Надежная работа автомобиля в значительной степени зависит от своевременного и качественного технического обслуживания.
Техническое обслуживание автомобиля по периодичности, выполняемым операциям и трудоемкости подразделяется на следующие виды:
– ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
– первое техническое обслуживание (ТО-1);
– второе техническое обслуживание (ТО-2);
– сезонное техническое обслуживание (СО). Ежедневное техническое обслуживание выполняется один раз в сутки после окончания работы автомобиля.
Сезонное техническое обслуживание автомобилей производится два раза в год при подготовке автомобилей к осенне-зимним или весенне-летним условиям эксплуатации и осуществляется соответственно осенью или весной при очередном ТО-2 или ТО-1.
Ежедневное обслуживание
Контрольные работы.
I. Осмотреть автомобиль и проверить:
– комплектность автомобиля, состояние кабины, платформы, исправность замков и дверей кабины, состояние зеркал заднего вида, номерных знаков, рамы, рессор, колес и шин;
– действие приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителей и омывателя ветровых стекол;
– свободный ход рулевого колеса, состояние шарниров рулевых тяг и привода рулевого механизма;
– герметичность привода тормозов и гидроусилителя рулевого управления;
– состояние систем смазки, питания и охлаждения; проверить работу двигателя, агрегатов, механизмов автомобиля на ходу. Остановить двигатель, проверить на слух работу центробежного фильтра тонкой очистки масла. Уборочные и моечные работы.
Произвести уборку в кабине. Вымыть автомобиль. Обтереть стекла фар и подфарников, указателей поворота, стекла кабины, зеркал заднего вида, задние фонари и номерной знак. Смазочные, очистительные и заправочные работы.
Проверить:
– наличие топлива в баках и при необходимости дозаправить баки;
– уровень масла в картере двигателя (через 4—5 минут после остановки двигателя), топливного насоса высокого давления и регуляторе числа оборотов;
– уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее. При безгаражном хранении ^наступлении холодного времени по окончании работы слить конденсат из воздушных баллонов и влагомаслоотделителя, слить воду из системы охлаждения и пускового подогревателя, для чего открыть три крана (одновременно открыть пробку радиатора);
– в зимнее время слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива.
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Контрольные, крепежные и регулировочные работы. Общий осмотр автомобиля.
Осмотреть автомобиль. Проверить состояние кабины, платформы (кузова), стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, исправность механизмов дверей, запоров бортов платформы и буксирного прибора.
Проверить действие стеклоочистителей, омывателя ветровых стекол; в зимнее время проверить систему обогрева и обдува ветровых стекол.
Двигатель, его системы охлаждения, смазки и выпуска отработанных газов.
Выполнить работы, предусмотренные инструкцией по эксплуатации двигателя ЯМЭ-238 при ТО-1. Проверить: натяжение приводного ремня водяного насоса; герметичность трубопроводов систем охлаждения и смазки и при необходимости устранить неисправности;
отсутствие подтеканий в системе пускового подогревателя; надежность крепления кронштейнов, хомутов, приемных труб, вспомогательного тормоза и глушителя.
Сцепление.
Выполнить работы, предусмотренные инструкцией по эксплуатации двигателя ЯМЭ-238. Проверить свободный и полный ход педали сцепления.
Рулевое управление и передняя ось.
Проверить:
– натяжение ремня привода насоса гидроусилителя руля; люфт в шарнирах рулевых тяг и гидроусилителя; свободный ход рулевого колеса;
– крепление шкворней поворотных кулаков, шаровых пальцев рулевых тяг и гидроусилителя в рычагах, сошки рулевого управления на валу сектора.
Тормозная система.
Проверить состояние трубопроводов, приборов тормозной системы и отсутствие утечки воздуха, при необходимости устранить выявленные неисправности.
Проверить:
– натяжение ремня привода компрессора;
– свободный и полный ход педали рабочего тормоза;
– зазоры между тормозным барабаном и накладками колодок стояночного и рабочего тормозов;
– ход штоков тормозных цилиндров, работу предохранительного клапана.
Ходовая часть.
Проверить состояние рамы, рессор, амортизаторов и шарнирных соединений реактивных штанг.
Проверить крепление кронштейнов задней балансирной подвески к раме.
Проверить и при необходимости подтянуть гайки колес. Удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между сдвоенными шинами, довести давление воздуха в шинах до нормальной величины.
Система питания.
Проверить состояние, трубопроводов системы питания и герметичность соединений трубопроводов, при необходимости устранить неисправности.
Проверить действие механизма управления подачей топлива и останова двигателя.
Слить из топливных баков по 1 л отстоя топлива.
Электрооборудование.
Проверить:
– натяжение ремня привода генератора;
– действие приборов сигнализации и освещения;
– крепление стартера к двигателю;
– состояние и крепление генератора и аккумуляторных батарей, очистить батареи от грязи и следов электролита, прочистить вентиляционные отверстия; – крепление наконечников проводов к выводным клеммам;
– уровень электролита в аккумуляторных батареях и при необходимости долить дистиллированную воду.
Смазочные и очистительные работы.
Выполнить все смазочные операции в соответствии с картами смазки автомобиля и двигателя.
Проверить уровень масла в картере двигателя, в картерах топливного насоса и регулятора, в раздаточной коробке, в промежуточной опоре карданных валов, в балансирах задней подвески, в картерах ведущих мостов, в картере рулевого механизма, в бачке гидроусилителя рулевого управления.
Прочистить сапуны агрегатов трансмиссии.
Спустить конденсат из воздушных баллонов.
Дополнительные работы по обслуживанию автомобилей КрАЗ-256Б и КрАЗ-258.
На автомобиле КрАЗ-256Б проверить действие опрокидывающего механизма кузова, отсутствие течи масла из силовых цилиндров, при необходимости устранить течь и долить масло; проверить крепление кузова, надрамника и балансира опрокидывающего механизма.
На автомобиле КрАЗ-258 проверить крепление и работу седель-но-сцепного устройства.
Проверка автомобиля после обслуживания.
После обслуживания проверить работу двигателя, приборов, действие рулевого управления, тормозов и других агрегатов и механизмов при движении автомобиля.
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
При проведении второго технического обслуживания необходимо в полном объеме выполнить работы, предусмотренные инструкциями по эксплуатации автомобиля и двигателя при первом техническом обслуживании (ТО-1).
Двигатель, его системы охлаждения и смазки.
Выполнить работы, предусмотренные инструкцией по эксплуатации двигателя ЯМЭ-238 при втором техническом обслуживании.
Проверить состояние водяного и масляного радиаторов. При наличии загрязнения и замасливания радиаторы необходимо прочистить и устранить подтекание.
Проверить надежность крепления (при необходимости подтянуть болты и гайки):
– силового агрегата, обратив внимание на состояние опорных резиновых подушек, разрушенные подушки заменить; пускового подогревателя;
генератора;
– водяного радиатора, обратив внимание на состояние опорных резиновых подушек, разрушенные подушки заменить. Сцепление и коробка передач.
Выполнить работы, предусмотренные инструкцией по эксплуатации двигателя ЯМЭ-238 при втором техническом обслуживании. Раздаточная коробка.
Проверить и при необходимости подтянуть болты крепления раздаточной коробки.
Карданная передача.
Проверить крепление:
– промежуточной опоры к картеру среднего моста; фланцевых соединений и крышек подшипников карданной передачи.
При каждом втором ТО-2 проверить крепление:
– фланцев карданной передачи на шлицевых концах выходных валов коробки передач, раздаточной коробки, промежуточной опоры карданного вала и главных передач ведущих мостов;
– резьбовых обойм уплотнений шлицевых соединений карданных валов.
Ведущие мосты.
Проверить надежность крепления: картеров главных передач к балкам ведущих мостов; крышек подшипников ведущих цилиндрических шестерен к картерам главных передач ведущих мостов.
При каждом втором ТО-2 надо проверить крепление фланцев полуосей заднего и среднего мостов.
При каждом четвертом ТО-2 необходимо:
– снять редуктор и отрегулировать преднатяг подшипников и зацепление конических шестерен главных передач;
– снять карданные валы, разобрать шлицевые соединения, промыть детали и заложить свежую смазку. Рулевое управление и передняя ось.
Проверить свободный ход рулевого колеса.
Проверить крепление:
– насоса гидроусилителя рулевого управления к кронштейну и кронштейна к двигателю;
– картера рулевого механизма к раме;
– улевой колонки (в кабине).
Проверить схождение и углы поворота передних колес, при необходимости отрегулировать.
Проверить отсутствие люфта в соединениях балки передней оси с поворотными кулаками.
Промыть в бензине или растворителе фильтр заливной горловины бачка и фильтр принудительной очистки масла сливной магистрали в бачке гидроусилителя рулевого управления.
Тормозная система.
Проверить:
– надежность крепления тормозного крана;
– состояние уплотнительных резиновых колец плунжеров разгрузочного устройства компрессора. Изношенные кольца на плунжере заменить новыми;
– работу компрессора по времени заполнения пневматической системы;
– исправную работу регулятора давления воздуха по манометру на панели приборов. При необходимости отрегулировать верхний и нижний пределы давления (7,65—6,0 кгс/см2), при которых должно включаться и отключаться разгрузочное устройство компрессора.
Снять влагомаслоотделитель, разобрать и промыть в бензине детали и фильтрующий элемент.
Прочистить выпускное отверстие в тормозном кране. При каждом втором ТО-2 проверьте работу тормозного крана.
При каждом пятом ТО-2 снимите головку цилиндров компрессора и очистите от нагара поршни, клапаны, седла клапанов, пружины и воздушные каналы, проверьте работу и герметичность клапанов.
При каждом втором ТО-2 проверьте состояние тормозных колодок и тормозных барабанов. Проверку производите при замене смазки в ступицах колес (см. карту смазки).
Ходовая часть.
Проверить надежность крепления балансиров задней подвески на оси, гайки стяжных шпилек балансиров, кронштейнов реактивных штанг к поперечине рамы, шаровых пальцев и затяжку пробок наконечников реактивных штанг, кронштейнов и крышек кронштейнов передних рессор.
Проверить регулировку и затяжку подшипников ступиц колес.
Кабина.
Проверить крепление кабины к раме, крыльев и кронштейнов подножек.
Проверить работу стеклоподъемника, стеклоочистителя и дверных замков.
Покрыть тонким слоем консистентной смазки сферическую поверхность ползунов дверных замков.
Система питания.
Проверить крепление стяжных лент и кронштейнов топливных баков, герметичность трубопроводов.
Электрооборудование.
Проверить состояние электропроводов и контактных соединений.
При необходимости очистить места присоединений от окислов и грязи и затянуть винты крепления наконечников проводов, поврежденные провода заизолировать.
Проверить степень заряженности аккумуляторных батарей по плотности электролита и их работоспособность с помощью нагрузочной вилки (не реже одного раза в квартал).
Проверить электрические параметры реле-регулятора. В дальнейшем проверку следует производить при каждом втором ТО-2 или при обнаружении неправильной зарядки аккумуляторных батарей.
После первых 50000 км пробега и в дальнейшем при каждом втором ТО-2 снять генератор и проверить высоту щеток, состояние подшипников, в случае обнаружения дефекта заменить подшипники.
Проверить действие контрольно-измерительных приборов.
Проверить и при необходимости отрегулировать установку фар по световому пятну.
Смазочные и очистительные работы.
Сменить масло в агрегатах согласно картам смазки автомобиля и двигателя.
Кроме точек, приведенных в карте смазки, необходимо покрыть тонким слоем консистентной смазки трущиеся поверхности замков, петель, стеклоподъемников, застежек и упоров капота, привода управления подачей топлива.
Дополнительные работы по обслуживанию автомобиля-тягача КрАЗ-258.
Проверить крепление держателя запасных колес, при необходимости подтянуть болты.
Проверка автомобиля после обслуживания.
После обслуживания проверить работу агрегатов, механизмов и приборов при движении автомобиля.
Подготовка автомобиля к летнему и зимнему периодам эксплуатации
Подготовку автомобиля к летнему или зимнему периоду эксплуатации рекомендуется приурочивать к очередному (плановому) техническому обслуживанию и дополнительно выполнять следующее.
При подготовке к летнему периоду эксплуатации
1. Выполнить работы, предусмотренные Инструкцией по эксплуатации двигателя.
2. Снять аккумуляторные батареи с автомобиля и отправить на перезарядку.
3. Включить масляные радиаторы краником, расположенным о левой стороны блока двигателя.
4. Отключить отопитель кабины от системы охлаждения двигателя.
5. Промыть топливные баки.
6. Сменить масло и смазку во всех агрегатах и точках на летние сорта согласно карте смазки.
7. Снять вентилятор обдува водителя, разобрать электродвигатель и в войлочные накопители смазки подшипников закапать по 10—15 капель чистого дизельного масла.
8. Снять спидометр и в масленку приводного валика, находящуюся на хвостовике прибора, добавить смазку. Для этого необходимо удалить накопившуюся грязь, снять латунную заглушку, закрывающую смазочное отверстие, вынуть пинцетом фитиль, промыть его в бензине, отжать и пропитать маслом, применяемым для двигателя. Затем в отверстие подать 2—3 капли масла, заложить фитиль и установить заглушку.
9. Снять силовой цилиндр вспомогательного тормоза (цилиндр останова двигателя) и пневмоклапан педали вспомогательного тормоза, промыть их детали в чистом дизельном топливе или керосине и высушить, после чего смазать свежей смазкой ЦИАТИМ-201.
10. Промыть в бензине или дизельном топливе сетки фильтров тормозных цилиндров. В условиях сильной загрязненности промывать по мере необходимости.
При подготовке к зимнему периоду эксплуатации
1. Выполнить работы, предусмотренные Инструкцией по эксплуатации двигателя.
2. Снять аккумуляторные батареи с автомобиля и отправить на перезарядку.
3. Отключить масляные радиаторы.
4. Подключить отопитель кабины к системе охлаждения двигателя и проверить его работу.
5. Снять и разобрать регулятор давления воздуха, промыть детали и фильтры в бензине; собрать и отрегулировать его работу.
6. Снять предохранительный клапан, разобрать и промыть детали в бензине; собрать и отрегулировать его работу, после чего проверить на герметичность.
7. Снять силовой цилиндр вспомогательного тормоза (цилиндр останова двигателя) и пневмоклапан педали вспомогательного тормоза, промыть детали в чистом дизельном топливе или керосине и высушить, после чего смазать свежей смазкой ЦИАТИМ-201.
8. Подготовить пусковой подогреватель к работе согласно указаниям, данным в разделе «Пусковой подогреватель».
9. Сменить масло и смазку во всех агрегатах и точках смазки на зимние сорта согласно карте смазки.
10. Снять вентилятор обдува ветровых стекол, разобрать электродвигатель и в войлочные накопители смазки подшипников закапать по 10—15 капель чистого дизельного масла.
11. Промыть в бензине или дизельном топливе сетки фильтров тормозных цилиндров. В условиях сильной загрязненности промывать по мере необходимости.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Виды и периодичность технического обслуживания КРаЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы