Весь процесс материального производства К- Маркс разделяет на четыре отрасли: добывающую и обрабатывающую промышленность, земледелие и транспорт. Он отмечает непосредственную связь транспорта с производственными процессами: «С одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому и особую сферу вложения производительного капитала. Но, с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения»
В народном хозяйстве СССР транспорт является собственностью государства и используется на благо трудящихся. Видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный. Все виды транспорта составляют‘единую систему и выполняют работы по перевозкам в соответствии с государственными планами и в увязке между собой для наилучшего обслуживания народного хозяйства и потребностей населения. На долю транспорта приходится одна пятая основных производственных фондов страны. В развитие всех видов транспорта, включая трубопроводный, в 1966—1970 гг. вложено 30,1 млрд. руб.
Протяжение транспортной линии, эксплуатируемой СССР в 1971 г. (в тыс. км), составляло: магистральных железных дорог 135,4, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 540,4, магистральных трубопроводов 113,5, внутренних водных судоходных путей общего пользования 144,6, регулярно действующих воздушных линий 778.
Транспортная система СССР по мощности грузопотоков, показателям использования путей сообщения и технических средств занимает первое место в мире [4.1]2.
Ведущее место в транспортной системе Советского Союза принадлежит железным дорогам, которые выполняют основную массу грузовых и пассажирских перевозок на дальние расстояния. На долю железнодорожного транспорта СССР в 1972 г. приходилось более половины грузооборота, выполненного железными дорогами мира. Железные дороги находятся на высоком уровне технического развития и продолжают совершенствоваться в отношении скорости и порядка движения. Но железные дороги лишены высокой маневренности, так как перевозки по ним производятся только специально сформированными поездами, по непрерывному рельсовому пути, между заранее установленными пунктами-станциями, на которых организуется погрузочно-разгрузочная работа. Для доставки груза от начального пункта отгрузки или от места разгрузки к пункту назначения получатели и отправители вынуждены пользоваться другими видами транспорта.
Важную роль играет морской транспорт, обеспечивающий независимость внешней торговли СССР от капиталистического фрахтового рынка. В каботажном плавании (прибрежное товарное и пассажирское судоходство) эффективность морских перевозок наиболее высока на тех направлениях, где путь морского транспорта короче сухопутных видов.
Речной транспорт обслуживает дальние и местные перевозки на направлениях, совпадающих с расположением судоходных рек и каналов. Он играет существенную роль в выравниваний сезонной загрузки на железных дорогах в летний и особенно осенний периоды. Кратковременность навигации и разобщенность речных бассейнов ограничивают дешевые речные перевозки. Водный транспорт имеет те же недостатки, что и железнодорожный, в части отсутствия маневренности.
Воздушный транспорт целесообразен только при высокой цене груза или необходимости его срочной доставки на большие расстояния. Почта, газеты, багаж, пассажиры — наиболее характерные для авиации грузы.
Трубопроводами транспортируют сырую нефть и нефтепродукты, природный газ, что дает рачительную экономию по сравнению с перевозкой другими видами транспорта.
Динамика грузооборота различных видов транспорта и перевозки грузов приведена в табл. 1.
Автомобильный транспорт образует вместе с автомобильными дорогами экономически единую отрасль. Грузовые автомобили используются большей частью для доставки промышленных, строительных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, на внутригородских перевозках. Автомобилями осуществляются перевозки и на дальние расстояния скоропортящихся продуктов и особенно ценных грузов, требующих быстрой доставки, а также в районах, где отсутствуют другие пути сообщения.
Перевозки грузов автомобильным транспортом, грузооборот которого в 1972 г. достиг 261,8 млрд. т-км, увеличились в 3,6 раза против 1960 г.
Роль автомобильного транспорта в транспортной системе СССР исключительно велика. Без его участия в настоящее время немысли
ма ни одна отрасль народного хозяйства. Организация автомобильного транспорта развивается в направлении концентрации автомобилей в крупных автомобильных хозяйствах при дальнейшем росте транспорта общего пользования и расширении централизованных перевозок грузов. Характерная особенность девятой пятилетки — Ускорение темпов автомобилизации страны на базе роста производства грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей.
Таблица 1
Структура парка непрерывно улучшается за счет автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности, автомобилей повышенной и высокой проходимости и автомобилей, приспособленных к работе в условиях низких температур. Одновременно с этим растет парк автомобилей малой грузоподъемности в сфере обслуживания и для перевозки малопартионных грузов .^Развивают контейнерные и пакетные перевозки тарно-штучных грузов. Это позволит ускорить доставку грузов и получить большую экономию на сокращении расходов на тару, упаковку и погрузочно-разгрузочные работы.
Директивами XXIV съезда предусмотрено дальнейшее развитие транспорта, повышение мощности и маневренности транспортной системы для бесперебойного и своевременного удовлетворения потребности народного хозяйства и населения в перевозках, а также создания резервов пропускных и перевозных способностей транспорта. Пятилетним планом предусмотрено согласованное развитие всех видов транспорта как составных частей транспортной системы. При этом каждый вид транспорта намечено развивать в соответствии с факторами, определяющими его наиболее целесообразное применение.
Грузооборот всех видов транспорта в 1975 г. возрастет до 5172 млрд. т-км, или на 35,Г% против 1970 г. Основным направлением в распределении грузовых перевозок между основными видами транспорта является передача топливных грузов с железнодорожного и речного транспорта на специализированный трубопроводный и автомобильный транспорт — грузов, перевозимых железными дорогами на короткие расстояния.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Виды транспорта в строительстве"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы