В каких случаях эксплуатация грузоподъемных машин запрещается?
Эксплуатация грузоподъемных машин запрещается в следующих случаях: отсутствие проекта производства работ (ППР) на объект, обслуживание их неаттестованными крановщиком, стропальщиком или отсутствие лиц, ответственных за содержание в исправном состоянии и безопасное производство работ по перемещению грузов; истечение срока технического освидетельствования, невыполнения предписаний органов технического надзора; износ крюка и канатов сверх допустимых норм; наличие трещин в металлоконструкциях; неисправность механизма подъема груза, механизма изменения вылета или их тормозов, неисправность приборов безопасности или даже одного из них; уклон Путей или возвышение одного рельса над другим, превышающие величины, указанные в паспорте; неисправность крановых путей и тупиковых упоров, сигнального устройства, защитного заземления или электропроводки, а также другие неисправности, которые могут вызвать аварию или несчастный случай.
Каков порядок назначения инженерно-технических работников по надзору на предприятиях?
На предприятиях и в организациях, где имеются более 50 единиц грузоподъемных машин, надзор за их безопасной эксплуатацией поручается группе инженерно-технических работников, а при наличии менее 50 единиц, эту функцию могут выполнять главный механик, главный энергетик или другой инженерно-технический работник.
Если на предприятиях или в организациях имеется небольшое количество грузоподъемных машин (до 20), то для осуществления надзора в нескольких подведомственных организациях лицо по надзору за ними должно назначаться из числа инженерно-технических работников вышестоящей организации.
Лицо по надзору за грузоподъемными машинами должно назначаться приказом по предприятию (организации) после проверки комиссией знаний Правил и выдачи соответствующего удостоверения. Периодическая проверка знаний лица проводится через три года.
Это лицо в своей работе должно руководствоваться Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок-потребителей (ПТЭ и ПТБ), инструкциями, методическими указаниями, информационными письмами и другими руководящими материалами, регламентирующими безопасность работы.
Каковы обязанности лиц, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии?
В обязанности лица, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, входит: содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и крановых путей в исправном состоянии путем проведения регулярных осмотров и ремонтов в установленные графиком сроки; правильное ведение журналов аттестации и периодической проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины; хранение паспортов и другой технической документации; регулярный личный осмотр грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей; обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных машин квалификационным и аттестованным персоналом, а также периодическая проверка знаний обслуживающего персонала; проведение своевременной подготовки к техническому освидетельствованию грузоподъемных машин; систематический контроль за. правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременным устранением выявленных нарушений; вывод кранов в ремонт; выполнение предписаний органов технического надзора и лица, осуществляющего надзор за грузоподъемными машинами на данном предприятии (в организации); обеспечение обслуживания грузоподъемных машин постоянно закрепленным персоналом и запрещение перехода крановщиков для работы с одного крана на другой без ознакомления их с особенностями устройства и обслуживания данной машины и стажировки с последующей проверкой их практических навыков.
Лицо, ответственное за содержание в исправном состоянии козловых и мостовых кранов, устанавливает порядок, при котором машинист может приступить к работе на кране только после получения ключа или марки на право управления машиной и следить за тем, чтобы при осмотре машины слесарем, электромонтером и другим лицом на период пребывания этих лиц на машине они забирали у крановщика ключ или марку.
Кто может быть ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами и каковы его обязанности?
В соответствии с Правилами в каждом цехе, на строительных площадках или другом участке работ грузоподъемных машин приказом администрации предприятия (строительства) в каждую смену из числа инженерно-технических работников, начальников смен, сменных мастеров, прорабов, начальников производственных участков, в распоряжении которых находятся грузоподъемные машины, назначается лицо, ответственное за безопасное производство работ по’перемещению грузов кранами. В отдельных случаях по согласованию с местным органом технического надзора таким ответственным лицом может быть бригадир. При этом обязанности по созданию безопасных условий работы выполняет инженерно-технический работник. Данное лицо должно хорошо знать со; ответствующие разделы Правил и инструкций крановщика и стропальщика.
Проверка его знаний производится комиссией. Лицам, прошедшим такую проверку, выдаются удостоверение и инструкция. Периодическая проверка знаний производится через три года. Лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, организует выполнение строительно-монтажных работ с точным соблюдением проекта и технологии строительства, инструктирует в местах производства работ крановщиков, монтажников и других рабочих о правильном и безопасном ведении работ, указывает места установки стреловых кранов, не допускает к работе необученный персонал, в необходимых случаях назначает-сигнальщиков, следит за правильным использованием съемных грузозахватных приспособлений, лично руководит работами при эксплуатации кранов вблизи ЛЭП и в случае подъема груза двумя кранами одновременно следит за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций.
Каковы обязанности инженерно-технических работников по надзору?
Инженерно-техническое лицо или лицо, ответственное по надзору, обязано: не допускать к обслуживанию грузоподъемных машин необученный и неаттестованный персонал, использование немаркированных, неисправных и не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и тары; следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, а при необходимости — инструктировать их по безопасным методам работы, обращая особое внимание на недопущение перегрузки крана, правильность установки стреловых самоходных кранов, обвязки и зацепки грузов, соблюдение требований личной безопасности; следить за своевременным проведением технического освидетельствования грузоподъемных машин; проверять выполнение графиков осмотров и ремонтов кранов и крановых путей; контролировать выполнение предписаний своих и органов технического надзора. Этому работнику предоставляется право останавливать работу кранов при обнаружении неисправностей и нарушений, которые могут привести к аварии и травмированию рабочих; участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, вести учет и освидетельствование грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах технического надзора, и съемных грузозахватных приспособлений и тары в случаях, если эти обязанности не возложены на другое лицо.
Кто допускается к обслуживанию и управлению грузоподъемными машинами?
К обслуживанию и управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные и аттестованные квалификационной комиссией и имеющие удостоверение, подписанное председателем комиссии и представителем органа технического надзора.
Допуск к работе машинистов, крановщиков и их помощников, слесарей, электромонтеров и стропальщиков оформляется приказом по предприятию (организации), где они работают. Допускать машинистов (крановщиков) к обслуживанию и ремонту электрооборудования крана имеет право главный энергетик предприятия (организации) в порядке, установленном ПТЭ и ПТБ.
Повторная проверка знаний машинистов, крановщиков и их помощников, слесарей, электромонтеров и стропальщиков проводится комиссией предприятия (стройки), периодическая — не реже одного раза в год, а также при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое, по требованию инженерно-технических работников по. надзору за грузоподъемными машинами или инспектора технадзора. Повторная проверка должна проводиться в объеме инструкций. Участие инспектора технического надзора в этом случае необязательно.
Перед допуском к работе обслуживающий и ремонтный персонал должен получить производственные инструкции с указанием прав, обязанностей и порядка работы, а также требований техники безопасности о системе сигналов, данных о предельных нагрузках и др. В случаях, предусмотренных инструкцией по монтажу и эксплуатации крана, составленной заводом-изготовителем, или в случаях, вызванных местными условиями работы, назначается помощник машиниста.
К работе на автокране допускается лицо, имеющее удостоверение водителя транспортных средств всех категорий, за исключением категорий А и В, обученной по программе машиниста автомобильного крана и аттестованное квалификационной комиссией с обязательным участием инспектора технического надзора. Периодическая проверка знаний производится один раз в год.
Сигнальщик назначается в случаях, если зона обслуживания грузоподъемной машиной полностью не обозревается из кабины крановщика, и между крановщиком и стропальщиком отсутствует радио или телефонная связь для передачи сигналов. Сигнальщиками могут быть только рабочие из числа аттестованных стропальщиков и назначаются лицом, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
В каких случаях машинист (крановщик) должен быть заново обучен и аттестован?
Машинист (крановщик), его помощник, переводимые с одного типа крана на другой (например с башенного на мостовой), перед назначением на должность обучаются по сокращенной программе и аттестуются. Если же они переводятся с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом, то администрация обязана ознакомить их с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку. После проверки практических навыков они могут быть допущены к самостоятельной работе.
Каковы основные обязанности главного инженера строительной организации по охране труда?
Главный инженер предприятия (организации) должен обеспечить обязательное выполнение действующих правил техники безопасности, производственной* санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности на производстве. Он должен своевременно рассматривать проекты производства работ, технологические карты и другую техническую документацию по производству строительно-монтажных работ. В обязанности главного инженера входит изучение причин возникновения производственного травматизма и разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев, организация обмена опытом по технике безопасности, а также рационализаторской работе для разрешения конкретных задач в области охраны труда, обеспечение своевременного и систематического испытания защитных средств.
Главный инженер ведет систематическую пропаганду безопасных и здоровых условий труда среди персонала, обслуживающего грузоподъемные машины,» и инженерно-технических работников путем: проведения совещаний, лекций, докладов, бесед, экскурсий, выпуска газет и бюллетеней, создания кабинетов и уголков по технике безопасности, использования передвижных громкоговорящих устройств, учебных и пропагандистских фильмов, плакатов и знаков безопасности; проведения комплексных проверок, смотров,рейдов, заслушивания вопросов охраны труда на рабочих собраниях, заседаниях профсоюзных групп, систематической информации коллективов бригад и инженерно-технических работников о происшедших несчастных случаях, анализа причин и принимаемых мерах по предупреждению их повторения; создания образцово-показательных объектов и участков по вопросам охраны труда. Он организует инструктажи и курсовое обучение рабочих и инженерно-технических работников по технике безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, повышение их квалификации по вопросам охраны труда, обеспечение инструкциями, памятками по технике безопасности и производственной санитарии.
Главный инженер возглавляет работу по проверке знаний правил техники безопасности.
Каковы основные обязанности. главного механика и главного энергетика по обеспечению безопасности труда? На главного механика и главного энергетика предприятия (организации) возложено обеспечение безопасности труда при эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также электробезопасности. Главный механик и главный энергетик обязаны осуществлять надзор за техническим состоянием грузоподъемных машин, а также за выполнением всех действующих правил при монтаже, демонтаже, эксплуатации и ремонте, возглавлять работу по регулярному техническому осмотру машин для своевременного направления их в ремонт.
В обязанности главных механиков и главных энергетиков входит проведение инструктажа и обучение персонала, обслуживающего и ремонтирующего грузоподъемные машины и механизмы, безопасным методам и приемам работ, обеспечение рабочих мест предупредительными надписями, плакатами и инструкциями по технике безопасности и производственной санитарии, специальной одеждой и защитными средствами.
Какие существуют виды инструктажа по технике безопасности?
В соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-79, инструктаж работающих делят на вводный (общий), первичный на рабочем месте (при переходе с одной работы на другую), повторный, внеплановый, текущий.
Согласно ГОСТ 12.0.004-79 вводный инструктаж проводит инженер по охране труда (технике безопасности) или лицо, на которое возложены обязанности инженера по охране труда (техники безопасности) индивидуально с каждым вновь поступающим на работу по специально утвержденной для каждой профессии инструкции. В задачу вводного инструктажа входит ознакомление вновь поступающего работника с правилами внутреннего распорядка и общими правилами по технике безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, а именно: с правилами поведения при нахождении на территории предприятия (организации) и на рабочем месте при эксплуатации и ремонте грузоподъемных машин; а также при проведении осмотров и технического обслуживания грузоподъемных машин; общими правилами электробезопасности, способами освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказания первой (доврачебной) помощи при несчастном случае, особенностями конструкций грузоподъемных машин, правилами их хранения; транспортирования и заправки грузоподъемных машин с двигателями внутреннего сгорания горюче-смазочными материалами; правилами проезда самоходных стреловых кранов через железнодорожные переезды, водные преграды, тоннели и мосты; правилами пользования санитарно-бытовыми помещениями и требованиями личной гигиены; основными причинами несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных машин.
Вводный инструктаж по технике безопасности для инженерно-технических работников (механиков, мастеров, прорабов, начальников цехов, смен, участков), административно-управленческого персонала учащихся профтехучилищ, студентов техникумов и институтов, проходящих практику, а также для молодых специалистов проводит лично главный инженер предприятия (организации). Инструктаж проводится в кабинете техники безопасности или в специально оборудованном помещений, где должны быть необходимые наглядные пособия и современные технические средства обучения и пропаганды.
Проведение вводного инструктажа оформляется в журнале, который хранится у инженера по техника безопасности. Инструктирующий делает отметку за своей подписью в контрольном листке (записке о приеме на работу) инструктируемого.
Кто проводит первичный инструктаж на рабочем месте и его содержание? Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель работ (механик, энергетик, мастер, производитель работ, начальник участка), в непосредственное подчинение кото-’ рого направляется рабочий. Инртруктаж проводят по инструкции, разработанной и утвержденной главным инженером применительно к местным условиям работы. Во время инструктажа руководитель читает и комментирует инструкцию, а также знакомит инструктируемого со спецификой работы. Инструктаж проводят перед допуском к самостоятельной работе, после чего в специальном журнале делают соответствующую запись и инструктируемый расписывается.
Какова цель первичного инструктажа?
Первичный инструктаж проводится при допуске вновь принятого рабочего к управлению, техническому обслуживанию и ремонту грузоподъемных машин. Рабочего подробно знакомят: с конструктивными особенностями машины, на которой он должен работать; с условиями работы при управлении; с правилами об осмотрах, смазке,-сроках и объемах проведения технического обслуживания, запуска двигателей внутреннего сгорания и заправки топливом; со способами устранения основных неисправностей и регулировок; с мерами безопасности при замене рабочего оборудования; с приборами безопасности, предохранительными устройствами, защитными приспособлениями (ограждениями), средствами сигнализации, аварийным освещением, их назначением и правилами пользования; с правилами монтажа, демонтажа и транспортирования грузоподъемных машин; с особенностями эксплуатации машин в зимнее время.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят только индивидуально, а не с группой работников хотя бы и одной профессии. После первичного инструктажа и проверки знаний все рабочие непосредственно на рабочем месте в течение первых 2—5 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) выполняют работу под наблюдением мастера или бригадира, после чего оформляется допуск их к самостоятельной работе.
Какова цель повторного инструктажа?
Повторный инструктаж проводят на рабочем месте независимо от квалификации и стажа работы по данной профессии не реже одного раза в 6 месяцев по программе первичного инструктажа. Его цель — периодическое напоминание рабочим, восстановление в их памяти знаний о безопасных приемах и методах труда, и, следовательно, углубление знаний их в вопросах техники безопасности, что способствует предотвращению несчастных случаев, поломок и аварий. Инструктирующий должен убедиться в знаниях и правильном усвоении рабочим правил техники безопасности на рабочем месте.
Повторный инструктаж может проводиться как индивидуально, так и с группой работников одной профессии.
Когда проводят внеплановый инструктаж?
Внеплановый инструктаж проводят: при переводе машиниста (крановщика) для работы на кран другой марки (типа), при изменении характера действия грузозахватного органа; при выдаче наряда-допуска на опасные работы; при нарушении рабочим правил техники безопасности или при несчастном случае, связанном с эксплуатацией грузоподъемной машины или механизма. Такой инструктаж проводят также перед началом работы на территории действующего предприятия с привлечением работников службы техники безопасности этого предприятия или администрации цеха, на территории которого ведутся работы.
Внеплановый инструктаж проводят также при изменении правил по охране труда, технологического процесса, а также при перерывах в работе — для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — 60 дней. Этот инструктаж, так же как и повторный, проводят индивидуально или с группой работников одной профессии в объеме первичного инструктажа на рабочем месте.
Инструктирование рабочего заканчивается после практической проверки освоения безопасных приемов и способов работы на рабочем месте и в конкретных производственных условиях. Инженерно-технический работник, который проводит инструктаж, не должен допускать рабочего к самостоятельной работе, если он не усвоил безопасных приемов и методов выполнения работы.
При проведении внепланового инструктажа в журнале указывают его причину. Помимо устного инструктажа, администрация обязана до начала работы выдать рабочему на руки производственную инструкцию по технике безопасности для соответствующей профессии.
Когда проводят текущий инструктаж?
Текущий инструктаж проводят с работниками перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск. Проведение текущего инструктажа фиксируется в наряде-допуске на производство работ.
На что надо обратить внимание при проведении инструктажа по правилам пожарной безопасности? При хранении, ремонте и эксплуатации грузоподъемных машин все работники должны строго соблюдать правила пожарной безопасности. При инструктаже особое внимание необходимо обратить на соблюдение мер пожарной безопасности при использовании самоходных грузоподъемных машин с двигателями внутреннего сгорания. При хранении их на площадках или в закрытых помещениях необходимо соблюдать установленные расстояния между машинами и частями зданий и сооружений.
Запрещается загромождать проходы, проезды; подъезды к водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря, пожарной сигнализации и запасным воротам, ставить на стоянку машины, имеющие течь топлива или масла и открытую горловину топливного бака, курить и пользоваться открытым огнем в местах стоянки и хранения машин, хранить запасы нефтепродуктов, а также тару из-под них вне топливо- и маслохранилищ.
Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь) следует хранить в закрытых металлических ящиках.
Заправлять топливом грузоподъемные машины и автопогрузчики, а также переливать топливо в тару разрешается только в отведенных местах и закрытым способом (перекачивающими насосами, шлангами с грушей). Во время заправки двигатель машины должен быть выключен.
Для открывания бочек с топливом нельзя использовать ударный инструмент.
Нельзя допускать загрязнения двигателя топливом и маслом, течи в топливопроводах, бачках и приборах системы питания. Во всех помещениях и на площадках стоянки, технического обслуживания и ремонта машин устанавливаются огнетушители, ящики с сухим просеянным песком и лопаты.
Если пожар возник на машине вне места ее. стоянки и хранения, тушить его следует подручными средствами. Не останавливая двигатель, следует закрыть кран топливного бака и выработать топливо из карбюратора и топливопроводов, а пламя забросать песком (землей) или закрыть брезентом или одеждой.
При воспламенении или взрыве топлива может произойти несчастный случай, поэтому при тушении нефтепродуктов нельзя применять воду (вода может оказаться причиной расширения очага пожара). Не разрешается применять воду и для тушения электрооборудования, находящегося под током, так как вода — хороший проводник электричества, и тот, кто держит в руках пожарный ствол, может быть поражен электрическим током.
Наконец, существует еще одна опасность возникновения пожара из-за статического электричества, образуемого при трении двух диэлектриков (веществ, не проводящих или плохо проводящих ток) друг о друга или диэлектриком о металл, при этом на поверхности трущихся частей могут постепенно накапливаться электрические заряды. Они обладают высоким потенциалом и поэтому представляют серьезную опасность (особенно при” перевозке топлива в автоцистернах и в автозаправщиках), если не оборудованы заземлителями.
Основными причинами пожаров на кранах с электрическим приводом являются: неисправность электрооборудования, нарущение правил его эксплуатации, неправильное устройство временного отопления.
Пожары, связанные с потреблением электроэнергии, в большинстве случаев происходят вследствие короткого замыкания, перегрузки временных электросетей, образования больших переходных сопротивлений в местах неплотных контактов, а также в случае оставления без надзора включенных в электросеть электронагревательных устройств.
Какие обязательные сведения должны содержаться в производственных инструкциях? В производственных инструкциях для персонала, обслуживающего грузоподъемные краны, должны содержаться сведения о правах, обязанностях и порядке безопасного производства работ с учетом типа крана и требований производства.
Согласно инструкции персоналу, обслуживающему грузоподъемные машины, необходимо также знать:
— к обслуживанию и ремонту электрооборудования крана машинисты допускаются лишь с разрешения главного энергетика предприятия или организации в порядке, установленном ПТЭ и ПТБ;
— если обязанности стропальщика возлагаются на монтажников, такелажников или других рабочих, то эти лица должны быть предварительно обучены, то есть пройти специальное курсовое обучение по сокращенной программе стропальщика;
— при отлучке машиниста помощнику машиниста, стажеру и другим лицам управлять краном не разрешается;
— перед допуском к работе руководство предприятия, организации или цеха обязано проверить у машинистов и их помощников знание ими инструкции завода-изготовителя по эксплуатации крана, на который они имеют допуск;
— при перерыве в работе более 12 месяцев повторная проверка знаний стропальщиков производится квалификационной комиссией предприятия (строительства).
Результаты аттестации обслуживающего персонала оформляются протоколом, а результаты периодической проверки знаний — записью в журнале периодической проверки знаний персонала, обслуживающего и ремонтирующего грузоподъемные машины. Крановщики, машинисты и их помощники после перерыва в работе по специальности более одного года должны пройти проверку знаний квалификационной комиссией предприятия (стройки) и могут быть допущены к стажировке для восстановления необходимых навыков только при удовлетворительных знаниях. В состав комиссии при повторной проверке знаний крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров и стропальщиков входят: главный инженер предприятия (организации) или его заместитель (председатель); главный механик или главный энергетик (заместитель председателя); руководитель соответствующего цеха (участка) или лицо, ответственное за содержание в исправном состоянии кранов данного цеха (участка); представитель отдела техники безопасности и технического надзора предприятия; руководитель технического обучения; лицо, проводившее обучение.
Инженерно-технический работник, ответственный по надзору за грузоподъемными кранами имеет право остановить с наложением пломбы (или без ее наложения) кран при наличии неисправностей, которые могут вызвать аварию или несчастный случай.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Вопросы про надзор и обслуживание кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы