Предохранительными устройствами, обеспечивающими безопасность передвижения крана (грузовой тележки) в рабочем и нерабочем состояниях являются опорные детали, ограничители передвижение и перекоса, противоугонные устройства, буфера, анемометры.
Перед ходовыми колесами кранов и их тележек должны быть установлены щитки, предотвращающие возможное попадание посторонних предметов под колеса. Наибольший зазор между предохранительными щитками и рельсом не должен превышать 10 мм.
Для обеспечения безопасности работы кранов, управляемых из кабины и имеющих скорость передвижения моста (тележки) 0,5 м/с и более, устанавливают ограничители передвижения, при необходимости автоматически отключающие механизм передвижения.
Рис. 52. Ограничители передвижения
Рис. 53. Установка ограничителей передвижения на двух работающих в одном пролете кранах: 1 — конечный выключатель, 2 — удлинитель, 3 — скоба, 4 — металлоконструкция крана
Работа ограничителя передвижения тележки показана на рис. 52. При наезде отключающей линейки на ролик рычаг конечного выключателя поворачивается по ходу ее движения (положение II), что вызывает размыкание его контактов. После схода линейки с ролика (при движении крана в обратном направлении) рычаг пружиной возвращается в исходное положение I, и ограничитель вновь готов к работе. Так же работают ограничители взаимного перемещения кранов, работающих на одних путях.
Как правило, ограничитель передвижения механического типа состоит из рычажного конечного выключателя с самовозвратом в исходное положение и отключающей линейки. Конечный выключатель механизма передвижения крана устанавливают на самом кране, а отключающую линейку укрепляют на крановом пути перед тупиковым упором. Для ограничения хода крановой тележки приближении к другому крану с закрепленной на нем скобой. Отключение механизма передвижения последнего крана производится устройством, показанным на рис. 53.
Рис. 54. Эластичный буфер:
1—упругий элемент, 2— корцус, 3—крепежные болты
Отключающую линейку необходимо устанавливать таким образом, чтобы отключение механизма происходило на расстоянии от тупикового упора, равном не менее половины тормозного пути машины. Взаимное отключение механизмов передвижения мостовых (консольных) кранов, приближающихся друг к другу по одному подкрановому пути, должно производиться на расстоянии не менее 0,5 м.
Для смягчения последствий возможного удара о тупиковые упоры или кранов друг о друга при подходе крана (тележки) к краю пути предназначены буфера. Упругие элементы — буфера выполняют эластичными, пружинными, пружинно- фрикционными и гидравлическими и устанавливают на металлоконструкции крана или раме тележки. Два последних типа буферов применяют на кранах большой грузоподъемности при высоких скоростях передвижения. Эластичный буфер с монолитным резиновым элементом обладает высокой упругостью (рис. 54). В последнее время в эластичных буферах в качестве рабочего элемента вместо резины применяют полимерный материал.
Рис. 55. Пружинные буфера:
а—для крановых тележек, б—для кранов; 1 — корпус, 2 — пружина, 3 — упор, 4 — дополнительная концентрнчно установленная пружина
Допускается применение в качестве буферов мягких пород дерева. Пружины для буферов тележек изготовляют навивкой из круглой стальной проволоки (рис. 55, а). В крановых буферах применяют составные (концентрические) пружинные упругие элементы, имеющие при тех же габаритах большую энергоемкость (рис. 55, б).
Под противоугонными устройствами следует понимать механизмы, предназначенные для удержания крана от угона при воздействии ветрового давления, величина которого регламентируется требованиями ГОСТ 1451—77. Указанными устройствами оборудуют все краны, имеющие запас удерживающей силы механизма передвижения менее 1,2 и работающие на открытом воздухе.
По принципу действия противоугонные устройства подразделяют на стопорные (фиксаторы), соединяющие кран с неподвижной опорой с помощью закладных пальцев, крюков или выдвижных упоров; остановы (нажимного типа) , действие которых основано на создании сил трения между рельсом и заторможенным колесом кцана; клещевые захваты, основанные на непосредственном зажатии рабочими поверхностями головки кранового рельса. Наибольшее распространение получили именно клещевые захваты.
По типу привода противоугонные клещевые захваты делят на ручные и машинные, а по характеру нагружения — на захваты с постоянным и переменным по величине усилием торможения и соответственно с плоскими или эксцентричными рабочими поверхностями. Замыкание захватов с ручным приводом производят только принудительным порядком, тогда как машинный привод предусматривает как принудительное, так и автоматическое замыкание. Простой по конструкции и надежный в работе противоугонный клещевой захват с плоскими рабочими поверхностями и постоянным усилием торможения показан на рис. 56. Захват состоит из двух симметричных рычагов (клещей), шарнирно закрепленных на осях. Нижние концы рычагов снабжены сменными губками, взаимодействующими с боковыми гранями голозки рельса, а верхние выполнены в форме двусторонних балок, связанных с гайками. Последние имеют правую и левую внутреннюю резьбу и связаны с ходовым винтом, при вращении которого гайки перемещаются поступательно вдоль оси винта в противоположные стороны, управляя положением рычагов.
Существуют и другие конструкции противоугонных захватов (эксцентриковые, с гидротолкателем и пр.).
Рис. 56. Противоугонный захват:
1—крановый рельс, 2—серьга, 3—рычаги, 4—концевая балка, 5—гайки, 6—конечный выключатель, 7—винт с правой и левой резьбой, 8—цепь, 9—звездочка
Для предупреждения возможного угона крана ветром, оповещения крановщика звуковым сигналом об опасных для работы скорости или давлении ветра и автоматического включения привода противоугонных устройств на козловых кранах грузоподъемностью более 8 т рекомендуется устанавливать специальные устройства—- анемометры. Наибольшее распространение получил прибор, измеряющий силу ветра,— сигнальный анемометр типа М-95 Рижского опытного завода гидрометеорологических приборов. Прибор состоит из датчика (трехлопастной вертушки, совмещенной с тахогенера- тором), устанавливаемого на наиболее высокой части крана, не находящейся в аэродинамической тени (в закрытой зоне), и указательного пульта (регистрирующего прибора), размещаемого в кабине в поле зрения машиниста.
При допустимой скорости ветра на шкале прибора регистрируются ее абсолютные значения. В случае достижения скорости, близкой к предельной, на пульте управления включаются сигнальные лампы и срабатывает реле управления, контакты которого включают звуковой предупредительный сигнал и отключают все механизмы крана. При этом остается возможным только опускание груза. В данной ситуации крановщик обязан прекратить работу, обесточить кран и закрепить его всеми имеющимися противоугонными устройствами за рельсовый путь.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройства безопасности механизмов передвижения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы