В систему воздушного охлаждения с принудительным движением воздуха входит вентилятор, кожух и ребра стенок цилиндров, которые увеличивают поверхность охлаждения. Поток воздуха, создаваемый вентилятором, направляется на цилиндры кожухом. Дефлекторы (направители) заставляют воздух проходить в межреберных пространствах. Интенсивность охлаждения регулируют створками. Сигнальная лампа на щитке приборов включается датчиком при перегреве двигателя.
Схема системы водяного охлаждения дизеля Д-50 показана на рис. 2. Рубашка охлаждения цилиндров соединена патрубками и шлангами с радиатором. Поступающая из рубашки вода охлаждается в сердцевине радиатора, состоящей из нескольких рядов тонкостенных трубок блока цилиндров и пластин, увеличивающих поверхность охлаждения. Заливную горловину радиатора плотно закрывают пробкой с паровоздушным клапаном. При повышении давления в системе выше 0,2 кгс/см2 (0,02 Мн/мг) паровой клапан открывается и выпускает пар в атмосферу. При падении давления в радиаторе до 0,96 кгс/см2 (0,096 Мн/м2) открывается воздушный клапан и пропускает в систему охлаждения атмосферный воздух. Так в системе охлаждения поддерживается постоянное повышенное давление, что уменьшает потери воды от испарения.
Рис. 1. Схема системы воздушного охлаждения двигателя:
1 — шкив привода вентилятора; 2 — вентилятор; 3 — кожух; 4 — стенки цилиндров; 5 — створки; 6 — дефлекторы
Рис. 2. Схема системы водяного охлаждения дизеля Д-50:
1 — водяная рубашка блока цилиндров; 2 — водяная рубашка головки; 3 — водяной насос; 4 — патрубок водяного насоса; 5 — ремень вентилятора; 6 — вентилятор; 7 — шланг; 8 — кран для выпуска воды; 9 — масляный радиатор; 10 — жалюзи; 11 — водяной радиатор; 12 — верхний бак; 13 — пробка с паровоздушным клапаном горловины; 14 — пароотводная трубка: 15 — патрубок; 16 — термостат; 17 — термометр; 18 — краник для слива воды из рубашки
Водяной насос — обычно центробежный — обеспечивает принудительную циркуляцию воды в системе. Основные части насоса: корпус с всасывающим и нагнетательным патрубками, вал с рабочим колесом.
Вентилятор создает воздушный поток, обдувающий радиатор и двигатель. Основная часть вентилятора — многолопастная крыльчатка, вращаемая от коленчатого вала через клиноременный или шестеренчатый привод. Ременную передачу
снабжают натяжным роликом или для натяжения ремня используют шкив генератора (Д-20, Д-50). Интенсивность воздушного потока регулируют брезентовой шторкой (СМД-14) или жалюзи (Д-48, Д-50, В-54Т). Раскрывает створки жалюзи с рабочего места водитель.
Термостат автоматически поддерживает тепловой режим двигателя: он ускоряет прогревание или не дает охлаждаться двигателю ниже 80 °С. Термостат может частично и полностью отключать радиатор.
Рис. 3. Паровоздушный клапан:
1 — пароотводная трубка; 2— паровой клапан; 3 — пружина парового клапана; 4 — запорная пружина пробки; 5 — пробка горловины радиатора; 6 — горловина радиатора; 7 и 8 — резиновые прокладки; 9 — воздушный клапан; 10 — пружина воздушного клапана; 11 — седло воздушного клапана.
Рис. 4. Термостат:
1 — основной клапан; 2 — корпус термостата; 3 — вспомогательный клапан; 4—баллон (сильфон); 5 — окно в корпусе термостата; 6 — отверстие в основном клапане.
Следящее устройство (с жидкостью) состоит из гофрированного герметически закрытого баллона, в который залито около 6 см3 легкокипящей жидкости.
К верхней части баллона прикрепляют шток с клапанами. Термостат устанавливают на пути горячей воды, движущейся из головки блока в радиатор.
Температура двигателя автоматически регулируется так. При непрогретом или охлажденном двигателе клапан термостата закрыт: вода циркулирует по малому кругу через головку блока — насос — блок цилиндров и поэтому быстро нагревается. Как только температура воды достигнет 70 °С, легко-кипящая жидкость начинает интенсивно испаряться. Упругой силой паров раздвигается гофрированный баллон, клапан постепенно открывается, вода начинает циркулировать через радиатор и охлаждаться. Интенсивность циркуляции воды через радиатор зависит от высоты подъема клапана. Максимальный подъем клапана 9-Н2 мм происходит при температуре воды 86 °С.
Одновременно с клапаном поднимается клапан, который закрывает проход воде по малому кругу.
На пусковых двигателях ПД-10М и П-46, работающих кратковременно, применяют термосифонную систему охлаждения (без насоса). Их рубащки охлаждения соединяют с рубашками дизелей.
Рис. 5. Схема системы охлаждения дизеля В-54Т:
1 — радиатор; 2 — водяной насос; Я — водяная рубашка цилиндров дизеля; 4— коробка термостатов; 5 — дистанционный термометр; 6 — подогреватель.
Система охлаждения дизеля работает так: насос засасывает воду из нижнего бака радиатора и нагнетает ее в рубашку для охлаждения цилиндров и головки. Затем вода возвращается в радиатор, где, проходя сердцевину, охлаждается на 4-8 °С потоком воздуха, создаваемым вентилятором. Указанный цикл охлаждения повторяется непрерывно. Аналогично устроена и работает система охлаждения дизеля В-54Т артиллерийского тягача.
Емкость системы охлаждения двигателей: Д-20—7,4 л; Д-50—20 л; СМД-14—60 л; Д-108—75 л; В-54Т—54 л.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство и действие воздушной и жидкостной систем охлаждения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы