Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Механизация лесозаготовительных работ

Публикация:
   Вспомогательные инструменты и приспособления

Читать далее:




Вспомогательные инструменты и приспособления

Топоры и приспособления для валки деревьев

На обрубке сучьев с поваленных деревьев и на других вспомогательных работах на лесозаготовках применяют плотничные топоры с округленным лезвием трех размеров: № 1 (тип А1 массой 1,1 кг); № 2 (тип А2 массой 1,4 кг) и № 3 (тип A3 массой 1,75 кг).

Топорища делают из древесины березы, клена, ясеня, вяза, граба, бука и кизила, преимущественно из здоровой комлевой слегка свилеватой, но не косослойной части. Длина топорищ зависит от роста человека, пользующегося топором, и находится у сучкорубных топоров в пределах 600—800 мм, у лесорубных — 700—900 мм. Угол насадки <р (угол между наибольшей линией по высоте топора и осью топорища) у лесорубных топоров должен быть 86—88°, а у сучкорубных — 84°. Для прочного удержания топора на топорище его закрепляют березовым клином по ширине проушины, а затем металлическим — по высоте.

Как правило, топоры затачивают на кругах из естественного горного материала — песчаника, погруженных на 7з диаметра в корыто с водой. Как исключение топоры можно точить на сухих абразивных кругах 600×75×305; ЭК40С2Б. После заточки для снятия верхнего дефектного слоя1 лезвие топора должно правиться смоченным мелкозернистым оселком или сегментом 5С45Х60Х125. 20Э516СМ2Б. Во время заточки топора рекомендуется придавать лезвию углы заострения: у сучкорубных 20°, у лесорубных 25°. При работе с твердолиственными породами этот угол увеличивается на 2—3°.

Балочная вилка применяется (при работе с помощником) для валки подпиленных деревьев в заданном направлении, а также для сталкивания зависших деревьев. Валочная вилка состоит из деревянного шеста длиной 5—6 м, толщиной 5 см и собственно вилки («кошки»), насаженной на вершинную часть шеста. При валке толстых деревьев или деревьев с небольшим наклоном в сторону, противоположную валке, валочную вилку применяют в сочетании с рычагом. Для предупреждения изгиба шест делают длиной 3—4 м, а рычаг 2—2,5 м и толщиной 6— 8 см с прикрепленной снизу гребенкой.

На валке тонкомерного леса применяют также валочные лопатки. Лопатка состоит из стальной трубы, к которой внизу приварены загнутый отрезок из рессорной стали и ребро жесткости.

Гидромеханические приспособления для одиночной валки деревьев

Гидравлический клин КГМ-1А. Для облегчения труда вальщика при сталкивании с пня спиленных деревьев и обеспечения направленного повала применяют гидроклин КГМ-1А, состоящий из привода, насоса с бачком и клина со шлангом.

У бензопил МП-5 «Урал-2» на выводном валике постоянно укреплено эксцентриковое устройство, а вместо крышки к корпусу редуктора шпильками и гайками крепится корпус привода насоса.

Для включения клина рычажок ставится в вертикальное положение и стопор приподнимается. Освободившийся толкатель своим роликом, прилегающим к эксцентрику, приходит в возвратно-поступательное движение. При повороте рычажка в горизонтальное положение стопор входит в углубление толкателя в момент, когда толкатель находится в крайнем положении. В результате движение клина прекращается, а фиксатор входит в углубление стопора и дает возможность отсоединить насосное устройство от привода.

Насосное устройство имеет Т-образный фланец, которым оно соединяется с корпусом привода насоса. При движении плунжера от действия пружины в левое положение масло из бачка засасывается внутрь гильзы. При дальнейшей работе пилы эксцентрик, упираясь в толкатель, перемещает плунжер вправо, сжимая возвратную пружину. Масло силой давления открывает подпружиненный перепускной клапан и попадает в рукав, а далее — в цилиндр клина. Когда давление в рукаве достигнет 28—ЗЗМПа, предохранительный клапан приподнимается и масло начинает перетекать в бачок. Это давление регулируется в мастерских поворотом штуцера, влияющего на величину сжатия пружины.

Сверху корпуса клапана имеется рычажок, устанавливаемый в горизонтальное положение, который при помощи тяги оттягивает клапан из своего гнезда. Теперь масло начинает перетекать из рукава в бачок, а клин возвращается в исходное положение. Рукав представляет трубку из маслобензостойкой резины, защищенную металлической оплеткой. Со стороны насосного устройства в рукав заделан ниппель с внутренней резьбой, а со стороны клина — ниппель с фильтром на конце.

Рис. 1. Гидравлический валочный клин КГМ-1 А:

Клин состоит из алюминиевого, покрытого изнутри слоем хрома цилиндра, к которому двумя болтами прикреплены две стальные щеки с заершенной поверхностью. Для удобства работы при переходах от дерева к дереву клин вставляется в замок-держатель снаряжения или зажим на раме у левой рукоятки. В передней части цилиндра укреплена стенка, служащая упором пружины 8 и направляющей штока клина. Внутри цилиндра размещен шток с поршнем. Для уплотнения на поршне со стороны рабочей жидкости установлен манжетный сальник из маслобензостойкой резины. На передний конец штока навинчен алюминиевый клин.

Клин рассчитан на сталкивание деревьев диаметром до 70 см, а с обратным наклоном, не превышающим 5°—60 см.

Эксплуатация гидроклина КГМ-1А. Безотказной и длительной работы гидроклина можно добиться только при правильном уходе и обращении. Перед пуском в эксплуатацию с наружных поверхностей всех устройств гидроклина тряпкой, смоченной в бензине, снимают антикоррозийную смазку, затем все поверхности протирают насухо.

Подготовка к работе сводится к следующему. У бензино-моторных пил, подлежащих оборудованию гидроклином, снимают крышку редуктора и на ее место после проверки наличия смазки как в редукторе пилы, так и в приводе клина (АС—9,5 ВТУ 617—57 или АКп-Ю) плотно укрепляют корпус привода клина. Этим же маслом смазывают выступающие части толкателя и ось ролика с иглами.

После установки насосного устройства на приводе гидроклина в бачок заливают отфильтрованную жидкость. Запустив и прогрев пилу, делают два-три пробных выдвижения клина без нагрузки для заполнения жидкостью полости рукава и цилиндра. После этого в бачок доливают жидкость, уровень которой должен быть на 1,5 — 2 см ниже пробки бачка. Перед завинчиванием пробки следует убедиться в наличии прокладки и исправности клапана пробки, предупреждающего образование в бачке вакуума.

Перед отправкой в лес гидроклин должен быть испытан в мастерской леспромхоза на развиваемое давление. Для этого рукав отвинчивают вместе с трубкой (но не снимают с трубки) и на его место крепят трубку испытательного аппарата, состоящего из масляного плунжерного насоса и контрольного манометра (на 400 кгс/см2, или 40 МПа). При закачивании в насосное устройство жидкости давление по манометру должно развиваться не меньше 280 и не больше 330 кгс/см2 (33 МПа). В противном случае снимают заводскую пломбу и поворотом штуцера в ту или другую сторону устанавливают необходимое максимально развиваемое давление. После этого на болт снова устанавливают пломбу.

Уход за гидроклином. После окончания работы гидроклин необходимо очистить от опилок, мусора и грязи. Во избежание быстрого износа Щтока следят, чтобы на его поверхность не попадала земля (в зимний период клин от снега можно очищать обдувкой струей выхлопных газов двигателя). Перед началом рабочей смены и во время работы шток и поверхности щек со стороны клина следует смазывать маслом марки АК- Ежедневно необходимо проверять уровень масла в бачке при заполненной гидросистеме и производить доливку масла, а через 3—4 смены смазывать консталином или солидолом подшипники эксцентрика привода. Быстрее других деталей в клине изнашивается резиновый манжетный сальник, который следует периодически заменять.

При транспортировках клина и его работе следует оберегать поверхность цилиндра от ударов, так как алюминиевые стенки вминаются и с внутренней стороны поверхности цилиндра отслаивается хромированный слой. Манжетный сальник поршня в поврежденном месте останавливается из-за отсутствия уплотнения, жидкость начинает выходить наружу и в цилиндре не развивается необходимое давление. Необходимо следить за состоянием шипов на щеках клина. В целях безопасности запрещается стоять против клина при его выскакивании из протма. Не допускается зажим пильной цепи в пропиле, так как при этом гидроклин не может работать.

В насаждениях с преобладанием деревьев диаметром менее 24 см гидроклин отсоединяют от пилы. Через 25 смен работы в клине заменяют рабочую жидкость, промывают цилиндр и бачок с насосом, продувают сжатым воздухом шланг и регулируют рабочее давление гидросистемы.

Домкрат гидравлический ДГМ-16. Домкрат рассчитан на грузоподъемность 144 кН и для валки деревьев диаметром на высоте груди от 48 до 140 см. Он имеет унифицированный с клином КГМ-1А привод, гидронасос. Бачок для рабочей жидкости увеличен до объема 200 см3, а рукав удлинен до 2000 мм. Домкрат может работать от бензиномоторных пил «Дружба-4» и МП-5 «Урал-2».

Рис. 2. Рабочая часть домкрата ДГМ-16 (в разрезе):
1 — пружина; 2 — корпус-цилиндр; 3 — опорная пята; 4 — поршень второй ступени; 5 — поршень первой ступени; 6 — направляющая тяга пружины; 7 — гайка; 8 — рукоятка; 9 — рукав

При включении привода насоса из корпуса-цилиндра 2 выдвигается поршень первой ступени 5, а затем поршень второй ступени 4 при полном ходе в 90 мм за 50 с. При подъеме рычажка предохранительного клапана после отключения привода под действием сжатых пружин 1 поршни опускаются за 85 с. Домкрат в рабочем состоянии весит 8,6 кг.

Приспособления, применяемые на раскряжевке хлыстов

Для разметки хлыстов применяют мерные линейки длиной 2 м и более, окованные с двух сторон скобами для нанесения меток на поверхности хлыстов. Одна сторона такой линейки имеет сантиметровые и дециметровые деления, а другая — метки, указывающие части длин наиболее ходовых заготовляемых сортиментов сверх целого числа метров (например, 0,2 — лесоматериалы для выработки целлюлозы и древесной массы; 0,5 — лесоматериалы для распиловки и лесоматериалы, используемые в круглом виде; 0,75— переводные брусья и т. д.). Линейки должны иметь клеймо Палаты мер и весов, удостоверяющее их точность.

Мерные скобы применяют для определения диаметров бревен и размеров имеющихся в них пороков. Скоба представляет собой деревянный брусок прямоугольного сечения длиной 60— 80 см, окованный с одного торца пластинкой-скобой. При измерении металлическая скоба ложится на боковую поверхность бревна, прилегающую к торцу, что позволяет быстро и безошибочно определить диаметры бревна в коре1. На грани бруска мерной скобы, кроме сантиметровых делений, наносят шкалы предельно допустимых размеров гнили для круглых лесоматериалов различных толщин и сортов. Такие шкалы позволяют с минимальными затратами времени устанавливать допустимые размеры гнили и более рационально производить раскряжевку хлыстов.

В ЦНИИМЭ создан инстумент, состоящий из двух телескопически раздвигающихся реек. На конце одной из них укреплен упор, а у другой — резец. Укрепленный посередине фиксатор позволяет по имеющимся на одной из реек рискам устанавливать расстояния между упором и резцом от 1 м в сложенном состоянии до 2 м в раздвинутом. Таким инструментом удобно измерять не только длину, но и диаметр бревен. Для маркировки круглых лесоматериалов СевНИИП создал механизированный инструмент ЛВ-13. Он позволяет замаркировать до 4700 бревен в смену, что составляет около 670 м3.

Для поворачивания хлыстов при обрубке сучьев, раскатке толстых бревен после раскряжевки и в ряде других случаев применяют инструмент, называемый кондак. Он состоит из березовой ручки длиной 1,2—1,5 м и стального крюка, прикрепленного к древку шарнирно при помощи охватывающей его металлической полоски. При раскатке тонких бревен и укладке мелких сортиментов удобно пользоваться крюками длиной 600 мм, изготовленными из 16-миллиметрового железа. Такое приспособление имеет с одной стороны загнутый по радиусу 8 см заостренный крюк, а с другой — загнутую под прямым углом рукоятку длиной 100—150 мм.

Навесные приспособления к мотоинструменту

Указанные устройства и приспособления применяются во время подготовки лесосек, когда на них еще нет технологического оборудования.

Лебедка с ручным приводом. Лебедка состоит из рамы с приваренными для устойчивости кронштейнами и крюками для крепления к дереву. При вращении рукоятки и ведущего вала с шестерней по часовой стрелке барабан наматывает на себя трос, развивая тяговое усилие в 500 кгс (5 кН).

Рис. 3. Переносная лебедка с ручным приводом:
1 — рама; 2 — кронштейн; 3 — пластинчатая пружина; 4 — щиток-канатоукладчик; 5 — барабан; 6 — крюк рамы; 7 — собачка; 8 — рукоятка; 9 — храповое колесо; 10 — ведущая шестерня; 11 — ведущий вал

Рис. 4. Кинематическая схема мотолебедки МЛ-2000М:
1 — двигатель бензиномоторной пилы; 2 — хомут; 3 — центробежная фрикционная муфта; 4 — первичный вал редуктора; 5 — рычаг собачки обгонной муфты; 6 и 8 — промежуточные валы редуктора; 7 — обгонная муфта; 9 — канатно-блочная система; 10 — выходной вал редуктора;
11 — барабан; 12 — устройство холостого хода барабана; 13 — редуктор

Металлический щиток-канатоукладчик прижимает канат сверху двумя пластинчатыми пружинами 3, притормаживает движение каната и способствует его навивке правильными плотными рядами. Храповое колесо и собачка предотвращают вращение ручки в обратную сторону при сбросе с нее усилия и тем обеспечивают безопасность выполнения работ. При необходимости разматывания каната собачка отводится в сторону от храповика и рукоятку можно свободно вращать в обратную сторону. Масса лебедки с навитым канатом диаметром 6,2 мм и длиной 40 м равна 13,5 кг.

Переносная лебедка MJI-2000M. Лебедка может использоваться для монтажа канатных трелевочных установок при лесоразработках в горных условиях. Приводом лебедки является двигатель бензопилы, соединенный с редуктором хомутом. Крутящий момент редуктору передается центробежной муфтой мотора, предохраняющей лебедку от перегрузок. На промежуточном валу редуктора установлена обгонная муфта, собачка которой предупреждает возможные падения поднимаемых грузов в случае отказа в работе двигателя или переводе его работы на малый газ; рычагом собачку можно отключать. Барабан можно вращать в обратную сторону, если приложить усилие на крюке в 100—150 кгс (1,5 кН). Для свободного разматывания каната предусмотрено устройство, позволяющее отключать барабан от выходного вала редуктора. При запасовке троса в 7,4 мм и наибольшей длине 50 м по схеме, показанной на рис. 4, лебедка может развивать усилие до 2000 кгс (20 кН).

Вспомогательное прицепное оборудование, применяемое на трелевке леса

При трелевке леса хлыст обхватывается чокером — отрезком стального каната, на одном конце которого закреплен крюк, а на другом — полукольцо. На рис. 5, в показано закрепление каната в замке полукольца при помощи зубчатого вкладыша с волнистой поверхностью. Таким же образом прикрепляется к канату крюк. Конец каната должен выходить из замка не более 20 мм.

Нормальные чокеры предназначаются для трелевки леса со средним объемом дерева 0,3 м3, а облегченные — для трелевки деревьев до 0,3 м3. В зависимости от крупномерности древо-стоев длина чокера колеблется в пределах от 2,5 до 1,7 м, диаметр каната от 15,5 до 12,5 мм.

В серийно изготовляемых полукольцах чокеров износ от трения при движении по собирающему канату происходит в верхней части. Выбраковка полуколец производится из-за образования глубокой канавки, хотя остальная часть имеет незначительный износ. Для увеличения срока износа в полукольцах, предложенных рационализаторами, в верхней части внутренней поверхности делается выступ, из-за которого собирающий канат располагают правее и левее выступа.

Рис. 5. Прицепные приспособления, применяемые на трелевке:
а — общий вид чокера; б — прицепное приспособление для специальных тракторов: в — крепление конца каната в полукольце: г — приспособление для трактора Т-100М; д — полукольцо с фигурной внутренней поверхностью; е — приспособление, применяемое при трелевке лебедками без несущего каната; ж — приспособление, применяемое при трелевке лебед-ками с несущим канатом; 1 — канат; 2 — крюк; 3 — полукольцо; 4 — замок полукольца; 5 — зубчатый вкладыш; 6 — собирающий трос тяговой лебедки трактора; 7 — стопорное устройство; 8 — двурогий крюк 9 — грузовой трос лебедки; 10 — соединительная серьга; 11 — холостой трос лебедки 12 — обычный чокер; — удлиненный чокер; 14 — прицепной крюк

Собирающие тросы желательно изготовлять из канатов типа JIK-PO 6X36, обладающих износостойкостью в 2 раза выше, чем канаты по ГОСТ 2688—69. Износостойкость увеличивается при ежедневной смазке солидолом.

При трелевке тракторами ТДТ-55 и ТТ-4 используют прицепной комплект, который состоит из собирающего троса тяговой лебедки длиной 30—40 м, на конце которого заплетается петля, и 8—15 чокеров. Через кольца чокеров, надетых на деревья или хлысты, продевается собирающий трос 6, в петлю которого вставляется специальное стопорное устройство (полукольцо или штырь).

Если на трелевке леса работают тракторы Т-100М, на тяговой площадке имеется одно- или редко двурогий крюк V-образной формы. На каждый рог крюка надевается собирающий трос, запираемый стопорным устройством. При использовании тракторов общего назначения на трелевке леса с крутых склонов их оснащают трелевочной лебедкой с тяговым канатом.

В случае использования на трелевке лебедок грузовой трос при помощи серьги соединяется с холостым тросом. Для трелевки деревьев пользуются комплектом, состоящим из обычных чокеров и двух-трех удлиненных (длиной 6—8 м) для зацепки нескольких деревьев. При трелевке деревьев для удобства пользуются прицепным крюком продолговатой формы, на который надеваются кольца нужного количества чокеров. Чтобы во время трелевки чокеры самопроизвольно не соскакивали, зев крюка делается равным диаметру полукольца или снабжается запором.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Механизация лесозаготовительных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Вспомогательные инструменты и приспособления"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства