Гидротранспорт является неотъемлемой частью в технологических схемах комплексной гидромеханизации при добыче и переработке нерудных строительных материалов, при гидротехническом, транспортном и мелиоративном строительстве, при намыве территорий под объекты промышленного и гражданского строительства и т. д. Дальнейший рост объемов перевозок трубопроводным транспортом и повышение его эффективности могут дать значительный экономический эффект народному хозяйству.
Основными факторами, влияющими на технический прогресс гидротранспорта в промышленности строительных материалов, являются:
– ухудшение географического расположения сырьевых баз;
– постепенное исчерпание сырьевых запасов месторождений с благоприятными горно-геологическими условиями и удовлетворительным качеством сырья;
– сокращение резервов рабочей силы в зонах строительства предприятий.
В таких условиях обеспечение технического прогресса промышленного гидротранспорта в строительстве требует создания и внедрения новых технических средств:
– гидротранспортного оборудования, позволяющего увеличить глубину разработки и подачи материала из забоев до 35 м и даже более;
– оборудования для разработки и транспортирования валун-но-галечных материалов производительностью 1000—1500— 2000 тыс. м3 по промышленной продукции;
– систем автоматической стабилизации процесса гидротранспортирования по трубопроводам песчано-гравийных смесей;
– загрузочных аппаратов для подачи крупнофракционных материалов и гидросмесей большой абразивности в транспортный трубопровод без прохождения их через насосы;
– автоматического управления и регулирования систем и установок гидротранспорта.
Рассмотрим основные положения технического развития гидротранспорта в строительстве.
Гидротранспорт песчаных и песчано-гравийных материалов из обводненных месторождений к объектам строительного произв‘одства совмещен с процессом их добычи из подводных забоев. В связи со все возрастающими объемами строительства запасы песчано-гравийных материалов в месторождениях неглубокого залегания непрерывно сокращаются. Уже сейчас остро стоит вопрос дефицита таких месторождений и необходимость доставки материалов из забоев с глубины 20—35 м и более.
Применяемое оборудование для добычи и гидротранспорта грунта и песчано-гравийных материалов (земснаряды) может обеспечить осуществление технологического процесса в забоях глубиной 10—15 и. При более глубоких забоях концентрация транспортируемой пульпы резко снижается, порой транспортируется только балластная (в данном случае) вода, что приводит к большим трудовым и энергетическим затратам при низкой отдаче по производительности гидроустановок.
Увеличение глубины разрабатываемых забоев наряду с рациональным использованием запасов месторождений нерудных материалов позволяет сократить разработку земельных угодий, необходимых сельскому хозяйству, и способствует охране окружающей среды.
В последние годы осуществляются различные технические решения по совершенствованию процессов добычи и гидротранспорта нерудных материалов из глубоких забоев обводненных месторождений. Это включение в гидротранспортную систему земснаряда вспомогательной (бустерной) гидротранспортной установки на всасывающей линии, применение погружных грунтовых насосов и другие способы подачи песчано-гравийных материалов.
Над созданием технических средств и разработкой новых способов, обеспечивающих добычу и транспортирование песчано-гравийных материалов земснарядами из глубоких забоев, работает ряд научно-исследовательских, проектных и производственных организаций. Промтрансниипроектом обобщены результаты этих работ и проведены технико-экономические исследования эффективности различных способов.
Исследования вопроса об оптимальной схеме гидротранспортирования погружными установками показывают большие области возможного применения как одноступенчатой схемы с достаточно высоким напором, так и двухступенчатой, в том числе с автономной плавучей перекачной станцией в качестве II ступени, что определяет необходимость в параллельном создании и совершенствовании таких схем.
На предприятиях нерудной промышленности и во многих областях строительства разрабатываются карьеры со значительным содержанием крупных камней, валунов, которые, попадая в трубопроводы и насосы, застревают там; это приводит к значительным простоям земснарядов (до 30% рабочего времени на некоторых карьерах уходит на удаление застрявшего негабарита). Удаляют камни вручную; работы эти трудоемки. Попадание негабарита в рабочее колесо вызывает сильную вибрацию насоса за счет дисбаланса. Имеют место обрушение забоев, обвалы их на всасывающую трубу и, как следствие, кавита‘ционные режимы работы, срывы всасывания и остановки. В итоге кавитация и вибрационные нагрузки приводят к преждевременному износу всей машины, большим затратам на ремонт оборудования и потерям рабочего времени. По указанным причинам участки месторождения с большим содержанием негабарита приходится иногда оставлять неразработанными.
Оборудование земснарядов системами автоматической стабилизации гидротранспортирования позволило бы повысить производительность, облегчить условия труда обслуживающего персонала, уменьшить износ оборудования и содействовать более рациональному использованию природных ресурсов.
Создать такую систему, работающую с достаточной надежностью,— задача сложная. Разработкой и внедрением устройств защиты и систем стабилизации гидротранспортирования песчано-гравийных материалов по трубопроводам занимаются проектно-конструкторские и производственные объединения, выполняющие гидромеханизированные строительные работы, добычу и транспортирование строительных материалов. Пром-трансниипроектом в течение ряда лет были проведены работы по созданию и внедрению устройств для стабилизации работы гидротранспортных установок. По их результатам на основе ряда авторских свидетельств института разработана и создана система для автоматической стабилизации процесса гидротранспортирования грунта при разработке засоренных и сложных забоев земснарядами 350—50Л (система АСТ-600).
Как известно, гидравлическое транспортирование грунта земснарядами получило широкое распространение при инженерной подготовке территорий под гражданское и промышленное строительство на пойменных землях. При проектировании работ по намыву территорий в расчетах производительность принимается по средней дальности транспортирования на намываемой площади. В процессе производства работ на ближних к земснаряду участках намываемой площади дальность транспортирования грунта минимальна, поэтому увеличивается подача гидросмеси и возможны кавитационные режимы и срывы работы. На дальних же участках, когда длина трубопроводов максимальна, земснаряды работают с низкой производительностью, при которой возможны заиление трубопроводов и их аварийная закупорка. В таких условиях внедрение систем автоматического управления приобретает особое значение для повышения эффективности гидротранспортных работ.
Для развития гидротранспорта в строительстве важными факторами являются обеспечение возможности гидротранспорта по трубопроводам крупнофракционных материалов и уменьшение абразивного износа оборудования. В этом отношении внедрение загрузочных аппаратов для транспортирования высокоабразивных смесей, а также крупнофракционных материалов открывает перспективы расширения объемов применения гидротранспорта при производстве строительных работ.
Рассматривая перспективы расширения объемов гидротранспорта в строительстве, следует особо остановиться на вопросе доставки отходов промышленного производства к заводам стройиндустрии.
Как известно, применение трубопроводного транспорта обеспечивает выдачу и доставку материалов от поставщика к потребителю единым, непрерывным технологическим потоком, при котором погрузочно-разгрузочные работы сводятся к минимуму, исключаются перегрузки и создаются благоприятные условия с точки зрения охраны окружающей среды. Все это относится в первую очередь к выдаче и доставке утилизируемых отходов производства, а именно золы, шлака и золо-шлаковых смесей к предприятиям для частичной замены в растворах и бетонах цемента, извести, песка и т. п.
На тепловых электростанциях внешний отбор отходов (золы и шлака) производится обычно по трубопроводам гидравлическим способом в виде золовой или золошлаковой гидросмеси. Доставляются же эти материалы на предприятия-потребители автомобильным или железнодорожным транспортом, хотя в целом ряде производств строительных материалов золошлаковая смесь идет в технологический процесс в виде шламов-растворов с водой, что создает благоприятные возможности применения трубопроводного гидротранспорта и создания единой транспортной схемы от поставщика до потребителя с единым технологическим процессом.
Являясь отходами тепловых электростанций и доменного производства, золошлаковые материалы и гранулированные шлаки в то же время представляют собой ценное сырье для цементной промышленности, для производства железобетонных изделий и многих видов строительных материалов. Так, в 1985 г. цементной промышленностью использовано в качестве добавок при производстве цемента свыше 35 млн. т отходов других отраслей промышленности, главным образом золы и шлаков ТЭС.
Строительством утилизируется ежегодно свыше 40 млн. т гранулированных доменных шлаков.
Наиболее благоприятные условия применения гидротранспорта имеются при новом строительстве предприятий. Технико-экономические расчеты показали, что транспортирование золо-шлаковых смесей по трубопроводам экономичней автомобильного.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Задачи технического прогресса гидротранспорта в промышленности строительных материалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы