Аккумуляторная батарея на автомобиле служит для питания электрическим током стартера при пуске двигателя, а также всех других приборов электрооборудования, когда генератор не работает или не может еще отдавать энергию в цепь (например, при работе двигателя на режиме холостого хода).
В случае, если мощность, потребляемая включенными потребителями, превышает мощность, развиваемую генератором, аккумуляторная батарея, разряжаясь, обеспечивает питание потребителей одновременно с работающим генератором.
Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея является вторичным химическим источником постоянного тока. Прежде чем она будет отдавать электрическую энергию, ее необходимо зарядить — сообщить ей определенное количество электрической энергии. На автомобилях применяют стартерные аккумуляторные батареи, конструкция которых позволяет разряжать их токами, в 3—5 раз превышающими их номинальную емкость. Емкость аккумуляторной батареи измеряется в ампер-часах (А-ч). Под номинальной емкостью батареи (С20) понимается емкость, отданная батареей при ее разрядке током 0,05 С20 до конечного напряжения на выводах 12-воль-товой батареи 10,5 В. Время разряда в этом случае должно быть не менее 20 ч.
Согласно ГОСТ 959.0—71 все стартерные свинцовые аккумуляторные батареи имеют маркировку. Например, на автомобиле ЗИЛ-130 устанавливается аккумуляторная батарея 6СТ-90 ПМС. Первая цифра обозначает количество аккумуляторов в батарее. Напряжение каждого аккумулятора 2 В, поэтому номинальное напряжение батареи 12 В. Буквы СТ определяют тип батареи — стартерная. Может быть также ТСТ — стартерная для машин тяжелой службы (тракторов, сельхозмашин и др.).
Число поспе букв — емкость батареи в ампер-часах в 20-часовом режиме разряда. Последние буквы обозначают материал бака (П — пластмасса, может быть также Э — эбонит, Т — термопласт) и сепаратора (М — ми-пласт, С — стекловойлок, Р — мипор).
Свинцово-кислотная стартерная аккумуляторная батарея состоит из следующих основных частей:
— отрицательных пластин, собранных в полублок;
— попожительных пластин, собранных в полублок;
— сепараторов;
— бареток, связывающих в один полублок параллельно включенные пластины одного знака (плюс или минус);
— выводных штырей-борнов;
— межэлементных соединений, служащих для последовательного соединения аккумуляторов в батарею;
— аккумуляторного бака с крышками и заливными пробками.
Полублоки составляют блок.
Для защиты сепараторов от поломок при измерении уровня электролита и его плотности служит предохранительный дырчатый щиток из винипласта.
Сурьма увеличивает стойкость решетки против коррозии, повышает ее твердость и улучшает жидкотекучесть сплава при отливке решеток.
Решетка выполняет роль каркаса, на котором закреплен активный материал пластины. Вместе с тем решетка обеспечивает равномерный отвод и подвод тока к активному
Аккумуляторный бак прессуется из пластмассы, а также эбонита или термопласта. Этот бак имеет вид общего сосуда (моноблока), разделенного на отдельные ячейки материалу при разряде и заряде аккумулятора. Активный материал приготовляется в виде пасты и вмазывается в решетку. Благодаря пористости материала активная площадь пластины увеличивается в 600—800 раз по сравнению с ее действительной площадью. Активным материалом отрицательных пластин является губчатый свинец РЬ, имеющий серый цвет. Активным материалом положительных пластин является двуокись свинца РЬ02 темно-коричневого цвета.
Для предохранения отрицательных и положительных пластин от соприкосновения (короткого замыкания) их разделяют прокладками-сепараторами. Материал сепаратора должен выдерживать действие серной кислоты и кислорода, быть механически прочным и иметь малое электросопротивление. Сепаратор на стороне, обращенной к положительной пластине, имеет ребра. Это обеспечивает доступ к положительной пластине большего количества кислоты, необходимого для нормального протекания химических реакций.
Для приведения в действие аккумуляторную батарею заливают электролитом, представляющим собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде (Н20). Для приготовления электролита применяют особый сорт технической серной кислоты согласно ГОСТ 667—73 плотностью 1,83 г/см3. Плотность электролита у полностью заряженного аккумулятора должна составлять 1,23—1,31 г/см3 в зависимости от температурных условий эксплуатации автомобиля. При полном разряде аккумулятора плотность снижается на 0,15—0,16 г/см3 от исходной. Температура замерзания электролита зависит от его плотности. Поэтому при работе в зимних условиях следят, чтобы при частичном разряде аккумулятора электролит в нем не замерз. Ниже приведена температура замерзания электролита в зависимости от его плотности:
перегородками. На дне каждой ячейки имеются четыре призматических ребра, на которые опираются положительные и отрицательные пластины. Выпадающий при работе аккумулятора шлам скапливается в пространстве между ребрами бака, не замыкая пластин. Для соединения аккумуляторов в батарею блоки пластин помещают в ячейки моноблока таким образом, чтобы отрицательный штырь баретки одного блока пластин находился у положительного штыря баретки соседнего блока пластин. Соседние штыри («» и «—») соединяются между собой межэлементными соединениями. На крайние штыри напаивают концевые конусные выводы. Вывод «» толще, чем вывод «—» (17,5 и 15,9 мм соответственно). Это сводит к минимуму опасность неправильного включения батареи на автомобиле.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство аккумуляторной батареи"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы