От конструкции пневматических шин в значительной степени зависят такие качества тягача, как проходимость, возможность реализации значительных сил тяги, устойчивость в рабочем и транспортных режимах, топливная экономичность и др. Поэтому в последнее время в связи с увеличением выпуска колесных тягачей и дорожных машин на пневмоколесном ходу в Советском Союзе и за рубежом уделяется большое внимание развитию производства специальных шин, которые отличаются от стандартных (применяемых на автомобилях) рисунком протектора, повышенной грузоподъемностью, прочностью каркаса и многими другими параметрами.
В настоящее время из числа специальных различают арочные шины, пневмокатки (шины с повышенными осевыми размерами) и шины сверхнизкого регулируемого давления.
Арочные шины имеют ширину профиля, равную 0,5—0,6 ее диаметра. В результате низкого давления воздуха (0,5—0,8 кПсм2) и значительной ширины удельные давления на грунт в контакте арочной шины получаются низкими, что обеспечивает этим шинам высокую проходимость на грунтах с низкой несущей способностью. В настоящее время в СССР разработан ряд моделей арочных шин с различными рисунками протектора. На ведущие колеса тягачей и землеройных машин обычно устанавливают арочные шины с рисунком протектора «вездеход».
Арочные шины маркируют двумя числами, разделенными между собой знаком х. Первое число обозначает наружный диаметр шин, второе — ширину профиля в миллиметрах.
Недостатком арочных шин является высокий коэффициент сопротивления качению, особенно на дорогах с твердым покрытием.
В последнее время появились тягачи и транспортные машины, оборудованные пневмокатками — шинами с еще более высокими
осевыми размерами. Пневмокатками называют специальные шины чрезвычайно низкого внутреннего давления порядка 10—50 khJm2 (0,1—0,5 кГ/см2), имеющие тонкую эластичную оболочку бочкообразной формы. Наглядное представление о соотношении площадей контактов стандартной и арочной шин, а также пневмокатка дает рис. 80.
В настоящее время пневмокатки применяют для эксплуатации в специальных условиях — при движении по снегу, заболоченной местности, грунтам с низкой несущей способностью.
Повышенные осевые размеры арочных шин и пневмокатков не позволяют широко применять их в конструкции универсальных базовых тягачей.
Наибольшее распространение в дорожном и строительном машиностроении получили шины регулируемого давления с увеличенной шириной профиля и сравнительно большим диаметром. Шины такого типа, выпускаемые в настоящее время диаметром до 3,5 м, могут выдерживать нагрузки до 45 т на колесо.
Шины типа «баллон» часто применяют на тягачах и землеройных машинах в сочетании с системой централизованной подкачки, дающей возможность производить изменение давления воздуха в шинах во время движения машины. Такая система позволяет изменять давление воздуха в шинах в зависимости от вида грунтовой поверхности, по которой происходит движение тягача.
Специальная конструкция протектора таких шин позволяет при необходимости (в тяжелых грунтовых условиях) снижать давление воздуха до 50—70 кн/м2, (0,5—0,7 кг/см2) и за счет этого повышать тяговые качества машин, а при работе на плотных грунтах доводить давление воздуха в шине до номинального значения, порядка 200—250 кн/м2 (2,0—2,5 кг/см2), что приводит к уменьшению сопротивления качению, уменьшению расхода топлива и повышению срока службы шин.
Приблизительные размеры шин сверхнизкого давления обозначаются двумя числами со знаком дефис между ними. Например: 18,00—24; 330—20. Первое число характеризует ширину профиля В, второе—внутренний диаметр шины или посадочный диаметр D обода в дюймах.
В силу многообразия условий эксплуатации пневматические шины с регулируемым давлением в настоящее время выпускают с различными рисунками протектора.
Выбор шин пневмоколесной машины необходимо проводить с учетом ее конструктивных параметров и условий работы. Основой для выбора является наибольшая вертикальная нагрузка на колесо, определяемая расчетом для различных характерных режимов работы. Шины выбирают по наиболее нагруженным колесам, причем рекомендуется, чтобы расчетная нагрузка, по которой выбирается шина, превышала на 10—20% действительную. Такое мероприятие увеличивает срок службы шин. Целесообразно на все колеса тягача устанавливать шины одного размера. В таблицах технических характеристик шин обычно приводятся основные данные, необходимые для расчетов при проектировании машин. Многие из этих данных для предварительных расчетов могут быть определены приближенно. В частности, наружный диаметр шины может быть определен по формуле
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Выбор шин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы