Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   О тракторах

Публикация:
   Устройство и действие муфт сцепления

Читать далее:




Устройство и действие муфт сцепления

Муфта сцепления должна разъединять дизель с силовой передачей быстро, а соединять относительно медленно. Последнее обеспечивает плавное трогание трактора с места и постепенное увеличение нагрузки на дизель, другие части трактора и соединенную с ним машину (орудие).

На всех отечественных тракторах установлены фрикционные муфты сцепления, у которых для передачи крутящего момента используют силы трения, возникающие между прижатыми друг к другу деталями, изготовленными в виде дисков.

Рис. 1. Схема постоянно замкнутой муфты:
а —включена; б — выключена; I — ведущая часть; II — ведомая часть; III — нажимное устройство; IV — механизм управления муфтой; 1 — маховик; 2 —кожух муфты сцепления; 3— нажимной диск; 4 — ведомый диск; 5 — вал муфты; 6 — нажимные пружины; 7 — отжимные тяги (пальцы); 8 — отжимные рычаги (лапки); 9 — отжимной подшипник с корпусом (отводка1); 10 – тяга; 11 — педаль муфты; 12 — рычаг; 13 — фрикционные

Один диск (или два) соединен с маховиком и при работе двигателя всегда вращается. Этот диск (диски) вместе с кожухом составляют ведущую часть I муфты. К ней нужно отнести и маховик двигателя, являющийся одним из ведущих дисков.

Второй диск (или два) установлен на шлицованном валу 5 муфты, соединенном с коробкой передач. Диск с валом составляют ведомую часть II муфты сцепления.

При работе двигателя ведомый диск (диски) может вращаться только после прижатия к ведущим дискам, т. е. после возникновения сил трения.

Прижимаются диски нажимным устройством III.

Выключают и включают муфту, пользуясь механизмом IV управления (приводом). Выключают муфту нажатием педали. В результате чего через тягу, рычаг, подшипник, отжимные рычаги (лапки) и тяги (пальцы) ведущий нажимной диск будет отведен от ведомого, и муфта выключится. При этом нажимные пружины еще больше сожмутся. Если педаль отпустить, пружины, действуя на диск, включат муфту. Чем медленнее отпускать педаль, тем плавнее включится муфта.

Кроме муфт с пружинным нажимным устройством, на тракторах применяют еще муфты с рычажным нажимным устройством — кулачками, без пружин. Поэтому силу нужно прилагать не только при выключении, но и при включении муфты. Эту муфту включают, воздействуя на рычаг, который через тягу, рычаг, отводку и сережки переместит рычаги (кулачки) 5 в направлении нажимного ведомого диска. Действием кулачков диски будут прижаты к упорному ведомому диску — муфта включена.

С наибольшей силой диски сжаты при вертикальном (нейтральном) положении сережек. Однако это положение неустойчивое, и муфта может самовыключиться. Чтобы этого не случилось, сережки переводят через нейтральное положение — перемещают отводку 8 до торца крестовины. Для выключения муфты нужно переместить рычаг в обратном направлении.

Муфта с пружинным нажимным устройством находится на тракторе во включенном, замкнутом состоянии. Ее назвали постоянно замкнутой. Муфту с рычажным нажимным устройством можно оставить на тракторе во включенном и выключенном положениях. Эту муфту назвали непостоянно замкнутой.

Сухое трение увеличивают, прикрепляя к ведомым или ведущим дискам накладки из материалов с большим коэффициентом трения (асбобакелит, райбест и др.).

Иногда муфту конструируют для работы в масляной ванне (например, муфта сцепления системы пуска дизеля Д-54А). В этом случае увеличивают число трущихся поверхностей (число дисков).

Чтобы муфта сцепления работала надежно, она должна передавать крутящий момент, превышающий примерно в 2,5 раза крутящий момент, развиваемый двигателем.

Рис. 2. Схема непостоянно замкнутой муфты:
а — включена; б — выключена; I — ведущая часть; II — ведомая часть; III — нажимное устройство; IV — механизм управления муфтой; 1 — маховик; 2 — ведущий диск; 3 — ведомый упорный диск; 4 — ведомый нажимной диск; 5 — нажимной рычаг (кулачок); 6 — крестовина; 7 — сережка; 8 — отводка; 9 и И — рычаги муфты; 10 — тяга; 12 — вал муфты; 13 — фрикционные накладки.

Из формулы видно, что для передачи большего крутящего момента можно, сохранив размеры дисков, увеличить их число.

Муфты сцепления, схемы которых изображены на рисунках 1 и 2, называют однопоточными. Они передают от двигателя крутящий момент коробке передач. Бывает необходимо этот поток разделить на два: к коробке передач и к ВОМу. Тогда применяют или двухпоточную муфту (с двумя ведомыми частями), или на коробку передач передают крутящий момент от ведомой части муфты, а на ВОМ от ведущей части, а иногда и непосредственно от коленчатого вала двигателя.

Муфта сцепления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 постоянно замкнутая, устроена аналогично изображенной на рис. 60. Крутящий момент на коробку передач передается от ведомой части, а на ВОМ — от ведущей через полый (трубчатый) вал.

У тракторов ДТ-75 и Т-74 муфта сцепления тоже постоянно замкнутая двухдисковая (с двумя ведомыми дисками).

У тракторов ДТ-75 механизм управления позволяет фиксировать муфту в выключенном состоянии. Выключение муфтч—облегчает сервопружина.

На тракторе Т-100М (С-100) муфта непостоянно замкнутая с рычажным нажимным устройством. У тракторд ДТ-20 муфта тоже непостоянно замкнутая с комбинированным нажимным устройством — рычажным и пружинным. муфта плавнее включается и реже требует регулировки.

Иногда муфты с нажимным рычажным устройством оборудуют сильной пружиной и тем превращают ее в постоянно замкнутую муфту (например, у тягача АТ-С).

Несколько иная конструкция у муфты сцепления тягача АТ-Т. Она постоянно замкнутая, многодисковая. Ведущая часть муфты — ведущий (наружный) барабан с углублениями на внутренней поверхности и ведущие диски с внешними зубьями, которые входят в углубления барабана. Ведущий барабан вращается коленчатым валом дизеля через зубчатый фланец.

Ведомую часть составляют ведомые диски с внутренними зубьями и ведомый (внутренний) барабан с углублениями на наружной поверхности, в которые входят зубья дисков.

Рис. 3. Муфта сцепления тягача АТ-Т:
а — разрез; б — в выключенном положении; 1 — палец для тяги выключения; 2 —поводок; 3 — регулировочные кольца; 4 — кольцо неподвижной чашки; 5 — шарик; 6 — неподвижная чашка; 7 и 23 — сальники; 8 — подвижная чашка; 9 — уплотнительные кольца; 10 и 22 — подшипники; И — подшипниковая коробка: 12 — ведущий диск; 13 — ведомый диск; 14 — ведущий (наружный) барабан; 15 — ведомый (внутренний) барабан; 16 — нажимной диск; 17 — пружины; 18 — шпилька (палец); 19 — зубчатый фланец; 20— винт; 21 — крышка; 24 — первичный вал коробки передач; 25 — пробка.

Ведомый барабан укреплен на первичном (ведущем) валу коробки передач.

Нажимное устройство образуют предварительно частично сжатые пружины, шпильки (пальцы) и нажимной диск.

Механизм управления фрикционом состоит из неподвижной чашки, шариков, подвижной чашки, подшипниковой коробки, а также тяг и рычагов, соединяющих поводок подвижной чашки с рычагом, на который действует водитель. Чтобы выключить главный фрикцион, нужно при помощи рычагов, тяг и поводка повернуть чашку. В результате шарики, выходя из углублений, переместят чашку, подшипниковую коробку, а заодно с ней пальцы и нажимной диск вправо (по рисунку), и диски освободятся. При этом пружины дополнительно сожмутся. Когда водитель вернет рычаг в исходное положение, пружины включат фрикцион.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - О тракторах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Устройство и действие муфт сцепления"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства