Какие требования предъявляются к техническому состоянию грузоподъемных машин?
В парке грузоподъемных машин все большее применение находят грузоподъемные машины с высокой производительностью: автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны, краны-экскаваторы и погрузчики. В связи с этим на инженерно-технических работников цехов, предприятий и организаций возлагаются дополнительные задачи по обеспечению безопасных условий эксплуатации грузоподъемных машин. Одно из направлений повышения безопасной эксплуатации этих машин—улучшение технического состояния всего парка и установление соответствующего контроля за его состоянием путем проведения диагностики с применением специальной аппаратуры и приборов.
Машинисты (крановщики) и инженерно-технические работники должны уметь выявлять перед эксплуатацией характерные неисправности машин. Аварии, вызванные технической неисправность отдельных узлов машин, имеют особо тяжелые последствия, так как машинист (крановщик) в этом случае лишен возможности принять своевременные и необходимые меры к их предупреждению.
Каковы нормы износа деталей?
Возможность дальнейшего использования деталей в работе определяют по степени их износа при техническом обслуживании крана.
В зубчатых колесах, соединяющих барабаны с редуктором механизма подъема груза, стрелы и маневрового гуська, допускается износ не более 10% первоначальной толщины зуба, зубчатых колесах механизмов поворота и передвижения — не более 15% первоначальной толщины зуба.
Подшипники качения подлежат замене в случаях следов коррозии, шелушения, трещин, выбоин на беговых дорожках, трещин на кольцах, коррозии более чем на 10% поверхности колец, неисправности сепараторов.
Подшипники скольжения малоподвижных соединений подлежат замене, если зазоры, образовавшиеся в результате изнашивания валов (осей) и втулок, будут более 0,01 диаметра вала (оси); остаточные деформации изгиба и скручивания валов и осей не допускаются.
Пальцы соединительных муфт с диаметром, уменьшенным более чем на 1 мм, подлежат замене. Износ отверстий в полумуфте под пальцы с эластичными втулками не должен превышать 1,5 мм. Эластичные муфты с неполным числом пальцев или с пальцами без втулок использовать запрещается.
Износ отверстий в металлоконструкциях, используемых в качестве опор под неподвижные пальцы, оси и болты, не должен превышать 0,01 первоначального диаметра, а зазор, полученный в результате износа пары,— 0,02 номинального диаметра.
В механизмах подъема (груза, стрелы, гуська) максимальный зазор в шлицевых соединениях между рабочими плоскостями допускается не более 0,5 мм. В механизмах поворота и передвижения максимальный зазор в шлицевых соединениях между рабочими плоскостями допускается не более 0,4 мм.
Износ обода опорного катка гусеничной тележки допускается не более 20% первоначальной толщины обода.
Опорно-поворотное устройство с износом деталей, вызывающим осевой или радиальный люфт более 2 мм, следует отрегулировать. В опорно-поворотном устройстве с телами качения (шариками или роликами) зазор регулируют подбором, прокладок соответствующей толщины между верхним и нижним опорными кольцами, в опорно-поворотных устройствах с опорными катками — вращением эксцентриковой оси опорных катков. Усталостный износ на дорожках качения кольца не должен превышать 15% длины окружности колец.
Какова цель технического обслуживания грузоподъемных машин?
Надежная работа и эффективность использования грузоподъемных машин зависит не только от их конструктивных и эксплуатационных качеств, но и от своевременного проведения всех мероприятий по техническому обслуживанию машин.
Важнейшее условие предотвращения аварий и поломок грузоподъемных машин — правильная организация их технического обслуживания и ремонта, проводимых по системе планово-предупредительных ремонтов (ППР). Сущность этой системы в том, что обслуживание грузоподъемных машин проводится в обязательном порядке по заранее составленному плану-графику, поэтому оно является плановым. Цель технического обслуживания — предупредить появление неисправностей и уменьшить интенсивность изнашивания деталей, поэтому является предупредительным (профилактическим) обслуживанием. Система ППР основывается на регулярном контроле и надзоре за техническим состоянием грузоподъемных машин в процессе их эксплуатации. Все виды технического обслуживания проводятся строго по плану в обязательном порядке и в определенном объеме работ. Для составления плана используют нормативы и сведения о количестве отработанных машиной часов. В зависимости от периодичности и объема работ различают ежесменное техническое обслуживание (ЕО), периодическое техническое обслуживание (ТО), сезонное техническое обслуживание (СО). Ежесменное техническое обслуживание проводится каждую смену и специально не планируется, в ЕО входят такие работы, как осмотр металлоконструкций, механизмов, канатов, очистка машины, смазка ее узлов, проверка действия механизмов, тормозов и приборов безопасности; осмотр крановых путей. Обнаруженные дефекты устраняются без разборки механизмов и узлов машины.
Для каждого типа крана должен составляться подробный перечень работ по техническому обслуживанию.
При периодическом техническом обслуживании (ТО) проводится более тщательная и детальная проверка металлоконструкций и сварных швов, болтовых и шпоночных соединений, вскрываются редукторы механизмов и проверяется состояние осей, валов, подшипников, шестерен, контролируется состояние муфт, двигателей и всего электрооборудования, канатов и крюковой подвески, осматриваются крановые пути башенных, козловых и мостовых кранов, регулируются тормоза, ограничители и защитные устройства, в соответствии с таблицей карты смазки — производится смазка. После проверки и устранения неисправностей опробуется работа механизмов на холостом ходу и под нагрузкой.
Работа по периодическому техническому обслуживанию грузоподъемных машин выполняется согласно требованиям Инструкции завода-изготовителя в сроки, установленные системой ППР
Сезонное техническое обслуживание проводится при переводе крана с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот. При этом, кроме замены масел и смазок, следует промыть топливные и масляные баки и фильтры, систему охлаждения и картеры всех узлов крана, кроме того, провести ежесменное техническое обслуживание в полном объеме. Результаты выполненных работ записываются в журнал периодических осмотров. За своевременное проведение технического обслуживания грузоподъемных машин отвечают лица, назначенные согласно приказу.
Какие меры предосторожности надо соблюдать при обслуживании механизмов грузоподъемных машин?
При осмотре, чистке и смазке грузоподъемных машин двигатель не должен работать, а на кранах с электрическим приводом необходимо принять дополнительные меры, чтобы на электродвигатель осматриваемой машины ошибочно не было подано напряжение. Например, на пусковых устройствах (рубильниках, пускателях и т. п.) следует вывешивать запрещающие плакаты «Не включать, работают люди!» При этом предохранители в цепи электродвигателей должны быть сняты. В случае исчезновения напряжения пусковые приспособления следует выключить. Во время осмотра, чистки и смазки машина должна быть в таком положении, которое исключало бы возможность пуска ее посторонним лицом.
Автоцистерны, применяемые для перевозки бензина, дизельного топлива и масла, снабжаются противопожарным оборудованием. Запорная арматура должна быть исправна и исключать возможность протекания нефтепродуктов. На цистерне делают надпись: «Огнеопасно!» Для предупреждения образования заряда статического электричества и воспламенения паров автоцистерну снабжают заземлительной цепочкой, один конец которой приваривают к цистерне, а другой скользит по дороге. Труба глушителя должна быть выведена под радиатор автомобиля.
Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при обслуживании грузоподъемных машин с двигателями внутреннего сгорания? При использовании в качестве топлива для машин с карбюраторными двигателями внутреннего сгорания этилированного бензина необходимо соблюдать особую осторожность,, так как содержащиеся в нем примеси тетраэтилсвинца (который добавляется’для повышения октанового числа) оказывает отравляющее действие, попадая на кожу или внутрь организма.
При нарушении правил хранения, перевозки и применения этилированный бензин может вызвать как острые, так и хронические отравления. При заправке автомобильного крана, автопогрузчика необходимо пользоваться ручным насосом (сифоном) для перекачивания бензина или бензоколонкой со шлангами, снабженными раздаточными пистолетами. Заправлять топливные баки этилированным бензином открытым способом при помощи ведер, леек? и т. п., а также переносить его в открытой таре запрещается.
Категорически запрещается также засасывать бензин и продувать систему питания ртом, применять этилированный бензин для промывки деталей, протирания различных изделий, а также для мытья рук.
Ремонт двигателей, карбюраторов и других приборов и деталей топливной системы, работавших на этилированном бензине, как правило производится в специально оборудованных помещениях с принудительной вентиляцией и бензоустойчивыми полами. Двигатели перед разборкой моют горячими щелочными растворами в моечных машинах или тщательно обтирают керосином.
Там, где применяют этилированный бензин или ремонтируют машины, работающие на этилированном бензине, вывешивают инструкции о мерах личной безопасности и предупредительные надписи. При случайном попадании этилированного бензина внутрь организма необходимо немедленно вызвать рвоту и промыть желудок содовым раствором, а при попадании на кожный покров человека необходимо немедленно обмыть пораженный участок кожи чистым керосином, а затем теплой водой с мылом.
Антифриз, применяемый в качестве охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания, является ядовитой жидкостью, при попадании внутрь организма может вызвать тяжелое отравление. После каждой операции, связанной с антифризом, нужно тщательно мыть руки водой с мылом. При случайном заглатывании антифриза пострадавший должен быть немедленно доставлен в лечебное учреждение.
Демонтаж и монтаж шин автомобильных и пневмоколесных кранов, автопогрузчиков следует производить на специально выделенных местах. Накачивать шины нужно в ограждении или с применением устройств, предохраняющих от выскакивания замочного кольца обода. При накачивании необходимо следить за показанием манометра, не допуская повышения давления в шине сверх установленной нормы.
В случае накачивания шины в пути ее надо положить замочным кольцом вниз, предварительно убедившись, что оно надежно и равномерно вошло в углубление обода.
Что необходимо знать о ремонте грузоподъемных машин?
Организации безопасных условий труда при ремонте грузоподъемных машин должно быть придано особое значение; недостаточно четко организованная работа, излишнее скопление людей, особенно на крановых путях, нарушения Правил в ходе работ ведут к авариям и несчастным случаям.
Для создания безопасных условий труда при выполнении ремонтных работ кранов с электрическим приводом принят наряд-допуск, в котором должны содержаться мероприятия по обеспечению мер безопасности. Ремонт грузоподъемных машин подразделяется на текущий (Т) и капитальный (К). Периодичность ремонта грузоподъемных машин (в машино-часах) установлена специальными нормами.
Конкретные сроки ремонтов уточняют при проведении технического обслуживания, при этом межремонтный период может быть сокращен или, наоборот, увеличен в зависимости от условий эксплуатации и фактического технического состояния машины. При текущем ремонте частично разбирают машину, устраняют неисправности в агрегатах и узлах, возникшие в процессе работы и препятствующие ее нормальной эксплуатации. При необходимости заменяются отдельные узлы, агрегаты и детали (кроме базовых) новыми или отремонтированными. Характер и объем работ при текущем ремонте определяются заранее при проведении технического обслуживания.
При капитальном ремонте машин производится полная разборка, восстанавливаются все начальные соединения и сопряжения в соответствии с указаниями по капитальному ремонту, заменяются изношенные узлы и агрегаты новыми или заранее отремонтированными из оборотного фонда. Капитальный ремонт производится ‘после осмотра грузоподъемных машин комиссией, котрроД руководит главный инженер или главный механик предприятия (организации), на балансе которого находится машина. Если по своему техническому состоянию грузоподъемная машина не нуждается в ремонте “после отработки установленных часов, то межремонтный срок комиссия может увеличить. Удовлетворительное техническое состояние машин в этом случае подтверждается актом, подписанным главным инженером предприятия (организации).
Объем работ по капитальному ремонту определяется дефектной .ведомостью, которую составляет ремонтное предприятие при разборке машины.
Проведение технического обслуживания и ремонта грузоподъемных машин производится по годовым и месячным планам-графикам.
Контроль за их соблюдением осуществляет главный механик предприятия.
Каким требованиям должен соответствовать ручной инструмент?
Ручной инструмент, используемый при ремонтных работах, должен быть прочным, надежным и удобным в работе. Деревянные рукоятки молотков, напильников скрепляют на конце металлическими кольцами. Молотки и кувалды изготовляют со слегка выпуклой ударной поверхностью. Молотками и кувалдами со сбитыми или скошенными поверхностями пользоваться не разрешается.
При работе с зубилами и другими ручными инструментами для рубки металла рабочих обеспечивают предохранительными очками с небьющимися стеклами, а при близком расположении рабочих мест — также и защитными экранами. Рожковые и торцевые гаечные ключи следует подбирать по размерам гаек. Рабочие поверхности ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев. Не допускается удлинять гаечные ключи, присоединяя один ключ к другому или надевая на ключ трубу, так как дополнительная рукоятка может сорваться и ударить рабочего. Бить каким-либо предметом по ключу, а также применять неисправные и замасленные ключи запрещается. Для облегчения отвертывания заржавевших гаек рекомендуется их предварительно смачивать керосином.
Какие правила необходимо соблюдать при работе с ручным электроинструментом?
Перед началом работы электроинструмент необходимо .тщательно осмотреть и в течение 1—2 мин проверить на холостом ходу. Исправность выключателя, проверяют путем включения и выключения его несколько раз.
При эксплуатации электрифицированного инструмента следует применять низковольтное- напряжение и высокочастотный ток; устраивать защитное заземление корпуса при напряжении выше 42 В; осуществлять систематический контроль изоляции электропроводки и применять средства индивидуальной защиты.
Все переносные приемники тока, работающие при напряжении свыше 42В, присоединяют к электросети при помощи штепсельного соединения посредством гибкого шлангового провода с заземляющей жилой. Если нет возможности обеспечить рабочих электроинструментом, предназначенным для работы под напряжением 42В, в помещениях без повышенной опасности разрешается работать электроинструментом под напряжением 127 и 220В с обязательным использованием диэлектрических перчаток, галош и ковриков. Корпус электроинструмента должен быть надежно заземлен.
В помещениях особо опасных и с повышенной опасностью при работе ручным электроинструментом напряжение должно быть не выше 42В. Ручки электроинструмента должны быть изолированы. В случае заедания или заклинивания рабочей части инструмента работу следует немедленно прекратить.
При ремонте машин под открытым небом во время дождя или снегопада работу с электроинструментом надо прекратить. Если же по тем или иным причинам работу необходимо выполнять, то на рабочем месте следует устроить временный навес и работать в диэлектрических перчатках, галошах и на ковриках. По окончании работ электроинструмент сдают лицу, ответственному за его исправность и хранение.
Какие правила надо соблюдать при работе с паяльной лампой? Во избежание взрыва при пользовании паяльной лампой надо соблюдать большую осторожность. Работать с паяльной лампой могут лица, которые имеют опыт и хорошо знают правила обращения с ней. В качестве топлива для паяльных ламп применяют керосин или бензин, причем для каждого вида топлива должен применяться определенный тип лампы, на который она рассчитана. После заполнения лампы горючим пробку необходимо завернуть на полную резьбу до отказа. Заполнять лампу следует не более чем на 0,5 ее объема.
Наполнять или выливать горючее, ремонтировать лампу вблизи открытого огня, разжигать ее, подавая горючее через горелку, запрещается. Нельзя также снимать горелку до снятия давления и чрезмерно накачивать лампу. После того как лампа погашена, горелка полностью остыла, из резервуара лампы через наливную пробку можно спускать воздух.
При обнаружении пропуска газов из пробки, течи в резервуаре и других неисправностей лампу необходимо сдать в ремонт.
Какие правила необходимо соблюдать при работе с абразивным инструментом? Для заточки, инструментов и обработки деталей используют заточные станки, абразивные круги которых вращаются с большой скоростью. Во время работы станков от абразивных кругов и обрабатываемых деталей отделяется абразивная пыль и металлические частицы. Поэтому станки в обязательном порядке оборудуют вентиляцией,
Абразивные круги заключают в защитные кожухи из стали толщиной не менее 5 мм, выдерживающие при возможном разрыве круга удар отлетающих частей. Защитные кожухи устраивают так, чтобы открытая часть круга была минимальной. Для защиты глаз от отлетающих мелких частиц на станках устраивают защитные подвижные экраны из небьющегося стекла, а рабочим выдают предохранительные очки. Конструкция экрана, должна быть сблокирована с пусковым устройством станка,, удобна и позволять быстро устанавливать экран в надлежащее положение. Круги закрепляют на валу боковыми шайбами диаметром не менее 0,5 диаметра круга сжимаемыми гайками. Устанавливать круги может только специально обученный и проинструктированный рабочий. Перед установкой на станок каждый круг испытывают на стенде в течение 5 мин при частоте вращения на 50% больше рабочей и при обязательном наличии защитного кожуха. Перед началом работы необходимо тщательно осматривать состояние абразивного круга, при обнаружении трещин и выбоин снять его и заменить другим.
Какие меры безопасности должны соблюдаться при ремонте и зарядке аккумуляторных батарей? При эксплуатаций автомобильных, пневмоколесных кранов и автопогрузчиков для обеспечения надежной работы через каждые 10—15 дней работы проверяют уровень электролита и степень разряженности батареи. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снимают с машины и ставят на подзарядку.
Аккумуляторные батареи заряжают в специальных помещениях (аккумуляторных), оборудованных тамбуром. У его входа вывешивают плакат с надписью: «Аккумуляторная — огнеопасно! Курить запрещается!» Двери из аккумуляторной и из тамбура должны открываться наружу. Аккумуляторную оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, не связанной с общей системой вентиляции производственных помещений. Всасывающие отверстия вытяжной системы располагают и в верхней, и в нижней частях помещения, так как выделяющиеся пары серной кислоты тяжелее воздуха и скапливаются внизу, а водород вверху (под потолком). Включают вентиляцию перед началом зарядки и отключают после полного удаления газов — не менее чем через 1,5—2 часа после окончания зарядки.
Пайку пластин в аккумуляторном помещении производят не ранее чем через 2 часа после окончания зарядки. Во время пайки должна работать вентиляция, а место пайки ограждают огнестойкими щитками. В помещениях, где хранятся пластины, кислота, а также производятся правка, сборка и пайка свинцовых пластин, не разрешается хранение и прием пищи, а также устройство баков с питьевой водой.
Кислоту хранят в отдельных проветриваемых помещениях в плотно закрытых стеклянных оплетенных бутылях, установленных в корзинах (решетчатых ящиках) с ручками для подъема и переноски. Переносить бутыли одному человеку на спине или другим способом, а также без корзин, ящиков и неоплетенными запрещается.
Для приготовления электролита следует вливать тонкой струей серную кислоту в дистиллированную воду, а не наоборот, так как разбрызгивание серной кислоты может причинить ожоги.
Для соблюдения личной гигиены и оказания первой помощи при ожогах при попадании кислоты на открытые части тела в аккумуляторной должны находиться умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытый сосуд с 5—10%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (одна чайная ложка на стакан воды). Для промывания глаз применяется 2—3%-ный нейтрализующий раствор питьевой соды.
На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой, содовым раствором и раствором борной кислоты делают четкие надписи.
Аккумуляторщик должен быть обеспечен костюмом из грубой шерсти, резиновым фартуком, резиновыми перчатками и сапогами, защитными очками, стеклянной и фарфоровой кружками с носиком (или кувшинами) вместимостью 4,5 л для составления электролита.
Какие требования предъявляются к сварке металлоконструкций крана?
Материалы для сварки при ремонте металлоконструкций грузоподъемных машин должны применяться в соответствии с нормативными документами на изготовление грузоподъемных машин. Качество применяемого металла должно быть подтверждено сертификатом завода-поставщика.
Сварка несущих элементов должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.070-81 по технологии, разработанной с учетом свариваемого изделия предприятием, осуществляющим ремонт кранов.
Сварные соединения должны выполняться электродами согласно техническим условиям.
К сварке ответственных элементов металлоконструкций, приварке перил и лестниц на кране должны допускаться сварщики, выдержавшие испытание в соответствии с правилами аттестации сварщиков. Прихватка элементов сварных соединений при сварке должна выполняться сварщиками такой же квалификации с использованием тех же сварочных материалов, что и при выполнении сварных швов. Свариваемые кромки, прилегающая к ним поверхность металла шириной не менее 20 мм перед сваркой должны быть сухими и зачищены до чистого металла.
Сварка металлоконструкций кранов должна производиться в помещениях, исключающих влияние неблагоприятных атмосферных условий на качество сварных соединений. Выполнение сварочных работ на открытом воздухе допускается при условии применения соответствующих приспособлений для защитных мест сварки от атмосферных осадков и ветра и при температуре не ниже 273 К (0 °С).
Сварные швы соединений должны иметь клеймо или другое условное обозначение, позволяющее установить фамилию сварщика, производившего сварку. Метод и место маркировки указываются в технологии.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Вопросы про планово-предупредительный ремонт кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы