По техническим условиям предельный износ (по толщине) зубьев шестерен механизма передвижения крана не должен превышать 10%. Обычно наиболее сильно изнашивается малая коническая шестерня. Часто во время работы выходит из гнезда и срабатывается шпонка крепления этой шестерни к горизонтальному валу и разрабатывается шпоночная канавка. Чтобы, не вскрывая редукторов, проверить исправность крепления малой конической шестерни, надо рельсы подкранового пути смазать автолом или солидолом. Когда кран наедет на смазанное место ведущими колесами, он начнет буксовать, причем, если исправны обе конические передачи, буксовать будут оба колеса, а если у одной шестерни нет шпонки, то одно из колес останется неподвижным, а горизонтальный вал будет свободно вращаться в малой конической шестерне. Если горизонтальный вал не вращается, значит нарушено сцепление в глухой муфте этого вала.
Рис. 1. Кинематическая схема механизма передвижения
1 — электродвигатель; 2 — эластичная муфта с тормозом; 3 — малая цилиндрическая шестерня центрального редуктора; 4 — большая цилиндрическая шестерня центрального редуктора; 5, 6 и 7—горизонтальные валы и соединяющая их глухая муфта; 8 — малые конические шестерни; 9 — большие конические шестерни; 10 — малые цилиндрические шестерни с фланцами для крепления больших конических шестерен; 11 — промежуточная шестерня; 12 — зубчатый венец ходового колеса; 13 — ходовое колесо
Шестерни цилиндроконической передачи со стороны длинной части горизонтального вала могут не вращаться, если соединительная муфта сошла со шпонки или разработались шпонка и ее канавка. В случае разработки шпоночной канавки .на длинном конце вала разбирают только одну цилиндроконическую передачу; а при разработке шпоночной канавки на короткой части горизонтального вала разбирают не только цилиндроконическую передачу, но и центральный цилиндрический редуктор.
Если горизонтальный вал изготовлен из трех частей, соединенных глухими муфтами с обеих сторон центрального редуктора, ремонт упрощается.
Для устранения неисправности крепления шпонки малой конической шестерни снимают верхнюю крышку редуктора и вынимают спаренную шестерню. Удостоверившись, что шпоночная канавка не разработана, вставляют новую шпонку; в противном случае канавку оправляют крейцмейселем и зачищают напильником, после чего вставляют новую шпонку. Уширение шпоночной канавки допускается на 10—15% против первоначального размера. Если канавка настолько разработалась, что ее нельзя исправить, то замене подлежит горизонтальный вал; одновременно при значительном износе можно заменить и малую коническую шестерню.
Спаренную шестерню при износе обеих ее частей заменяют целиком; при необходимости смены одной части спаренной шестерни отвертывают болты крепления фланца и заменяют только изношенную часть.
Необходимо проверять состояние бронзовых втулок спаренной шестерни и в случае большого износа заменять их запасными. При значительной разработке втулок начинается истирание оси и гнезд, в которые втулки запрессованы, что может привести к необходимости выбраковки оси, а также шестерен При небольшом износе можно увеличить размер втулок. Зазор между втулкой и осью не должен превышать 0,2—0,3 мм. Если размер шейки вала уменьшился на 10%, то вал следует заменить новым (кроме вала грузовой лебедки). Редко наблюдается срезание болтов крепления конического венца спаренной шестерни к фланцу. Если изношена промежуточная («паразитная») шестерня или требуется заменить ее втулку, надо ослабить стопоры крепления оси этой шестерни в корпусе редуктора и освободить упорное кольцо, которое предотвращает перемещение шестерни вдоль вала. После этого ось выбивают с тем, чтобы вынуть промежуточную шестерню. Лучше выбивать шестерню со стороны, обратной упорному кольцу.
На износ механизма передвижения крана влияет не только недостаточная смазка его, но также попадание в редуктор песка, грязи и мелких камней, которые могут быть захвачены венцом ходового колеса, если подкрановые пути не содержатся в надлежащем порядке. Особенно опасно попадание в редуктор камня; расклинивая шестерни, он вызывает обычно разрыв крышки редуктора около оси промежуточной шестерни.
Центральный цилиндрический редуктор приходится разбирать и в случае износа шпонки крепления большой шестерни этого редуктора на горизонтальном валу.
Рис. 2. Центральный редуктор механизма передвижения
1 — нижняя часть корпуса редуктора; 2 — верхняя часть корпуса редуктора; 3—фланец с сальником; 4 — верхняя крышка редуктора; 5 — большая цилиндрическая шестерня; б — малая цилиндрическая шестерня; 7 — шпонка большой шестерни; 8 — втулки; 9 — фланцы и сальники; 10 — боковая крышка; 11 — горизонтальный вал; 12 — ведущий вал
При износе зубьев малой цилиндрической шестерни или поломке ее вала (обычно вблизи шестерни) ограничиваются тем, что снимают верхнюю крышку редуктора, для чего сначала отвертывают боковую крышку и фланец, а затем четыре болта крепления верхней крышки.
При ремонте крана СБК-1М все указанные работы производятся аналогично описанному, но в связи с тем, что на этом кране установлены короткие горизонтальные валы и нет глухих соединительных муфт, работы выпол-няюся быстрее.
Промежуточные шестерни между ведущими колесами и венцы этих колес у кранов СБК-1М и БКСМ-3-5-10 можно заменять и ремонтировать, только выкатив ходовую тележку. У крана БКСМ-3-5-10 очень часто ломается ведущий вал закрытого цилиндрического двухступенчатого редуктора. Для смены этого вала надо отвернуть боковые фланцы и болты крепления крышки, снять ее и разобрать эластичную муфту; затем надо снять шкив муфты и фланцы с подшипниками и поставить новый вал в собранном виде.
Замена шарикоподшипников производится так же, как и замена шестерни с валом.
Для замены открытой ведущей шестерни механизма передвижения крана БКСМ-3-5-10 также необходимо снять крышку закрытого цилиндрического редуктора и фланцы вала шестерни. После этого шестерню вместе с валом и фланцами вынимают вверх. Чтобы снять шестерню, надо отвернуть две шпильки, которыми ее упорная шайба крепится к валу.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Замена шестерен механизма передвижения кранов типа СБК-1"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы