Важной особенностью жидкостей для гидравлических тормозных приводов является то, что от их эксплуатационных качеств зависят не только долговечность и надежность работы деталей привода, но и безотказность работы тормозного механизма, т. е. безопасность движения автомобиля.
Жидкость для гидравлического тормозного привода служит в качестве рабочей среды для передачи усилия от тормозной педали до тормозных колодок. При этом должны быть минимальные потери энергии на трение в приводе как на преодоление трения при передвижении жидкости в системе привода, так и на преодоление трения и подвижных его соединениях.
Безотказная работа тормозного механизма возможна при условии, что жидкость не будет терять текучесть при любых климатических условиях эксплуатации автомобиля и не будет нарушаться ее свойство несжимаемости, обеспечивающее плавную и полную передачу усилия.
Долговечность работы тормозного привода, затраты на его эксплуатацию зависят от химического воздействия на детали привода тормозной жидкости, а также от ее смазочных свойств. Смазочные свойства тормозных жидкостей изменяются в зависимости от температуры.
Исходя из назначения и условий работы, жидкость для гидравлических тормозных приводов должна отвечать следующим эксплуатационно-техническим требованиям:
— не должна вызывать коррозии металлических деталей, а также набухания, разъедания, высыхания резиновых манжет, клапанов и шлангов гидравлического привода;
— обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами, обеспечивая высокую подвижность (прокачиваемость) в холодное зимнее время и отсутствие подтеканий в жаркое летнее время при колебаниях температур от минус 50—60 °С (зимой в северных районах) до плюс 100—110 °С (летом на южных горных дорогах);
— иметь температуру кипения выше максимальной температуры нагрева жидкости в тормозном приводе (примерно 120—130 °С), чтобы не допускать образования «паровых пробок» в гидравлической системе и потерь жидкости вследствие испарения;
— обладать хорошими смазывающими свойствами для обеспечения минимальных трущихся деталей привода и минимальных потерь энергии на преодоление трения;
— быть стабильной, т. е. не расслаиваться, не выделять каких-либо осадков, не вспениваться и длительно при работе и хранении сохранять неизменными свои физико-химические свойства.
Выпускается несколько разновидностей тормозных жидкостей, которые по характеру основы можно подразделить на касторовые, гликолевые и нефтяные.
Касторовые жидкости (БСК) представляют собой смесь, состоящую из рафинированного касторового масла и бутилового спирта.
При отрицательных температурах заметно возрастает вязкость, возможно выпадение кристаллов касторового масла, начиная с минус 15—17 °С, нарушающих работу гидропривода, и при температуре минус 30—40 °С может наступить застывание жидкости.
При повышенных температурах происходит испарение спирта, из-за чего увеличивается вязкость и повышается температура замерзания жидкости.
Касторовую гидротормозную жидкость рекомендуется использовать всесезонно для автомобилей, эксплуатируемых в средней полосе СССР при температуре до минус 15 °С. Срок ее хранения не более одного года.
Нефтяная тормозная жидкость ГТН представляет собой деароматизированные углеводороды типа керосина, загущенные полиизобутиленом. Содержит антиокислительную присадку. Она окрашена в красный цвет. Эта жидкость наиболее полно удовлетворяет перечисленным выше эксплуатационно-техническим требованиям.
Однако очень важной особенностью жидкости ГТН является то, что ее можно применять только на тех автомобилях, у которых резиновые детали тормозного привода (шланги, манжеты и др.) изготовлены из специальной бензомаслостойкон резины марки 4126-1. Заливать же жидкость ГТН в гидравлическую тормозную систему до замены резиновых деталей, изготовленных из обычных резин, ни в коем случае нельзя во избежание потери работоспособности тормозной системы вследствие быстрого набухания и разрушения этих деталей.
Гликолевая тормозная жидкость ГТЖ-22М состоит из смеси гликолей, воды и антикоррозионной присадки, обладает хорошими низкотемпературными, вязкостно-температурными свойствами и относительно высокой температурой кипения, поэтому ее можно применять в суровых зимних (до 50 °С) и жарких летних условиях. Температура потери подвижности жидкости ГТЖ-22М минус 60 °С и температура начала перегонки выше 100 °С. Цвет жидкости зеленый, прозрачный.
Для автомобилей ВАЗ выпускается гликолевая жидкость «Нева», представляющая собой сложную смесь гликолей с присадками. Цвет жидкости желтый, прозрачный. Ее можно использовать при температуре окружающего воздуха от плюс 50 до минус 50 °С. Эту жидкость можно применять для других автомобилей, кроме ГАЗ-24 и ЗАЗ, резина манжет которых подвергается ускоренному разрушению.
Гликолевые тормозные жидкости ядовиты и при обращении с ними нужно соблюдать такие же меры предосторожности, как и при работе с низкозамерзающей жидкостью. Очень важно помнить о том, что нельзя смешивать между собой различные тормозные жидкости, так как они полностью теряют свои качества и становятся непригодными. Чтобы проверить, являются ли две данные тормозные жидкости однородными, их смешивают в пробирке. После отстоя спирто-касторовая и этиленгликолевая жидкости расслаиваются, образуя два слоя.
Касторовые жидкости при добавлении воды расслаиваются, а этиленгликолевые смешиваются с водой в любой пропорции.
Нефтяная тормозная жидкость имеет запах, свойственный нефтепродуктам.
Спирто-касторовые жидкости обладают запахом касторового масла и бутилового спирта.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Жидкости для гидравлических тормозных приводов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы