Опоры воздушных линий электропередачи устанавливают несколькими способами: краном, краном и тракторами, подающей стрелой и тракторами, а на горных и труднодоступных трассах — вертолетами. Кроме того, отдельные специальные опоры большой высоты сооружают методом вертикальной сборки из укрупненных частей. В этом случае процессы сборки и установки опор совмещаются.
Установка опор является ответственной операцией, требует высокой квалификации персонала, хорошей организации работ и состоит из подготовительных работ, подъема, выверки, закрепления опор и демонтажа вспомогательного оборудования и приспособлений.
Подготовительные работы включают расстановку в монтажной зоне машин, механизмов и приспособлений: кранов, тракторов, лебедок, блоков, подъемных стрел, а также устройство якорей.
Подъем опоры заключается в выведении ее при помощи машин и механизмов в вертикальное положение. При выверке поднятую опору устанавливают в положение, которое она должна занимать согласно проекту.
При закреплении в грунте, на фундаменте, а также на оттяжках опора приобретает расчетную устойчивость и готовность к монтажу проводов. Работы завершаются демонтажем оборудования и такелажных средств и переходом к следующей опоре.
Опоры ВЛ 35 кВ и выше устанавливают, как правило, в соответствии с технологическими картами, в которых указаны последовательность и технология выполнения работ, применяемый такелаж и приспособления, схемы подъема опор, расстановка машин и механизмов. Для опор ВЛ до 10 кВ технологические карты не разрабатывают, так как их установка проста и не требует сложных расчетов.
Определение усилий при подъеме опор. Для выбора или проверки имеющихся такелажных средств (тросов и канатов, блоков и полиспастов, шарниров, падающих стрел) необходимо определить усилия, возникающие при подъеме опор. Эти усилия непостоянны и изменяются в процессе подъема опоры.
При установке опор падающей стрелой максимальное усилие в тяговом тросе возникает в начальный момент подъема, а затем постепенно уменьшается и, когда опора принимает вертикальное положение, исчезает. Аналогично изменяется усилие в падающей стреле и вожжах, соединяющих ее со стволом опоры. Это обстоятельство является достоинством метода установки опор падающей стрелой, так как выявленные в начале подъема неисправности такелажа могут быть легко устранены.
Нагрузки, действующие на шарнир и фундаменты опоры в процессе подъема, могут увеличиваться и достигать максимальных значений при углах наклона опоры 30—50°. Кроме того, у некоторых типов опор возникают дополнительные усилия, действующие на опору в процессе подъема: сжимающие усилия от вожжей, изгибающие усилия от собственной массы и др. По результатам этих расчетов опоры усиливают, устанавливая дополнительные временные ‘ элементы — распорки, раскосы, стяжки.
Начальные усилия в такелажных средствах определяют, исходя из массы опоры, положения ее центра тяжести, высоты падающей стрелы, расстояния от тягового механизма до опоры, уклона местности и др. На основании полученных результатов проверяют соответствие имеющихся такелажных средств принятому способу подъема опоры и подбирают необходимые тяговые средства (лебедки, тракторы).
Установка одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ до 10 кВ. Собранную опору подтаскивают к котловану, выкладывают так, чтобы ее центр тяжести совпадал с центром котлована, и крепят такелажный строп на 1 —1,5 м выше центра тяжести опоры. На расстоянии 2,5—3 м от низа стойки (или пасынка) крепят веревочные оттяжки длиной 15—20 м. Установку опор выполняют, как правило, бурильно-крановыми машинами.
Машину устанавливают на упоры на расстоянии 0,5 м от края котлована и опускают крюк крановой установки. Закрепляют такелажный строп на крюке и поднимают опору над котлованом. Низ поднятой опоры подводят при помощи оттяжек к котловану и осторожно опускают в него. Во время спуска опору разворачивают так, чтобы траверсы или крюки были расположены поперек оси ВЛ. Опору выверяют, временно закрепляют деревянными клиньями и наполовину засыпают котлован. Затем снимают строп, отводят машину и окончательно засыпают котлован.
Установка одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ 35—110 кВ. Такие опоры устанавливают кранами К-64 или СМК-10 и К-162. Бурокрановые машины из-за недостаточной грузоподъемности и небольшой высоты подъема применять нельзя. Собранную опору поднимают краном и опускают в котлован так же, как и опоры ВЛ до 10 кВ. Верхние ригели обычно закрепляют после установки опоры, для этого делают специальную траншею, укладывают в нее краном ригель и крепят его к стойке хомутами. Затем опору выверяют и засыпают котлован.
В слабых грунтах, где опоры обычно устанавливают с верхними и нижними ригелями, разработать котлованы буровыми машинами в большинстве случаев невозможно. Котлованы в этом случае разрабатывают экскаватором, а опоры устанавливают краном с помощью трактора, так как грузоподъемность и высота подъема крана недостаточны из-за невозможности подхода крана непосредственно к центру котлована. Опору выкладывают так, чтобы ее низ находился над котлованом, и поднимают краном за верхушку, постепенно спуская опору в котлован. Затем опору стропят тросом тягового трактора, выводят в вертикальное положение, выверяют и засыпают котлован.
Установка одностоечных опор BЛ 35—110 кВ краном-установщиком К-ЛЭП-7. Собранную опору выкладывают по оси ВЛ так, чтобы ее нижний торец находился на расстоянии 1,5 м от центра котлована, разработанного буровой машиной. Кран 2 с поднятой стрелой подводят к опоре со стороны торца и устанавливают на выносные опоры (аутригеры). Затем опускают выдвинутую стрелу на опору и закрепляют на стойке опоры в двух точках. После этого поднимают стрелу вместе с опорой в вертикальное положение, подводят кран к котловану и опускают опору в котлован.
Рис. 1. Установка одностоечной железобетонной опоры краном:
а — выкладка, б — подъем и опускание в котлован; 1 — стрела крана, 2 — опора, 3 — оттяжка, 4— котлован
Установка анкерных и угловых деревянных и железобетонных опор ВЛ до 10 кВ. При установке этих опор применяют автомобильные или тракторные краны грузоподъемностью 3—5 т. Опору стропуют в верхней части (выше поперечины — деревянные и выше монтажной распорки — железобетонные). Чтобы избежать перекоса при подъеме, ветви стропа закрепляют на равном расстоянии от верхушки опоры.
Рис. 2. Установка одностоечной железобетонной опоры краном-установщиком К-ЛЭП-7:
а — захват, б — подъем и опускание в котлован; 1 — опора, 2 — кран, 3 — котлован
При достаточной высоте подъема стрелы опору поднимают над котлованом так же, как одностоечную, и устанавливают.
Установка деревянных П-образных опор BЛ 35— 110 кВ. Собранную опору выкладывают по оси ВЛ так, чтобы стойки находились над котлованами, а центр тяжести опоры — между ними. Кран грузоподъемностью не менее 5 т со стрелой длиной не менее 12 м (автомобильный или тракторный) устанавливают по оси ВЛ у торца опоры за котлованами, затем стропуют опору за раскосы в месте их пересечения и начинают подъем. Вначале опору поднимают тяговым тросом крана, при этом комли пасынков соскальзывают в котлован и упираются в его дно. Затем стрелой крана опору переводят в вертикальное положение, после чего ее выверяют и закрепляют.
Установка одностоечных железобетонных опор ВЛ 35—220 кВ краном и трактором. Собранную опору выкладывают по оси линии над вырытым котлованом так, чтобы низ стойки находился на расстоянии 1,5—2 м от бровки котлована (положение I). Кран устанавливают поперек оси ВЛ на аутригеры на расстоянии 1 м от края котлована. Под нижней траверсой опоры крепят две боковые расчалки из троса длиной 50 м и разводят их к двум ручным лебедкам. Лебедки закрепляют на расстоянии 20—25 мот оси ВЛ и 25 м от центра котлована со стороны вершины опоры. К стойке опоры крепят тормозной трос, идущий к лебедке трактора. К нижней траверсе крепят веревочную лестницу, которая служит для снятия оттяжек после установки опоры.
Сначала опору поднимают краном на максимально возможную высоту, при этом низ стойки, подтормаживаемый лебедкой трактора, опускается в котлован. Когда стойка упрется в дно котлована (положение II), подъем опоры прекращают, отцепляют от трактора тормозной трос й переводят трактор на подъем опоры. Для этого прицепляют к тракторной лебедке тяговый трос и натягивают его до тех. пор, пока подъемный трос крана не ослабнет. После этого строп крана отцепляют от опоры и отводят кран. Одновременно боковыми лебедками натягивают расчалки. Дальнейший подъем опоры продолжают тяговой лебедкой трактора, регулируя положение опоры по оси ВЛ боковыми расчалками. При подходе к вертикальному положению опору подтормаживают этими же боковыми расчалками. После выверки опоры устанавливают ригели и засыпают котлован.
Рис. 3. Установка одностоечной железобетонной опоры краном и трактором:
1 — опора, 2 — ручные лебедки, 3— боковые расчалки, 4 — кран, 5 и 7 — тяго« вый и тормозной тросы, 6 — трактор, 8 — котлован
Иногда тяговый трос прикрепляют не к лебедке, а непосредственно к трактору и поднимают опору, передвигая трактор. При этом особое внимание обращают на то, чтобы трактор двигался строго по оси ВЛ, а расчалки были все время натянуты. Во многих случаях расчалки крепят не к лебедкам, а к автомашинам или тракторам, что несколько упрощает установку опоры.
Одностоечные опоры с фундаментами или с оттяжками устанавливают также краном и трактором. До начала подъема стойки опор, устанавливаемых на фундаментах, соединяют с фундаментами шарнирами, вокруг которых вращают опору при подъеме. Торможение низа опоры в этом случае не требуется. К стойкам опор, устанавливаемых с оттяжками, оттяжки присоединяют до
подъема. Анкерные плиты для закрепления оттяжек также монтируют заранее.
Угловые опоры с оттяжками устанавливают с небольшим наклоном к внешней стороне угла поворота BЛ, чтобы в дальнейшем под тяжением смонтированных проводов они заняли проектное положение.
Установка АП-образных деревянных опор BЛ 35— 220 кВ падающей стрелой. При установке этих опор в качестве тяговых средств применяют трактор Т-100М, а в качестве якоря — бульдозер. Поднимают опору согласно схеме, показанной на рис. 4.
Опору выкладывают на подкладках по оси котлованов так, чтобы пасынки находились над котлованами, между которыми устанавливают падающую стрелу. К верхушке стрелы крепят вожжи. Свободные концы вожжей прикрепляют к стойкам опоры в местах их соединения с траверсой. Тяговый трос тракторной лебедки крепят к верхушке стрелы через полиспаст, а к пасынкам в местах их соединения с ригелями крепят нижние тормозные тросы. К середине траверсы крепят верхний тормозной трос. Затем в нижней части А-образных ферм устанавливают временные распорки и усиливают дополнительными накладками сопряжения пасынков со стойками (если они выполнены встык).
В начале подъема опора поворачивается на подкладках вокруг точек крепления нижних тормозных тросов. После поворота опоры на 40—45° начинают плавно отпускать нижние тормозные тросы, при этом пасынки опускаются вниз котлованов до упора в дно. Дальнейший подъем производят поворотом опоры вокруг точек упора пасынков в котлованах. Нижние тормозные тросы отпускают и переводят верхний тормозной трос на тормозной трактор.
При дальнейшем подъеме опоры падающая стрела выходит из работы и повисает на тяговом тросе или специальном канатике. Наконец опора выходит в вертикальное положение и становится на все четыре пасынка, после чего выверяют ее положение, засыпают котлованы и демонтируют такелаж.
Таким же способом устанавливают тяжелые П-образ-ные деревянные промежуточные опоры ВЛ 220 кВ.
Установка металлических опор. Металлические опоры устанавливают в основном теми же методами, что и железобетонные.
Рис. 4. Установка АП-образной деревянной опоры тракторами при помощи падающей стрелы:
1 — опора, 2 и 5 — нижние и верхний тормозные тросы, 3 и 4 — тормозные трактор и бульдозер, 6 — вожжи, 7 — падающая стрела, 8 — полиспаст, 9 — тяговый трос лебедки, 10 — тяговая тракторная лебедка, 11 — тяговый трактор, 12 — котлован, 13 — подкладки; I, II, III и I, II, III — последовательные положения опоры и падающей стрелы при установке
Одностоечные опоры массой до 4 т устанавливают краном, до 10 т — краном и трактором, более Ют — падающей стрелой и тракторами. Портальные опоры почти всех конструкций устанавливают падающей стрелой и тракторами. Иногда металлические опоры устанавливают вертолетом.
Опору, устанавливаемую краном, предварительно выкладывают у фундамента таким образом, чтобы ее центр тяжести находился как можно ближе к центру фундамента. Затем опору стропят выше ее центра тяжести и поднимают краном над фундаментом. Отверстия в пятах опоры наводят на анкерные болты, после чего опору плавно опускают на фундамент, выверяют и закрепляют на анкерных болтах.
Опоры, устанавливаемые краном и трактором, предварительно выкладывают по оси трассы и закрепляют в шарнирах на фундаменте. Фундаменты, если необходимо, раскрепляют деревянными распорками. Крановый строп крепят на опоре выше центра тяжести, а еще выше — к жесткой диафрагме — крепят тяговый трос. Тормозной трос крепят к верху опоры.
Опору поднимают краном, поворачивая на шарнирах на 30—40°. Затем тяговый трос натягивают трактором до ослабления подъемного стропа крана, после чего расцепляют строп и отводят кран. Дальнейший подъем опоры производят тяговым тросом лебедки трактора, а после поворота на 60—70° включают тормозную лебедку. Часто к тормозному тросу присоединяют освободившийся кран. Наконец опору выводят в вертикальное положение, временно закрепляют на анкерных болтах, при помощи домкратов снимают шарниры и закрепляют опору на фундаменте.
При установке металлических тяжелых опор вертолетом пяты опоры предварительно соединяют с фундаментом упрощенным шарниром, а верхушку специальным тросом цепляют к вертолету. Поднимаясь в воздух, вертолет с помощью троса поворачивает опору вокруг шарнира и выводит ее в вертикальное положение. Затем снимают шарниры и закрепляют опору на фундаменте.
Выверка и закрепление опор. Поднятая опора должна быть выверена, т. е. приведена в такое положение, чтобы ее ось была вертикальна к поверхности земли, а траверсы находились под углом 90° к оси. Промежуточные и анкерные опоры должны быть расположены в створе линии, а их траверсы перпендикулярны оси ВЛ. Траверсы угловых опор должны быть направлены по биссектрисе угла поворота BЛ.
Выверяют свободностоящие опоры теми же кранами и тяговыми механизмами, которые применялись при их установке. Опоры с оттяжками выверяют, натягивая оттяжки. Контролируют выверку теодолитом, отвесом, биноклем. Одностоечные опоры разворачивают в проектное положение различными приспособлениями.
После выверки опоры окончательно закрепляют в грунте или на фундаментах. Опоры, устанавливаемые непосредственно в грунт, закрепляют, засыпая котлован грунтом, песком, песчано-гравийными или щебеночными смесями (в соответствии с указаниями проекта). При засыпке слои грунта тщательно утрамбовывают.
Металлические свободностоящие опоры закрепляют гайками на анкерных болтах фундаментов. Для промежуточных опор устанавливают одну гайку на болт, а для анкерных и угловых — по две. Опоры с оттяжками закрепляют, натягивая оттяжки до создания в них расчетных усилий, которые контролируют специальным прибором.
На смонтированных опорах закрепляют тонкую стальную пластину с порядковым номером и годом установки опоры, а также плакаты, предупреждающие об опасности. Надписи на пластинах и плакатах выполняются обычно по белому или светло-желтому фону черными и красными (на плакатах) красками. Железобетонные опоры часто маркируют трафаретными штампами, при этом для номера опоры и года установки служит один, а для предупредительного плаката — два штампа (первым наносят черной краской череп и надпись «НЕ ВЛЕЗАЙ — УБЬЕТ!», а вторым — стрелу красного цвета). Светлый фон выполняют заранее или пользуются быстросохнущими красками.
Установка опор оформляется в журнале, в который заносят отклонения опор и их элементов от проектного положения и другие данные.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Установка опор"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы