Муфта сцепления должна разъединять дизель с силовой передачей быстро, а соединять относительно медленно. Последнее обеспечивает плавное трогание трактора с места и постепенное увеличение нагрузки на дизель, другие части трактора и соединенную с ним машину (орудие).
На всех отечественных тракторах установлены фрикционные муфты сцепления, у которых для передачи крутящего момента используют силы трения, возникающие между прижатыми друг к другу деталями, изготовленными в виде дисков.
Рис. 1. Схема постоянно замкнутой муфты:
а —включена; б — выключена; I — ведущая часть; II — ведомая часть; III — нажимное устройство; IV — механизм управления муфтой; 1 — маховик; 2 —кожух муфты сцепления; 3— нажимной диск; 4 — ведомый диск; 5 — вал муфты; 6 — нажимные пружины; 7 — отжимные тяги (пальцы); 8 — отжимные рычаги (лапки); 9 — отжимной подшипник с корпусом (отводка1); 10 – тяга; 11 — педаль муфты; 12 — рычаг; 13 — фрикционные
Один диск (или два) соединен с маховиком и при работе двигателя всегда вращается. Этот диск (диски) вместе с кожухом составляют ведущую часть I муфты. К ней нужно отнести и маховик двигателя, являющийся одним из ведущих дисков.
Второй диск (или два) установлен на шлицованном валу 5 муфты, соединенном с коробкой передач. Диск с валом составляют ведомую часть II муфты сцепления.
При работе двигателя ведомый диск (диски) может вращаться только после прижатия к ведущим дискам, т. е. после возникновения сил трения.
Прижимаются диски нажимным устройством III.
Выключают и включают муфту, пользуясь механизмом IV управления (приводом). Выключают муфту нажатием педали. В результате чего через тягу, рычаг, подшипник, отжимные рычаги (лапки) и тяги (пальцы) ведущий нажимной диск будет отведен от ведомого, и муфта выключится. При этом нажимные пружины еще больше сожмутся. Если педаль отпустить, пружины, действуя на диск, включат муфту. Чем медленнее отпускать педаль, тем плавнее включится муфта.
Кроме муфт с пружинным нажимным устройством, на тракторах применяют еще муфты с рычажным нажимным устройством — кулачками, без пружин. Поэтому силу нужно прилагать не только при выключении, но и при включении муфты. Эту муфту включают, воздействуя на рычаг, который через тягу, рычаг, отводку и сережки переместит рычаги (кулачки) 5 в направлении нажимного ведомого диска. Действием кулачков диски будут прижаты к упорному ведомому диску — муфта включена.
С наибольшей силой диски сжаты при вертикальном (нейтральном) положении сережек. Однако это положение неустойчивое, и муфта может самовыключиться. Чтобы этого не случилось, сережки переводят через нейтральное положение — перемещают отводку 8 до торца крестовины. Для выключения муфты нужно переместить рычаг в обратном направлении.
Муфта с пружинным нажимным устройством находится на тракторе во включенном, замкнутом состоянии. Ее назвали постоянно замкнутой. Муфту с рычажным нажимным устройством можно оставить на тракторе во включенном и выключенном положениях. Эту муфту назвали непостоянно замкнутой.
Сухое трение увеличивают, прикрепляя к ведомым или ведущим дискам накладки из материалов с большим коэффициентом трения (асбобакелит, райбест и др.).
Иногда муфту конструируют для работы в масляной ванне (например, муфта сцепления системы пуска дизеля Д-54А). В этом случае увеличивают число трущихся поверхностей (число дисков).
Чтобы муфта сцепления работала надежно, она должна передавать крутящий момент, превышающий примерно в 2,5 раза крутящий момент, развиваемый двигателем.
Рис. 2. Схема непостоянно замкнутой муфты:
а — включена; б — выключена; I — ведущая часть; II — ведомая часть; III — нажимное устройство; IV — механизм управления муфтой; 1 — маховик; 2 — ведущий диск; 3 — ведомый упорный диск; 4 — ведомый нажимной диск; 5 — нажимной рычаг (кулачок); 6 — крестовина; 7 — сережка; 8 — отводка; 9 и И — рычаги муфты; 10 — тяга; 12 — вал муфты; 13 — фрикционные накладки.
Из формулы видно, что для передачи большего крутящего момента можно, сохранив размеры дисков, увеличить их число.
Муфты сцепления, схемы которых изображены на рисунках 1 и 2, называют однопоточными. Они передают от двигателя крутящий момент коробке передач. Бывает необходимо этот поток разделить на два: к коробке передач и к ВОМу. Тогда применяют или двухпоточную муфту (с двумя ведомыми частями), или на коробку передач передают крутящий момент от ведомой части муфты, а на ВОМ от ведущей части, а иногда и непосредственно от коленчатого вала двигателя.
Муфта сцепления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 постоянно замкнутая, устроена аналогично изображенной на рис. 60. Крутящий момент на коробку передач передается от ведомой части, а на ВОМ — от ведущей через полый (трубчатый) вал.
У тракторов ДТ-75 и Т-74 муфта сцепления тоже постоянно замкнутая двухдисковая (с двумя ведомыми дисками).
У тракторов ДТ-75 механизм управления позволяет фиксировать муфту в выключенном состоянии. Выключение муфтч—облегчает сервопружина.
На тракторе Т-100М (С-100) муфта непостоянно замкнутая с рычажным нажимным устройством. У тракторд ДТ-20 муфта тоже непостоянно замкнутая с комбинированным нажимным устройством — рычажным и пружинным. муфта плавнее включается и реже требует регулировки.
Иногда муфты с нажимным рычажным устройством оборудуют сильной пружиной и тем превращают ее в постоянно замкнутую муфту (например, у тягача АТ-С).
Несколько иная конструкция у муфты сцепления тягача АТ-Т. Она постоянно замкнутая, многодисковая. Ведущая часть муфты — ведущий (наружный) барабан с углублениями на внутренней поверхности и ведущие диски с внешними зубьями, которые входят в углубления барабана. Ведущий барабан вращается коленчатым валом дизеля через зубчатый фланец.
Ведомую часть составляют ведомые диски с внутренними зубьями и ведомый (внутренний) барабан с углублениями на наружной поверхности, в которые входят зубья дисков.
Рис. 3. Муфта сцепления тягача АТ-Т:
а — разрез; б — в выключенном положении; 1 — палец для тяги выключения; 2 —поводок; 3 — регулировочные кольца; 4 — кольцо неподвижной чашки; 5 — шарик; 6 — неподвижная чашка; 7 и 23 — сальники; 8 — подвижная чашка; 9 — уплотнительные кольца; 10 и 22 — подшипники; И — подшипниковая коробка: 12 — ведущий диск; 13 — ведомый диск; 14 — ведущий (наружный) барабан; 15 — ведомый (внутренний) барабан; 16 — нажимной диск; 17 — пружины; 18 — шпилька (палец); 19 — зубчатый фланец; 20— винт; 21 — крышка; 24 — первичный вал коробки передач; 25 — пробка.
Ведомый барабан укреплен на первичном (ведущем) валу коробки передач.
Нажимное устройство образуют предварительно частично сжатые пружины, шпильки (пальцы) и нажимной диск.
Механизм управления фрикционом состоит из неподвижной чашки, шариков, подвижной чашки, подшипниковой коробки, а также тяг и рычагов, соединяющих поводок подвижной чашки с рычагом, на который действует водитель. Чтобы выключить главный фрикцион, нужно при помощи рычагов, тяг и поводка повернуть чашку. В результате шарики, выходя из углублений, переместят чашку, подшипниковую коробку, а заодно с ней пальцы и нажимной диск вправо (по рисунку), и диски освободятся. При этом пружины дополнительно сожмутся. Когда водитель вернет рычаг в исходное положение, пружины включат фрикцион.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство и действие муфт сцепления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы