Основные требования к жидкостям для гидравлических и тормозных систем, являющихся рабочим телом различных механизмов и устройств ПТМ (механизмов вылета кранов, электрогидравлических толкателей, тормозных устройств и т. п.), вытекают из конструктивных и эксплуатационных особенностей их использования.
Эти жидкости должны обладать высокими смазывающими и антикоррозионными свойствами, обеспечивающими долговечность пар трения рабочих органов и распределительных устройств, незначительной сжимаемостью, определяющей скорость быстродействия системы и зависящей от количества смешанного с жидкостью и нерастворенного в ней воздуха; стабильностью, обеспечивающей постоянство свойств жидкости при эксплуатации, а следовательно, и достаточно большую продолжительность использования без замены; иметь высокий индекс вязкости и низкую температуру застывания, характеризующие способность прокачивания жидкостей через трубопроводы в условиях значительного перепада температур, но не должны образовывать пены при резких перепадах сечений трубопроводов.
Перегрузочные машины используют в различных климатических зонах, имеющих в течение года перепады температур от +35 до —35 °С в средней полосе, до —55 °С в северных и до +50 °С в южных районах страны. Поэтому с учетом дополнительного нагревания жидкости в процессе работы диапазон изменения ее температуры может достигать 150—160°С, а кинематическая вязкость колебаться от 1—2 до (5—10)103 мм2/с.
С другой стороны, для обеспечения герметизации зазоров вязкость не должна быть меньше 3—4 мм2/с, а для нормальной про-качиваемости — более 1500 мм2/с. При вязкости более 5000мм2/с (при низких температурах) затрудняется запуск гидросистемы.
Для обеспечения нормальной работы ПТМ жидкости для гидросистем следует подбирать в зависимости от условий эксплуатации.
При положительных температурах окружающего воздуха и давлениях в системе до 7 МПа следует применять минеральные масла с диапазоном вязкости vso = 20—40 мм2/с, при давлениях 7—20 МПа — V50 — (60—100) мм2/с, так как более вязкие жидкости обеспечивают лучшую герметичность системы. Это глубоко-очищенные легированные индустриальные масла марок ИГП-18; -38; -72; -91 и -114 с повышенными эксплуатационными свойствами: термоокислительной стабильностью, несклонностью к пенооб-разованию, влагостойкостью, а также масла марок ИГСП-18 и -38, отличающиеся от масел серии ИГП наличием противозадирной присадки.
Для гидросистем, эксплуатирующихся в широком диапазоне температур, целесообразно использовать сезонные жидкости. Однако в связи с трудоемкостью их замены часто используют всесе-зонные жидкости.
При отрицательных температурах до —20°С применяют веретенное масло АУ, АУП, до — (40—50) °С — масла АГМ, ГМ-50И; 132-10 и приборное марки МВП, в диапазоне ±60 °С .— масло АМГ-10.
Хорошей морозостойкостью обладает также трансформаторное масло, но оно агрессивно к резиновым уплотнениям.
Пары трения гидравлических систем изготовляют с высокой точностью и шероховатостью поверхности по наивысшим классам. Поэтому особые требования предъявляются к наличию в жидкостях механических загрязнений. Степень загрязненности опенивают классом чистоты жидкости. Для гидросистем ПТМ применяют жидкости классов 13—17, в соответствии с которыми массовое содержание посторонних частиц не должно превышать 0,063% массы жидкости, а их количество в 100 см3 жидкости (с размерами частиц 100—200 мкм) должно лежать в пределах 200—3150.
Особенность гидротормозных систем — в наличии уплотнений рабочих цилиндров в виде резиновых манжет или колец. При агрессивном воздействии гидротормозной жидкости они постепенно набухают, теряют эластичность и прочность. Поэтому тип жидкости должен соответствовать материалу уплотнений.
Важным эксплуатационным свойством гидротормозных жидкостей является их температура кипения. При невысоком ее значении частое использование тормоза, вызывающее интенсивное нагревание деталей тормозной системы, приводит к обильному газовыделению и образованию паровых пробок. Сжимаемость жидкости увеличивается, что ведет к уменьшению скорости срабаты-вания и отказу тормозов.
В настоящее время выпускают 2 принципиально различных типа гидротормозных жидкостей.
Жидкости на гликолевой основе «Нева» (желтого цвета) W ГТЖ-22М (зеленого цвета) наиболее отвечают современным требованиям: температура кипения 190°С, температура застывания ниже минус 40 °С, вязкость vioo = (1,8—2) мм2/с. Недостаток этих жидкостей — их гигроскопичность. При негерметичных системах в течение первого года эксплуатации они поглощают из воздуха водяные пары до 2% соответственного объема, в течение второго — 3,5 и третьего — до 4,5%- Температура кипения таких увлажненных составов снижается до 145 °С.
Тормозные жидкости разных марок во избежание их расслоения на фракции нельзя смешивать между собой. При необходимости заполнения тормозной системы жидкостью другой марки систему следует предварительно продуть, а затем промыть свежими порциями аналогичной жидкости. При работе с гидротормозными жидкостями необходимо соблюдать меры предосторожности, так как они ядовиты. Для автопогрузчиков и грузового транспорта допускается применять любую из названных выше жидкостей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Жидкости для гидравлических и тормозных систем подъемно-транспортных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы