Козловые краны. Техническое обслуживание козловых кранов производится по месту их установки, т. е. на открытых площадках грузовых дворов станций. При ежесменном обслуживании выполняются следующие работы: наружный осмотр металлоконструкции крана, ходовых тележек, тельфера (грузовой тележки), токоподводящих и токоприемных устройств; уборка, кабины, очистка от пыли и грязи ходовых тележек и тельфера (грузовой тележки); проверка состояния грузового каната и стропов; контроль состояния электрооборудования (магнитные пускатели, контроллеры, контакторы, защитная и осветительная аппаратура); опробование на холостом ходу и под нагрузкой основных механизмов крана и тормозов; устранение течи смазочного материала из редукторов и ликвидация обнаруженных недостатков; выполнение регулировочных работ (при необходимости); осмотр подкрановых путей.
Техническое обслуживание №1 козловых кранов включает проведение следующих операций: ежесменное обслуживание; проверку крепления болтовых соединений редукторов, крышек подшипников, электродвигателей, тормозных электромагнитов, муфт, траверс; контроль наличия смазочного материала в узлах и агрегатах (при необходимости смазывание узлов и агрегатов); проверку состояния грузоподъемного механизма, мест крепления фермы к металлоконструкции опор, шаровой опоры (на кранах с тельферами); контроль за состоянием грузового каната (правильность укладки на барабан, надежность крепления, степень износа и повреждения, наличие смазки); проверку состояния токо- съемного и токоподводящего устройства и изоляции электропроводки; регулировку тормозов подъема груза и остальных механизмов; проверку состояния ограничителей подъема груза, направляющих блоков и обоймы крюка крана в сборе; проверку работоспособности контроллера, магнитных пускателей, концевых упоров, зачистку или смену контакторов, смазку шарниров и подшипников; осмотр наличия и исправности ограждений, защитных приспособлений и мостиков для работы стропальщиков.
При техническом обслуживании №2 козловых кранов выполняют работы, предусмотренные ТО-1, и дополнительно проверяют состояние эластичных, зубчатых и кулачковых муфт, их пальцев и втулок, червячных и зубчатых передач, подшипников, болтовых и шпоночных соединений; заменяют обкладки (при необходимости) тормозов, заменяют набивку сальников; контролируют крепление щеткодержателей и траверс, устраняют перекосы; проверяют зазоры якоря электромагнита и доводят их до нормы, проверяют крепление- корпусов, ярма и катушек, устраняют перекосы и заедания; проверяют электрическую и механическую защиту электрооборудования, токосъемники, наружную изоляцию, особенно на местах подводки к аппаратуре и токосъемникам.
Рис. 43. Схема смазки тельфера козлового крана грузоподъемностью 5 т
Смазочные операции механизмов и узлов козловых кранов выполняют в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. На рис. 43 показаны места смазки тельфера крана грузоподъемностью 5 т, а на рис. 44 — схема смазки грузовой тележки крана КК-5. Данные о количестве мест смазки, наименовании узлов и видах смазочных материалов этих механизмов приведены в табл. 10.
Смазка электрооборудования козловых кранов, как правило, производится либо при текущих ремонтах (подшипники электродвигателей), либо при ТО-2 (подшипники контроллера, шарниры магнитных пускателей и контакторы). Наиболее часто следует смазывать только ролик подвески кабеля питания тельфера, а также оси роликов и шарниров рычагов токосъемника. Узлы трения электрооборудования смазывают универсальной среднеплавкой смазкой (солидол жировой). Помимо этого смазочного материала, разрешается использовать смазку 1-13 жировую для подшипников электродвигателей.
При выполнении монтажно- демонтажных операций у козловых самомонтирующихся кранов смазывают шарниры крепления стоек-ног с металлоконструкцией фермы. Одновременно регулируют и смазывают механизм и муфты включения самомонтажа крана. Для предотвращения коррозии монтажный канат в процессе нормальной работы крана снимают для хранения или периодически проверяют на кране и по мере необходимости добавляют смазочный материал.
Содержание подкрановых путей в исправном состоянии производится в соответствии с Инструкцией по содержанию и ремонту подкрановых путей козловых кранов грузоподъемностью до 50 т. Для подкрановых путей, как правило, используются бывшие в употреблении, но годные для эксплуатации рельсы типов Р50 и Р43 с шириной головки не более 70 мм. В основном длина рельсов должна быть 25 м, однако допускается укладывать рельсы длиной не менее 12,5 м.
Рельсы подкрановых путей в плане и профиле сооружают по прямой, верх головок обеих рельсовых нитей располагают в одном уровне. Допустимое отклонение в уровне расположения головок рельсовых нитей не должно превышать +10 мм. Допустимое отклонение от установленной ширины колеи в пределах +5 мм. Полушпалы подкрановых путей должны быть плотно подбиты, элементы рельсовых креплений исправны, гайки стыковых и клеммных болтов затянуты, шурупы и костыли должны плотно прилегать к подкладкам и рельсам.
Ширину колеи и правильность положения рельсовых нитей в плане и профиле необходимо проверять не реже одного раза в квартал, обязательно весной, после освобождения пути от снега и осенью. Осматривать элементы верхнего строения пути следует не реже одного раза в месяц. Результаты осмотров и проверок должны заноситься в книгу осмотров и проверок подкранового пути.
Рис. 44. Схема смазки грузовой тележки козлового крана КК-5
При обслуживании заземления козлового крана 2 раза в год (летом — при наибольшем просыхании почвы и зимой — при наибольшем ее промерзании) необходимо измерять сопротивление заземляющих устройств, которое не должно превышать 4 Ом. Заземляющее устройство козловых кранов присоединяют к подкрановому пути. Рельсы подкранового пути следует соединять металлической перемычкой на сварке.Осматривать надземную часть заземляющего устройства следует одновременно с электрооборудованием, для которого оно предназначено. Постоянное заземляющее устройство, находящееся в эксплуатации, должно иметь паспорт, содержащий схему зазем- 94 ления, основные технические и расчетные величины и данные о результатах осмотров и испытаний.
Таблица 10
Стреловые краны. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на грузовых станциях применяются стреловые краны на автомобильном и железнодорожном ходу. Грузоподъемность этих кранов, используемых на указанных работах, не превышает 16 т.
При проведении технического обслуживания автомобильных кранов основное внимание уделяется обслуживанию двигателя кранового привода.
Ежесменное техническое обслуживание кранового оборудования автомобильных кранов включает осмотр коробки отбора мощности с проверкой работы фиксаторов и мест крепления и шплинтовки рычагов управления. Проверке также подлежат места крепления тяг и рычагов управления промежуточного редуктора. В редукторе вращения крана обращают внимание на надежность работы ленточного тормоза. Если происходит пробуксовка, то ее устраняют равномерным подтягиванием обеих пружин тормоза. Кроме того, необходимо проверять работоспособность ленточного тормоза стреловой и грейферной лебедок. В грузовой лебедке следует убедиться в исправности фрикциона, надежности закрепления каната на барабане и крепления на шплинтах рычагов управления.
При обслуживании стрелы осматривают места ее крепления и проверяют работу ограничителя подъема стрелы. При необходимости регулируют момент срабатывания ограничителя. Тщательно проверяют состояние стальных канатов и работоспособность стабилизаторов. Затем очищают от пыли и грязи кабины, оборудование, устраняют подтеки топлива, смазочных материалов, тормозной жидкости.
Кроме работ ежесменного обслуживания кранового оборудования, при техническом обслуживании №1 следует выполнить следующие операции: проверить плотность крышек подшипников коробки отбора мощности; замерить уровень масла в картере и при необходимости долить; осмотреть зубчатую каретку и уплотнения, а в случае обнаружения выкрашивания металла, вмятин и трещин детали заменить; замерить уровень масла в промежуточном редукторе и при необходимости долить масло, подтянуть болты крепления“крышек подшипников; проверить состояние реверсивного механизма и крепление его, а также крепление крышек подшипников; замерить уровень масла в картере реверсивного механизма и при необходимости долить; осмотреть двустороннюю кулачковую муфту и заменить изношенные детали; проверить состояние и надежность работы механизма распределения (замерить уровень масла и при необходимости долить), редуктора вращения крана, стреловой и грейферной лебедок, а также проверить крепление стяжек и фрикциона грузовой лебедки; замерить уровень масла в корпусе редуктора грузовой лебедки и при необходимости долить; отрегулировать зазор между кольцами наружной и внутренней обойм поворотного устройства; проверить надежность крепления призонных болтов неподвижной шестерни, состояние шариков и дорожки катания и при обнаружении заусенцев зачистить поверхность дорожки катания; проверить состояние блоков и крюковой обоймы, металлоконструкции стрелы.
По результатам осмотра узлов кранового оборудования устранить отмеченные недостатки, смазочные операции выполнить согласно рекомендациям завода-изготовителя.
При техническом обслуживании №2 осуществляют мероприятия, предусмотренные ТО-1, и дополнительно заменяют масло с промывкой картеров коробки отбора мощности, промежуточного редуктора, редукторов вращения крана, стреловой и грузовой лебедок; проверяют уплотнения и устраняют течи масла из редукторов и других узлов; контролируют состояние и надежность болтовых креплений поворотного устройства; при необходимости их подтягивают; осматривают разъемные фланцы стрелы; в случае ослабления болтовых креплений их подтягивают; проверяют зацепления шестерен реверсивного механизма, регулируют и доливают масло; регулируют зацепление механизма распределения изменением толщины прокладок; заменяют масло в картере с предварительной его промывкой; контролируют состояние тормозов крана и определяют износ обкладок, зазоры и при необходимости заменяют обкладки или регулируют зазор; проверяют состояние тормозных барабанов колес, действие тормозов при давлении воздуха в системе привода не менее 0,59 МПа; смазывают механизмы крана в соответствии с картой; опробовают механизмы автокрана вхолостую и под нагрузкой.
Рис. 45. Схема смазки автомобильного крана грузоподъемностью 6,3 т
Схема смазки автомобильного крана показана на рис. 45, а в табл. 11 приведены данные об основных узлах смазки и видах применяемых смазочных материалов.
Из стреловых кранов на железнодорожном ходу при погрузочно-разгрузочных работах наибольшее распространение получили краны с дизель-электрическим приводом. Они имеют многомоторный привод на переменном трехфазном токе. Техническое обслуживание этих кранов на станциях производится в соответствии с руководствами по устройству и эксплуатации, в которых изложены описания конструкции механизмов и узлов, представлены рекомендации по управлению, обслуживанию и ремонту, приведены сведения по регулированию тормозов и др.
Таблица 11
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Краны в погрузочных работах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы