Другим слабым местом механизма поворота стрелы является большой вертикальный вал, который ломается обычно в верхней части, около шестерни, ведущей цевочное колесо. Место поломки можно определить следующим образом. Если вал сломался в нижней своей части, то при вращении нижней большой цилиндрической шестерни он остается в покое; если поломка произошла в верхней части вала, то вал вращается, а верхняя шестерня «звездочка» стоит на месте.
Причиной поломки вертикального вала, так же как и червячного, является резкое включение и выключение механизма поворота, особенно изменение направления движения стрелы раньше ее остановки. Возможность поломки увеличивается, если при этом к стреле подвешен груз. Усилия, действующие на механизм поворота, возрастают также при большом уклоне подкранового пути. Причиной поломки может явиться и перекос вала, возникающий при ослаблении болтов крепления его верхнего подшипника к плите (у кранов типа СБК-1). Отсюда вытекает необходимость в проверке затяжки этих болтов при каждом осмотре механизма поворота.
Иногда происходит срезание болтов, которыми крепятся полки, предназначенные для опирания плиты. При ослаблении болтов полка сдвигается с места, отверстия в ней разрабатываются и приобретают овальную форму, а болты срезаются. При этом вертикальный вал, увлекаемый «звездочкой» по цевочному колесу, ломается или гнется от перекоса, а шестерня-звездочка заклинивается в цевочном колесе и изгибает цевки.
В кранах прежних выпусков верхний подшипник вертикального вала крепился к плите болтами диаметром 14 и 16 мм, а от боковых перемещений удерживался стопорными болтами, устанавливаемыми в приливах плиты подшипника. Этот узел оказался очень ненадежным в работе, и эксплуатационники стали заменять стопорные болты Г-образными прокладками. Если прилив оказывался сбитым, то с двух сторон подшипника устанавливали хомуты, притягивающие его вместе с плитой к конструкции головки.
У кранов последних выпусков подшипник крепится болтами диаметром 18 и даже 20 мм, но стопорные болты не предусмотрены, хотя боковые приливы и имеются. В этих случаях для предупреждения боковых перемещений подшипника также рекомендуется применять Г-образные прокладки. Ремонтная бригада всегда должна иметь запасные вертикальные валы в сборе, т. е. с двумя насаженными на шпонки шестернями.
Вал заменяют следующим образом. Отвертывают два болта раскоса головки, расположенные около открытых цилиндрических шестерен механизма поворота, и один болт крепления раскоса снизу; второй болт только ослабляют, и раскос опускают вниз с тем, чтобы он не мешал снять большую цилиндрическую шестерню. Далее отвертывают два болта ограждения большой шестерни 11 снимают его (на рисунке ограждение не показано), при этом вертикальный вал опускается и упирается утолщенной частью в нижний подшипник.
С нижней шейки вертикального вала снимают большую цилиндрическую шестерню и, чтобы предупредить возможность ее падения, привязывают в двух-трех местах к головке крана проволокой. Для снятия шестерни отвертывают гайку ее крепления к валу, вынимают шплинт (если он имеется), снимают шайбу и сбивают шестерню. Если за-за коррозии шестерня не снимается, приходится газовой горелкой перерезать шейку вала. После этого отвертывают болты крепления плиты верхнего подшипника и плиту укладывают на площадку, предварительно приняв меры против ее падения. Далее вынимают шестерню-ввездочку, освобожденную от зацепления с цевочным колесом; не разбирая нижний подшипник, вынимают старый вал и опускают его вниз. Новый вал с подогнанными шестернями поднимают на верхнюю площадку механизма поворота или на противовес. Шестерню-звездочку заводят снизу между цевочным колесом и швеллерами, предназначенными для крепления плиты подшипника; новый вал (без шестерен) вставляют сверху между цевочным колесом и диафрагмой головки в месте наибольшего зазора между ними, пропуская его в нижний подшипник, и надевают верхний подшипник. Шестерню-звездочку устанавливают над валом; последний поднимают и вдевают в нее, затем накладывают шайбу и укрепляют ее гайкой, которую шплинтуют; подшипник привертывают к плите. Чтобы-не держать подшипник неукрепленным, в нижние отверстия его плиты вставляют оправки (или частично болты крепления). Перед установкой на место большую цилиндрическую шестерню следует привязать к металлической конструкции головки крана. После этого в гнездо нижней шейки вертикального вала закладывают шпонку, а чтобы она не упала, вал в этом месте обвязывают проволокой. При установке на шпонку шестерни ее надвигают на вал, а проволоку снимают. Далее на вал (снизу) надевают шайбу, закрепляют ее корончатой гайкой и шплинтуют. Ограждение шестерни привертывают болтами; раскос устанавливают на место, вставляют три вынутых при ремонте болта и все болты крепления затягивают.
Рис. 1. Г-образная прокладка для крепления верхнего подшипника вертикального вала кранов типа СБК-1
При установке нового вала надо проверять состояние втулок подшипников и в случае большого износа заменять их. Если вертикальный вал не проходит в зазор между цевочным колесом и диафрагмой головки, установку его приходится осуществлять снизу, для чего нужно разобрать нижний подшипник. После разборки этого подшипника вал в наклонном положении заводят нижнее гнездо площадки, нижний подшипник закрепляют и узел собирают в указанном выше порядке.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Замена большого вертикального вала механизма поворота стрелы кранов типа СБК-1"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы