Строительные машины и оборудование, справочник





Рулевой механизм КрАЗ

Категория:
   Автомобили КрАЗ


Рулевой механизм КрАЗ

Рулевой механизм состоит из винта и шариковой гайки-рейки, находящейся в постоянном зацеплении с зубчатым сектором. Эти детали размещены в общем картере, который закрывается крышками. В верхней части картера имеется отверстие для заливки и контроля уровня масла, а в нижней части — сливное; оба отверстия закрыты коническими пробками

Винт рулевого механизма вращается в двух радиально-упорных сферических подшипниках, один из которых (верхний) запрессован в расточку картера, а другой — в крышку. При правильной регулировке эти подшипники должны быть затянуты с предварительным натягом.



Рис. 25. Рулевое управление:
1 — масляный бачок; 2 — рулевой вал; 3 — кардая рулевого управления; 4 — рулевой механизм; 5 — сошка; 6 — шланг сливной магистрали; 7 — шланр нагнетательной магистрали; 8 — продольная рулевая тяга; 9 — гидроусилитель; 10 — кронштейн гидроусилителя; 11 — насос.

Винт и гайка-рейка подобраны из деталей одной размерной группы. Полукруглые резьбовые канавки на винте и гайке-рейке образуют спиральный канал, заполняемый при сборке шариками высокой точности. Шарики, входящие в комплект винта в сборе, отличаются между собой по диаметру не более чем на 2 микрона. Нарушать комплектность этих деталей не разрешается. Высокая точность изготовления деталей и подбор их при сборке обеспечивают легкое и плавное вращение винта в гайке-рейке.

Рис. 26. Рулевой механизм:
1 — сектор; 2 — сальник вала сектора; 3 — игольчатые подшипники вала сектора; 4 — боковая крышка картера; g — контргайка регулировочного винта; 6 — регулировочный винт; 7 — пробка сливного отверстия; 8 — регулировочная гайка; 9 — стопорная пластина; 10 — болт крепления стопорной пластины; 11 — штифт регулировочной гайки; 12 — крышка картера нижняя; 13 — уплотнителыюе кольцо шайбы; 14 — шайба нижней крышки; 15 — подшипники винта; 16 — картер рулевого механизма; 17 — винт; 18 — пробка заливного отверстия; 19 — сальник »инта; 20 — гайка-рейка.

Для получения двух непрерывных потоков качения шариков при вращении винта и для предотвращения выпадания шариков в отверстия гайки-рейки вставлены направляющие, состоящие из двух штампованных половинок, которые образуют замкнутую систему для качения шариков. Направляющие закреплены на гайке-рейке прижимом и винтами.

Зубчатый сектор выполнен вместе с валом и установлен в трех игольчатых подшипниках. Сектор имеет пять зубьев. Средний зуб сектора входит в среднюю впадину гайки-рейки. На торце шлице-вого конца вала сектора нанесена метка для правильной установки сошки. Метки на сошке и конце вала сектора при сборке должны быть совмещены. Осевое положение вала сектора определяется регулировочным винтом, сферическая головка которого размещена в специальной расточке сектора.

При отсоединенной сошке не следует поворачивать рулевое колесо до упора в крайние положения, так как это может привести к повреждению направляющих в гайке-рейке. Полный угол поворота сошки соответствует пяти оборотам рулевого колеса.

Регулировка рулевого механизма

Для регулировки рулевой механизм необходимо снять с автомобиля и слить масло из картера. Вначале отрегулировать предварительный натяг в подшипниках винта, а затем — зацепление сектора с гайкой-рейкой.

1. Подшипники винта регулируются в таком порядке:
– отвернуть гайку и снять сошку с помощью съемника. Сколачивание сошки может вызвать поломку деталей;
– отвернуть болты крепления боковой крышки и вынуть сектор в сборе с крышкой;
– отвернуть болты, крепящие стопорную пластину, и снять пластину;
– вращением гайки отрегулировать затяжку подшипников. Сферические подшипники должны быть затянуты так, чтобы момент, необходимый для проворачивания винта, был в пределах 0,12— 0,25 кгс -м, при этом не должно ощущаться осевое перемещение винта. Следует помнить, что регулировка -подшипников винта влияет на легкость рулевого управления;
– установить на место стопорную пластину, совместив штифт регулировочной гайки с ближайшим отверстием в пластине, и закрепить ее болтами.

2. Прежде чем приступить к регулировке зацепления сектора с гайкой-рейкой, следует проверить осевой зазор регулировочного винта в вале сектора; зазор не должен превышать 0,1 мм.

Если осевой зазор винта больше допустимого, необходимо снять боковую крышку с вала сектораи, удалив сварку на запорной гайке, вворачиванием ее довести осевой зазор регулировочного винта 6 до 0,06 мм (запорная гайка стопорится приваркой ее к сек тору в одной точке диаметром 4 мм).

При правильно отрегулированном зацеплении момент, необходимый для проворачивания винта около среднего положения сектора, должен быть 0,15—0,3 кгс -м. При этом свободный ход винта при неподвижной сошке не должен превышать 6°.

После проведения регулировочных работ следует установить рулевой механизм на автомобиле, залить в картер свежее масло и соединить рулевую сошку с гидроусилителем.

—-

Рулевой механизм установлен на кронштейне левого лонжерона рамы. Сошка механизма соединена с гидроусилителем. Рабочими элементами рулевого механизма являются винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором. Вал рулевой колонки соединен с валом механизма карданным шарниром.

Рулевой механизм (рис. 80) состоит из винта и шариковой гайки-рейки, находящейся в постоянном зацеплении с зубчатым сектором. Зубчатый сектор рулевого механизма вращается на трех игольчатых подшипниках, два из которых установлены в литом чугунном картере, а третий — в отверстии боковой крышки. Выход вала сектора уплотнен двухкромочным резиноармиро-ванным сальником 2, запрессованным в отверстие картера.

Между сальником и подшипником установлена стальная опорная шайба. Для крепления сошки на конце вала предусмотрены шлицы и резьба МЗЗХ 1,5. На торце резьбовой части вала нанесена метка, которая при сборке должна быть совмещена с меткой на сошке. Зубья сектора переменной по длине толщины позволяют производить регулировку зацепления сектора с гайкой-рейкой путем перемещения сектора вдоль оси. Положение сектора определяет регулировочный винт 9, ввернутый в отверстие боковой крышки. Сферическая головка винта упирается в стальную опорную шайбу, уложенную в гнездо на торце короткой шейки вала сектора. Головка регулировочного винта в гнезде удерживается с помощью гайки, приваренной в одной точке к валу сектора. Опорная шайба, винт и гайка цианированы и термообработаны до твердости HRC 56. Положение регулировочного винта фиксируется контргайкой, под которую уложено резиновое уплотнительное кольцо. Между боковой крышкой и картером установлена картонная прокладка толщиной 0,8 мм.

Винт рулевого механизма вращается в двух радиально-упорных подшипниках верхний из них запрессован в отверстие картера, а нижний — в крышку. Выход винта уплотнен двухкромочным резиноармированным сальником. Между фланцем крышки и картером установлена уплотнительная прокладка толщиной 0,8 мм. В крышке расположено устройство для регулировки пред-натяга подшипников винта. Стальная уплотнительная шайба этого устройства, в канавке которой установлено резиновое уплотнительное кольцо, прижата к торцу наружной обоймы нижнего подшипника регулировочной гайкой. Для вращения гайки на ее внешнем торце предусмотрены два диаметрально расположенных отверстия диаметром 6 мм. В тот же торец запрессован штифт, входящий в одно из отверстий стальной стопорной пластины. Пластина закреплена на крышке двумя болтами.

Рис. 80. Рулевой механизм:
1 — сектор; 2 — сальник вала сектора; 3 и 5 — опорные шайбы; 4 и 20 — подшипники; 6 — прокладка; 7 — боковая крышка; 8 — контргайка; 9 — регулировочный винт; 10 и 18 — уплот-иительные кольца; И —тайка регулировочного винта; 12 — пробка сливного отверстия; 13 — регулировочная гайка; 14 — стопорная пластина; 15 — болт крепления стопорной пластины; 16 — штифт; 17 — нижняя крышка картера; 19 — уплотнительная шайба; 21 — винт; 22 — картер рулевого механизма; 23 — червячный винт; — пробка заливного отверстия; 25 — сальник; 26 — гайка-рейка

На поверхности червячного винта 23 проточена спиральная полукруглая канавка, которая вместе с такой же канавкой гайки-рейки образует спиральный канал с шагом 12 мм. Этот канал заполняют при сборке шариками диаметром 7,938 мм. Профиль канавок обеспечивает контакт каждого шарика с их поверхностью в каждой детали в двух точках. Гайки-рейки и винты при изготовлении рассортировываются на четыре группы и при сборке подбираются с учетом получения минимальных зазоров в сопряжении. Шарики рассортировывают в пределах допуска на восемь групп через 0,002 мм по наибольшему размеру.

В отверстия гайки-рейки вставлены направляющие из двух штампованных стальных половинок, которые образуют замкнутую систему для качения шариков. Гайка-рейка изготовлена из легированной стали 18ХГТ, цементирована на глубину 1,0—1,7 мм, ее поверхность закалена до твердости HRC 58. При правильной установке сектора относительно гайки-рейки, т. е. когда средний зуб сектора входит в среднюю впадину гайки-рейки, угол поворота вала сектора (сошки) от среднего положения составляет 40° в каждую сторону, что соответствует 2’/г оборота винта 23. При отсоединенной сошке не следует поворачивать рулевое колесо до упора в крайние положения, так как это рожет привести к повреждению направляющих в гайке-рейке.

Рулевая колонка укреплена с помощью отлитого из ковкого чугуна КЧ35-10 кронштейна с крышкой на штампованном усилителе кабины.

Рулевое колесо прижато к конусной шейке вала (конусность 1 : 15) гайкой с резьбой М27Х1 и зафиксировано сегментной шпонкой. Вилка карданного шарнира закреплена на валу руля также с помощью сегментной шпонки и стяжного болта. Крестовина карданного шарнира (от автомобиля «Москвич-412») откована из стали 20Х, цементирована и закалена до твердости HRC 57—65. В шарнире установлены игольчатые подшипники с многокромочными резино-армированными сальниками, обеспечивающими надежное уплотнение. Закладываемая в подшипники при сборке шарнира смазка гарантирует их работу в течение всего периода эксплуатации. Вилка шарнира откована из стали 35.

Вал рулевого управления в кожухе вращается вверху на опорном подшипнике, внизу — в железо-графитовой втулке. Диаметр шеек вала для установки верхнего подшипника 32 мм, для установки во втулку 28 мм. В центре рулевого колеса установлена пластмассовая кнопка сигнала, а под ней контакт, соединенный проводом, проходящим внутри полого вала рулевого управления к специальному контактному устройству.

Техническое обслуживание рулевого механизма заключается в проведении крепежных работ и своевременной смене масла в картере. Масло заливают через отверстие, закрытое пробкой, а сливают через отверстие, закрытое пробкой. При необходимости рулевой механизм промывают 2 л свежей смазки.

Для регулировки рулевой механизм необходимо снять с автомобиля и слить масло из картера. Вначале следует отрегулировать предварительный натяг в подшипниках, а затем — зацепление сектора с гайкой-рейкой.

Для регулировки преднатяга подшипников винта нужно: отвернуть гайку и снять сошку с вала сектора (только с помощью съемника); отвернуть болты крепления боковой крышки (см. рис. 80) и вынуть сектор в сборе с крышкой; отвернуть болты крепления стопорной пластины и снять пластину; вращением гайки отрегулировать затяжку подшипников так, чтобы момент, необходимы для проворачивания винта, был в пределах 12—25 кгс-см; установить на место стопорную пластину, совместив штифт гайки с ближайшим отверстием в пластине, и закрепить ее болтами.

Прежде чем приступить к регулировке зацепления сектора с гайкой-рейкой, следует проверить осевой люфт регулировочного винта в вале сектора; люфт не должен превышать 0,1 мм. Если осевой, люфт больше допустимого, необходимо снять боковую крышку с вала сектора и, удалив сварку на запорной гайке, вворачиванием ее довести осевой люфт регулировочного винта до 0,06 мм (запорная гайка стопорится приваркой к сектору в одной точке диаметром 4 мм).

Для регулировки зацепления сектора с гайкой-рейкой необходимо: ввести в зацепление сектор с гайкой-рейкой так, чтобы средний зуб сектора вошел в среднюю впадину гайки-рейки; установить и закрепить сошку на валу сектора (по меткам); вращением регулировочного винта по часовой стрелке до упора довести зазор в зацеплении до нуля (момент, необходимый для проворачивания винта в среднем положении, должен быть 15—35 кгс-см, люфт вала сошки в среднем положении при закрепленном вале не должен превышать 6°, а угол поворота вала сошки от среднего положения сектора в любую сторону должен быть не менее 40°); навернуть контргайку регулировочного винта, удерживая винт отверткой, затянуть контргайку до отказа; установить рулевой механизм на автомобиль и соединить сошку с гидроусилителем; залить в картер свежее масло согласно карте смазки.

При работающем двигателе проверить свободный ход рулевого колеса, который должен быть в пределах 12—15°. В процессе эксплуатации автомобиля увеличение люфта рулевого колеса допускается до 25°.

Читать далее:

Категория: - Автомобили КрАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины