. Работа двигателя вхолостую более 10 мин нежелательна, так как при этом’ нерационально расходуется топливо и изнашиваются детали двигателя.
5. При устойчивой работе двигателя следует закрыть боковины капота и закрепить их защелками.
6. Остановить пусковой двигатель. Для этого выключить подачу топлива, передвинув рычаг подачи топлива в крайнее переднее положение.
Пуск и остановка двигателя трактора Т-74. На тракторе Т-74 установлен дизельный двигатель СМД-14А. Пуск двигателя при температуре выше плюс 5 °С нужно проводить в следующей последовательности.
1. Поставить рычаг топливного насоса в положение выключенной подачи топлива и выключить декомпрессор.
2. Убедиться в том, что муфта редуктора пускового двигателя и муфта сцепления дизельного двигателя выключены.
3. Открыть краник подачи топлива к пусковому двигателю и патрубку карбюратора. Нажать на кнопку включения электростартера и завести пусковой двигатель.
4. Прогреть пусковой двигатель в течение 2—3 мин.
5. Плавно включить муфту редуктора.
6. Прогреть дизельный двигатель при включенном декомпрессоре в течение 1—2 мин.
7. Выключить декомпрессор и включить подачу топлива.
8. Как только дизельный двигатель начнет работать, выключить муфту редуктора.
9. Остановить пусковой двигатель, проделав для этого следующее: закрыть дроссель карбюратора; выключить зажигание; не опуская кнопки выключателя зажигания, закрыть воздушную заслонку и крышку воздушного патрубка карбюратора; закрыть кран топливного бака пускового двигателя.
Если дизельный двигатель после нескольких вспышек заглохнет, повторить операции в указанной последовательности.
Не нужно препятствовать отключению пусковой шестерни и усилием удерживать ее в зацеплении с зубчатым венцом маховика, так как это может привести к поломке редуктора.
После окончания пуска дизельного двигателя его следует прогреть, следя за показаниями манометра и термометров. Давление масла должно быть в пределах 2,5—3 кГ/см2. Муфту сцепления нужно включить после прогрева двигателя до температуры масла 45—50 °С и воды до 50—55 °С.
При температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 °С целесообразно применять электрофакельный подогреватель. При этом порядок пуска становится следующим:
— про веряют наличие дизельного топлива в баке подогревателя;
— после пуска и прогрева пускового двигателя включить подогреватель, нажав на его кнопку включения; после того, как контрольная спираль накалится (примерно через 12—115 сек), не выключая подогреватель, плавно включить муфту редуктора;
— после пуска дизельного двигателя подогреватель выключить.
Пуск и остановка двигателя трактора ДТ-75. Перед началом запуска двигателя необходимо установить рычаг переключения передач в нейтральное положение; выключить подачу топлива; закрыть шторку радиатора; открыть кран топливного бака.
Порядок запуска двигателя трактора ДТ-75 зависит от температуры окружающего воздуха. При температуре воздуха выше плюс 5 °С пуск двигателя проводится без электрофакельного подогревателя, при температуре ниже плюс 5 °С — с электрофакельным подогревателем. Запуск двигателя при температуре выше плюс 5° С проводится в такой же последовательности, как и на тракторе Т-74.
Останавливают двигатель выключением подачи топлива. Запрещается останавливать двигатель путем закрытия вентиля топливного бака или включением декомпрессионного механизма.
При низких температурах окружающего воздуха для облегчения запуска двигателя необходимо проделать такие операции:
1. Провести внеочередное техническое обслуживание, предусмотренное заводским руководством.
2. Заменить летние сорта топлива и смазки зимними. При температуре ниже 0 °С в картер двигателя, топливный насос и регулятор надо залить зимнее дизельное масло Дп-8 с добавкой 15% дизельного топлива. При температуре ниже минус 20 °С добавить к дизельному топливу тракторный керосин в следующих количествах:
3. В редуктор пускового двигателя залить смесь, состоящую из 80% дизельного топлива и 20% масла.
В холодное время года надо соблюдать следующие правила.
1. Не заводить двигатель, если в системе охлаждения нет жидкости.
2. Пуск дизельного двигателя осуществлять только после прогрева его горячей водой.
3. Для прогрева дизельного и пускового двигателей надо заливать в радиатор горячую воду (90—95 °С) до тех пор, пока из открытой сливной трубки не потечет теплая вода.
4. После прогрева горячей водой повернуть коленчатый вал двигателя от руки на несколько оборотов и приступить к пуску с применением электрофакельного подогревателя.
5. При температуре ниже 0 °С, кроме прогрева горячей водой, залить в картер двигателя подогретое масло.
6. Во время работы двигателя следить за температурой охлаждающей воды, поддерживая ее в пределах 75—90 °С. При остановках не допускать снижения температуры воды ниже плюс 40 °С.
7. При длительных остановках слить воду из системы охлаждения и масло из картера в чистую посуду сразу после остановки трактора. Сливные краники воды оставить открытыми, прокрутив рукой коленчатый вал для полного удаления воды из водяного насоса.
8. Наличие воды в топливе приводит к образованию ледяных пробок в топливопроводах. Поэтому необходимо следить за отстойником топлива и при наличии воды сливать ее. Топливо в бак следует заливать через фильтр (фланель, шелковое полотно, замша).
9. Для облегчения запуска пускового двигателя через краник в головке залить в цилиндр 20—30 см3 смеси бензина и масла.
10. При пуске дизельного двигателя для увеличения подачи топлива оттянуть кнопку обогревателя.
Остальные операции по пуску двигателя такие же, как обычно.
При остановке дизельного двигателя необходимо учитывать следующее:
1. После снятия нагрузки дать двигателю проработать в течение 5 мин на средних и малых оборотах, а затем остановить, выключив подачу топлива.
2. При температуре ниже плюс 5 °С, когда возможны ночные заморозки, слить воду из системы охлаждения в чистую посуду, открыв краники на радиаторе и блоке и прочистить их. Сливные отверстия оставить открытыми.
3. Воду слить после того, как двигатель несколько остынет и вода достигнет температуры 40—50 °С.
4. При температуре ниже минус 5 °С слить масло из картера двигателя в чистую закрытую посуду.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Управление тракторами ДТ-54а, ДТ-75 и Т-74"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы