Воздуходувные машины предназначены для создания вакуума или давления в системе, образования грузовоздушной смеси и транспортирования ее по трубопроводам. По принципу действия их подразделяют на центробежные и объемные. К первым относят вентиляторы и турбовентиляторы или турбовоздуходувки, ко вторым — водокольцевые насосы, ротационные воздуходувки и поршневые машины (компрессоры).
В портовых пневмотранспортных установках чаще используют водокольцевые насосы, ротационные и турбовоздуходувки.
Водокольцевые насосы наиболее просты по конструкции, не требуют тщательной очистки воздуха от пыли и влаги и могут развивать вакуум до 96% атмосферного давления.
Насос состоит из цилиндрического корпуса, закрытого торцевыми крышками (лобовинами), внутри которого эксцентрично расположено колесо. При вращении колеса образуется вращающееся водяное кольцо; внутренняя поверхность которого вверху касается ступицы колеса. На протяжении первого полуоборота колеса внутренняя поверхность кольца постепенно удаляется от ступицы, образуя свободный объем между лопатками колеса, который заполняется воздухом из всасывающего патрубка через всасывающее отверстие а в торцовой крышке корпуса. На втором полуобороте колеса внутренняя поверхность водяного колеса приближается к ступице, сжимает при этом воздух и затем выталкивает его через отверстие и патрубок в нагнетательный трубопровод. Таким образом, воздух перемещается из всасывающего в нагнетательный трубопровод непрерывно и равномерно^
Водопроводная вода поступает в корпус насоса из камер гидравлического затвора, расположенных в корпусах подшипников вала за сальниками. Частично вода проходит также через набивку, охлаждая и промывая сальник от попадающих в него твердых частиц. Для предотвращения изнашивания вала колеса на него в местах расположения сальников насаживают защитные втулки.
Воздух из насоса содержит определенное количество воды, для удаления которой в нагнетательную линию включают водоотделитель, воздух из которого выбрасывается в атмосферу, а вода идет на слив.
Всасывающий и нагнетательный трубопровод соединены перепускной трубой с задвижкой, которой можно регулировать вакуум, а следовательно, и подачу насоса в широких пределах. Частично для регулирования вакуума во всасывающую полость насоса вводят атмосферный воздух, для чего предусмотрен специальный вентиль.
В процессе работы изнашиваются торцовые поверхности колеса и крышек. При увеличении зазора между колесом и крышками увеличиваются потери в насосе; из-за перетекания воздуха из нагнетательной во всасывающую линию. Зазор между корпусом насоса и торцовыми крышками не должен превышать 0,5 мм, его регулируют прокладками.
Техническое обслуживание насоса заключается в периодическом поджатии сальниковой набивки и регулировании торцового зазора. Нормально затянутый сальник должен пропускать из насоса воду в виде тонкой струи или отдельных капель (аналогично сальникам грунтовых насосов).
Ротационные воздуходувки по принципу действия, и устройству подобны шестеренным масляным насосам. В них вместо шестерен рабочие органы в; форме восьмерок. Допускаемые зазоры, изнашивание и восстановление этих воздуходувок аналогичны шестеренным насосам.
Турбовоздуходувки могут быть одно-, двух- и трехступенчатыми. Воздух из всасывающего патрубка захватывается лопастями вращающегося с большой скоростью ротора рабочего колеса и за счет центробежных сил выталкивается в напорный патрубок. Вакуум и создаваемое давление зависят от конструкции ротора и скорости его вращения.
При нормальном режиме работы пневмотранспортной установки элементы воздуходувки изнашиваются незначительно. Если очистка воздуха после разгрузителя недостаточна, частички материала и пыли вместе с воздухом попадают в воздуходувку и интенсифицируют изнашивание лопастей ротора и кожук. При износе или поломке лопастей ротор, как правило, заменяют. Ротор можно восстановить путем замены поврежденных лопастей. При этом особое внимание необходимо уделять балансировке ротора после ремонта ввиду его большой окружной скорости (до 150 м/с). Изношенный кожух заменяют.
Существенное влияние на долговечность центробежной воздуходувки и ее приводного двигателя оказывает количество поступающего в систему воздуха. Чрезмерное количество воздуха вызывает перегрузку энергетического агрегата, для предотвращения которой в трубопроводе между циклоном и турбовентилятором обычно размещается автоматический регулятор воздушного потока. При правильной настройке регулятора его заслонка полностью открыта только, когда во всасывающий трубопровод поступает грузовоздушная смесь максимальной концентрации. При отсутствии или небольшом количестве груза во всасывающем трубопроводе заслонка регулятора закрывается полностью или частично.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Воздуходувные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы