Строительные машины и оборудование, справочник





Лебедка


Категория:
   1Отечественные автомобили


Лебедка

Многие грузовые автомобили повышенной проходимости имеют лебедки, необходимые для подтягивания груза при заторможенном автомобиле, вытягивания застрявших автомобилей, а также для самовытаскивания.

Устройство лебедки с червячным редуктором показано на рис. 1. Редуктор лебедки состоит из червячного колеса, установленного на валу барабана лебедки, и червяка, вращающегося в конических роликовых подшипниках, закрытых крышками. Между крышками и подшипниками установлены регулировочные прокладки. При помощи фланца вал червяка соединяется с карданным валом привода лебедки. На противоположном конце вала червяка расположен барабан автоматического тормоза, закрытый крышкой, в которой крепится один конец тормозной ленты. Другой конец ленты находится под действием пружины, стремящейся прижать ленту к барабану.

При наматывании троса, когда барабан вращается против часовой стрелки, т. е. в направлении, противоположном действию пружины, натяжение ленты ослабляется и она не препятствует вращению барабана. При разматывании троса с нормальным числом оборотов тормозящее действие ленты также невелико. В случае срезания предохранительного пальца, когда барабан начнет вращаться по часовой стрелке с повышенным числом оборотов, сила трения между лентой и барабаном резко возрастает и вызывает интенсивное торможение.



Лебедка устанавливается на удлинителях продольных балок передней части рамы и приводится в действие от коробки отбора мощности, устанавливаемой сбоку коробки передач автомобиля. Коробка отбора мощности имеет две передачи на сматывание троса и одну передачу — на разматывание. Привод от коробки отбора мощности к лебедке осуществляется карданными валами.

Рис. 1. Лебедка с червячным редуктором: 1 — крышка тормоза, 2 — лента тормоза, 3 — сальник, 4 — картер редуктора, 5 — крышка картера, б — крышка смотрового люка, 7 — червячное колесо (шестерня), 8 — подшипник вала, 9 — упорная шайба, 10, 22 — регулировочные прокладки, 11 — вал барабана, 12 — контрольная пробка, 13 — палец, 14 — фланец, 15 — регулировочная гайка, 16 — пружина, 17, 21 — крышки подшипников, 18, 20 — подшипники, 19 — червяк, 23 — барабан тормоза, 24 — уплотнитель

В передней вилке карданного вала установлен предохранительный палец, срезаемый в случае, если передаваемое усилие превысит допускаемую величину. Благодаря этому детали лебедки предохраняются от поломки. Барабан лебедки свободно установлен на валу и соединяется с ним при помощи муфты с торцовыми кулачками. Вал барабана установлен на трех подшипниках, два из которых расположены в корпусе редуктора, а один подшипник — в траверсе. Корпус редуктора и траверса крепятся к дополнительным поперечинам рамы. Муфта включения барабана перемещается вилкой, снабженной тормозной колодкой. Когда муфта выключена, тормозная колодка прижимается пружиной к торцу барабана и притормаживает его.

Для подъема и подтягивания грузов, эвакуации застрявших машин и преодоления тяжелых дорожных участков на грузовых автомобилях повышенной проходимости устанавливают лебедку. Лебедкой называют барабан для наматывания троса. Ее можно располагать как впереди автомобиля, так и между кабиной и платформой, под платформой в средней или в задней части рамы. Кроме барабана, в механизм лебедки входят коробка отбора мощности, карданная передача, картер и тормоз.

С правой стороны на картере коробки передач автомобиля ГАЗ-66 на шпильках установлена коробка отбора мощности, имеющая две передачи для наматывания и разматывания троса лебедки. Отбор мощности выполнен от шестерни третьей передачи промежуточного вала коробки передач, с которой в постоянном зацеплении находится шестерня. Она вращается в двух роликоподшипниках на оси, передний конец которой закреплен в картере штифтом. Между торцами ведущей шестерни и торцами бобышек картера установлены воспринимающие осевые усилия бронзовые шайбы. Эти усилия возникают в результате работы пары косозубых шестерен и промежуточного вала. Второй зубчатый венец промежуточного вала прямозубый.

Рис. 2. Агрегаты опрокидывающего устройства автомобиля-самосвала MA3-503: а — пневматический распределительный кран с редуктором привода; б — перепускной клапан; В, Г, Д, Е и И — отверстия; 1 — крышка; 2 — тарельчатая пружина; 3 и 19 — золотники; 4 — шток; 5 — валик; 6 — зубчатый сектор; 7 — ведомая шестерня; в — фиксатор; 9 — корпус крана; 10 — диск фиксатора; 11 — шпонка; /2 — пневматическая камера; 13 — диафрагма; 14 — шариковый клапан; 15 — опора шарика; 16 и 17 — пружины; J8 — седло-манжета; 20 — регулировочная пробка; 21 — корпус; 22 — клапан; 23 TpoG

Рис. 3. Схема размещения лебедки на автомобилях ЗИЛ, КрАЗ и МАЗ: 1 — барабан; 2 — картер лебедки; 3 — карданная передача; 4 — коробка отбора мощности

Рис. 4. Коробка отбора мощности: 1 — рычаг переключения; 2 — пробка отверстия для слива масла; 3 и 8 — крышки; 4 — шток; 5 — шарик фиксатора; 6 — картер; 7 — пилка; 9 —. вторичный вал; 10 — блок шестерен; 11 — промежуточный вал; 12 — ведущая шестерня; 13 — ось

Блок шестерен, установленный на шлицах вторичного вала, также имеет два венца, из которых один косозубый, а другой прямозубый. Опорами для промежуточного и вторичного валов служат шарикоподшипники. В передней крышке картера установлен сальник для удержания смазки. Передвигая по шлицам вторичного вала скользящий блок шестерен, можно включить одну из двух передач. Для наматывания троса на барабан лебедки включается передача «Намотка», для чего прямозубый венец скользящего блока вводится в зацепление с прямозубым венцом промежуточного вала. При сматывании троса с барабана включается передача «Размотка» непосредственным зацеплением косозубого венца блока с ведущей шестерней.

Рис. 5. Лебедка с редуктором: 1 — барабан 2 — тормоз-замедлитель; 3 — муфта; 4 — вилка; 5 — пробка отверстия для заливки масла; б — шестерня; 7 — картер; 8 — вал барабана; 9 —- картер тормоза; 10 — предохранительный палец; 11 — вилка кардана; 12 – тормоз; 13 — крышка; 14, 15 и 17 — регулировочные прокладки; 16 — червяк; 18 — пробка отверстия для слива масла; 19 — распорная шайба; 20 — пробка контрольного отверстия; 21 — регулировочное кольцо; 22 — сальник; 23 — трос; 24 — траверса; 25 — втулка

Управление коробкой отбора мощности осуществляется рычагом, установленным на полу кабины водителя. Для включения передачи «Намотка» рычаг перемещают из нейтрального положения назад, а для включения передачи «Размотка» — вперед. В отверстие рычага, которым он надет на ось, запрессована полиамидная втулка.- Она не требует смазки и уменьшает износ рычага. Нижний конец рычага соединен со штоком вилки включения. Шток уплотнен на заднем конце сальником, а спереди закрыт резиновым колпаком.

Ведомый вал коробки отбора мощности соединен карданной передачей с червяком редуктора лебедки. Ведущий карданный шарнир этой передачи установлен на шпонке ведомого вала коробки, а ведомый карданный шарнир соединен с валом червяка редуктора лебедки предохранительным пальцем. При перегрузках этот палец срезается, что предохраняет привод лебедки от поломок.

В картере червячного редуктора помещены червячная шестерня и глобоидальный червяк. Опорами червяка служат роликовый конический, цилиндрический и шариковый упорный подшипники. Бронзовый венец шестерни наплавлен на чугунную ступицу, закрепленную на валу барабана двумя шпонками. Опорами для вала служат три металлокерамических подшипника, первый из которых установлен в траверсе, второй в картере редуктора и третий в крышке картера. Положение червячной шестерни относительно червяка регулируют распорной шайбой и кольцом. Затяжку червячной шестерни регулируют прокладками.

Отлитый из ковкого чугуна барабан лебедки установлен свободно на валу. Подшипниками барабану служат чугунные втулки. Один конец троса стремянкой закреплен на фланце барабана. На лицевой части вала

посажена кулачковая муфта включения барабана. Ее включение происходит вилкой. При разматывании троса от руки барабан притормаживается тормозом-замедлителем вилки в результате прижатия фрикционной накладки колодки тормоза к фланцу барабана.

Лебедка оборудована автоматическим ленточным тормозом. При самопроизвольном опускании буксируемого груза и при срезании предохранительного пальца вал червяка автоматически затормаживается. Барабан тормоза установлен на валу червяка. Спиральная пружина затягивает тормозную ленту с фрикционной накладкой. Другой конец ленты закреплен в картере гайками. Лента прижимается к барабану тормоза, но даже очень незначительное ее трение о барабан создает силу, сжимающую пружину, в результате чего барабан свободно вращается. При быстром опускании груза (направление самопроизвольного вращения) вал червяка и барабан лебедки останавливаются под действием большой силы трения. Разматывать трос с барабана можно не только включением в коробке отбора мощности передачи «Размотка», но и вручную.

Рис. 6. Автоматический тормоз лебедки: 1 — тормозной барабан; 2 — фрикционная накладка; 3 — тормозная лента; 4 — спиральная пружина; 5 — гайки

Максимальные тяговые усилия, развиваемые автомобильными лебедками, составляют 3500—8000 кгс. Для направления троса имеется устройство из стальных роликов, вращающихся на осях. При использовании лебедки для самовытаскивания застрявшего автомобиля применяют цепь и блок. В ручей блока заводят трос. Конец блока закрепляют за дерево, пень или столб. При отсутствии подобных предметов используют вкопанные в землю анкеры или кол. В коробке передач и в раздаточной коробке включают низшие передачи, а в коробке отбора мощности — передачу «Намотка». Если самовытаскивание происходит из глубокой ямы, то под трос подкладывают бревно.

Рис. 7. Установка лебедки и блока при вытаскивании автомобиля

Для вытаскивания другого застрявшего автомобиля используют блок (рис. 7). Буксирные крюки этого автомобиля соединяют цепью с крюком троса, пропущенного через неподвижно закрепленный блок. При нейтральном положении рычага коробки передач и заторможенном автомобиле включают передачу «Намотка» в коробке отбора мощности. При работе лебедки двигатель не должен иметь большую частоту вращения. Для ослабления натянутого троса включают передачу «Размотка».

Читать далее:

Категория: - 1Отечественные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины