Гидравлический усилитель уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес автомобиля, снижает ударные нагрузки в рулевом механизме и на рулевом колесе, возникающие из:за неровностей дороги, и повышает безопасность движения.
Гидроусилитель представляет собой агрегат, состоящий из силового цилиндра и распределителя.
В силовом цилиндре расположен поршень со штоком, на наружном конце которого имеется шарнирная головка для крепления гидроусилителя к кронштейну. Герметизация Цилиндра обеспечивается передней и задней крышками. Посредством задней крышки 6 силовой цилиндр соединяется с распределителем.
Распределитель состоит из золотникового устройства и корпуса шарниров с шаровыми пальцами, установленными между сухарями. Причем шаровой палец рулевой сошки расположен в подвижном стакане, который посредством регулировочной пробки и стяжного болта соединен с золотником. Смазка рабочих поверхностей шаровых пальцев и сухарей осуществляется через пресс-масленку.
При работающем насосе в распределитель непрерывно нагнетается жидкость, которая в зависимости от положения золотника 19 либо возвращается обратно в бачок, либо попадает в одну из рабочих полостей силового цилиндра. При этом другая полость силового цилиндра соединена через сливную магистраль с бачком.
Рис. 27. Гидроусилитель рулевого управления:
1 — стопорное кольцо; 2 — шток поршня; 3 — защитный колпак; 4 — цилиндр; 5 — контргайка; 6 — задняя крышка цилиндра; 7 — уплот-нительное кольцо; 8 — гайка; 9 — сухари шарового пальца; 10 — корпус шарниров; 11 — шаровой палец продольной рулевой тяги; 12 — пресс-масленка; 13 — шаровой палец рулевой сошки; 14 — пружина сухарей; 15 — стакан шарового пальца; 16 — ограничитель хода пружины; 17 — пробка ограничительная; 18 — болт золотника; 19 — золотник; 20 — крышка корпуса золотника; 21 — корпус золотника; 22 — стопорный винт- 23 — уплотнитель шаровых пальцев; 24 — трубка подачи и слива масла из задней полости цилиндра; 25 — винт; 26 — поршень; 27 — кольцо поршневое; 28 — трубка подачи и слива масла из передней полости цилиндра; 29 – трубка подачи масла от насоса в корпус золотника- 30 — трубка слива масла в бачок; 31 — держатель трубок; 32 – передняя крышка цилиндра; 33 — уплотнитель подшипника; 34 — шарнирный подшипник.
Проверка и устранение люфта в шарнирах и распределителе гидроусилителя
Проверку люфта в шарнирах гидроусилителя производите пр^ неработающем двигателе поворотом рулевого колеса в обе сторон с одновременным осмотром соединения.
Шаровой палец, к которому подсоединена рулевая сошка, должен иметь свободное (суммарное) перемещение относительно корпуса шарниров не более 5 мм при неработающем двигателе и не более 2 мм при работающем двигателе. Если перемещение шарового пальца превышает указанные величины, необходимо вывернуть из пробки стопорный винт, завернуть пробку до упора, а затем отвернуть до совпадения резьбового отверстия в пробке с ближайшей прорезью стакана и законтрить стопорным винтом, завернув его до упора.
Для доступа к регулировочной пробке и гайке необходимо снять гидроусилитель и подвергнуть его частичной разборке. При сборке гидроусилителя обеспечить взаимное положение бобышек под трубки.
Если при повороте рулевого колеса отсутствует усиление в одну сторону, необходимо устранить люфт в распределительном устройстве гидроусилителя, для чего: снять переднюю крышку, подтянуть гайку болта до выбора зазора между гайкой и золотником и вновь зашплинтовать.
—-
Гидроусилитель способствует уменьшению усилия, затрачиваемого водителем на поворот рулевого колеса, разгружает рулевой механизм и рулевое колесо от ударов, возникающих при движении по неровной дороге, повышает маневренность и безопасность движения.
Гидроусилитель (рис. 81) включен в кинематику рулевого управления параллельно, что позволяет управлять автомобилем даже в случае его отказа или отказа масляного насоса усилителя. Силовой цилиндр изготовлен из стальной трубы диаметром 83 мм. Его внутренняя поверхность подвергается обработке до диаметра 67,5± 0,05 мм с высокой степенью чистоты. С обеих сторон цилиндр закрыт крышками на резьбе М80Х2 и законтрен контргайками. Крышки отлиты из ковкого чугуна КЧ35-10, в их канавках установлены уплотнительные резиновые кольца. Доступ масла в полости цилиндра обеспечивается через отверстия в крышках с резьбой М16х1,5, в которые вворачиваются болты 33 крепления маслопроводов.
Внутренняя перегородка передней крышки со стороны поршня отделяет полость цилиндра от передней части корпуса шарниров, ввернутого в крышку на резьбе М56Х1,5. Резьбовое соединение застопорено контргайкой. Через отверстие в задней крышке диаметром 25 мм проходит шток силового цилиндра. Герметичность соединения обеспечивается уплотнительными резиновыми кольцами и стальным штампованным грязесъемным колпаком.
Рис. 81. Гидроусилитель:
1— стопорное кольцо; 2 — шток; 3 —защитный колпак; 4 — цилиндр; 5—35 — контргайки; пальца; 10 — корпус шарниров; 11 — шаровой палец продольной рулевой ‘тяги; 12 — пресс-шарового пальца; 16 — ограничитель хода пружины; 17 — ограничительная пробка пальца стопорный винт; 23 — уплотнитель шарового пальца; 24 — короткая трубка от распределителя распределителя к цилиндру: 29 — трубка от насоса к гидроусилителю; 30 — сливная трубка болт; 34 — шарнирный подшипник 6 — задняя крышка; 7, 36 и 37 — уплотнительные кольца; 8 — стопорный винт; 9 — сухарь масленка; 13 — шаровой палец сошки руля; 14 — пружина шарового пальца; 15 — стакан сошки руля; 18 — стяжной болт; 19 — золотник; 20 — крышка; 21 — корпус золотника; 22 — к цилиндру; 25 — пробка; 26 — поршень; 27 — поршневое кольцо; 28 — длинная трубка от от гидроусилителя; 31 — держатель трубопроводов; 32 — передняя крышка; 33 — приводной
Поршень на шейке штока крепится с помощью корончатой гайки и шайбы. В головку штока с внутренним диаметром 47±0;008 мм устанавливается шариковый подшипник 34 типа 2ШС20 (ГОСТ 3635—54), удерживаемый от осевого перемещения двумя стопорными кольцами и уплотненный двумя резиновыми кольцами.
Корпус шарниров изготовлен из стали, после термообработки его твердость равна НВ 241—268. В отверстие корпуса диаметром 39,5+0’06 мм до упора в буртик установлен термообработанный сухарь. В центре сухаря предусмотрено отверстие для прохода смазки к сферической поверхности диаметром 44 мм, сопрягающейся со сферой шарового пальца продольной рулевой тяги. Палец изготовлен из высококачественной, стали 40ХН и термообработан по специальной технологии, обеспечивающей высокую твердость шаровой поверхности и вязкую сердцевину. Второй сухарь прижат к шаровому пальцу пружиной и специальной резьбовой пробкой. Длина пружины, изготовленной из пружинной проволоки диаметром 8 мм, в свободном состоянии равна 39,4±0,5 мм, а под нагрузкой 190±40 кгс — 36±0,3 мм. Такая же пружина установлена в наконечнике продольной рулевой тяги.
В стакане, установленном в корпусе шарниров диаметром 48+0-1 мм, монтируется шаровой палец сошки руля, головка которого зажата сухарями, пружиной и ограничительной пробкой. Поворота этих сухарей вокруг продольной оси не допускают направляющие штифты, вваренные в стенку стакана.
Шаровой палец сошки руля изготовлен из стали 40ХН и тер-мообработан по специальной технологии; диаметр его шаровой головки 38 мм. Пружина имеет те же параметры, что и пружина шарового пальца . Ограничитель хода пружины, изготовленной из стали 40-или 35, поджат в пружине ограничительной пробкой, ввернутой в резьбовую часть стакана М42Х1,5. Пробка изготовлена из стали 35 и термообработана до твердости НВ 241—285. На резьбовой части пробки расположены два радиальных отверстия с резьбой М5. Пробка стопорится винтом.
Золотник, изготовленный из стали и термообработанный до твердости HRC 24—30, закреплен с помощью болта. После обработки золотник и крышка рассортировываются на три группы, благодаря чему обеспечивается высокая точность сопряжения с минимальными зазорами. Левая шейка золотника перемещается в расточке корпуса, а правая — в отверстии запорного кольца диаметром 18+о,оз5 мм уплохнение подвижных соединений в направляющих осуществляется с помощью резиновых колец из маслостойкой резины, размещенных в канавках корпуса и запорного кольца. С торца корпус золотника закрыт стальной литой крышкой. Корпус золотника прикреплен к корпусу шарниров с помощью трех болтов М8Х25, а крышка — к корпусу золотника тремя болтами МбХ 16.
Шарнир в головке штока гидроусилителя соединен с кронштейном. Палец в кронштейне зафиксирован от проворачивания стяжным болтом. Шаровые пальцы гидроусилителя соединены соответственно с продольной рулевой тягой и сошкой руля.
К концам медных трубок гидроусилителя диаметром 10 мм и толщиной стенки 1 мм латунным припоем присоединены наконечники, связанные с помощью приводных болтов 33 с силовым цилиндром и распределительной головкой. Наконечники уплотнены медными прокладками толщиной 2-мм.
Распределитель гидроусилителя регулирует поток жидкости, поступающей из насоса в силовой цилиндр. При работающем насосе жидкость постоянно циркулирует по замкнутому кругу: насос — распределитель — бачок — насос. Крайние пазы корпуса золотника распределителя (рис. 82) сообщаются с нагнетательной полостью насоса, средний паз — со слИвной магистралью, левый паз — с левой полостью силового цилиндра, правый паз—с правой полостью силового цилиндра. Имеющиеся на торцах золотника реактивные камеры удерживают золотник в нейтральном положении. При этом зазор между кромками пазов на золотнике и корпусе находится в пределах от 0,3 до 0,4 мм.
В нейтральном положении золотника вся жидкость, поступающая из насоса, отводится через зазоры из нагнетательной полости в сливную. Перемещения поршня в силовом цилиндре, а следовательно, и управляемых колес автомобиля в этом случае не происходит. При повороте рулевого колеса сошка на валу сектора рулевого механизма через шаровой палец перемещает золотник в сторону от нейтрального положения. При этом нагнетательная и сливная полости в корпусе золотника разобщаются и жидкость начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра, перемещая тем самым цилиндр относительно поршня. Движение цилиндра передается управляемым колесам через шаровой палец и связанную с ним продольную рулевую тягу.
Если прекратить вращение рулевого колеса, золотник останавливается, а корпус его надвигается на золотник и устанавливается в нейтральном положении. Поворот управляемых колес автомобиля прекращается. Давление в рабочей полости силового цилиндра увеличивается с повышением сопротивления повороту колес. Одновременно увеличивается давление и в реактивной камере золотника, под действием которого золотник постоянно стремится вернуться в нейтральное положение. Чем больше сопротивление повороту колес, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в нейтральное положение, тем больше и усилие на рулевом колесе.
Для возможности кратковременного управления автомобилем при неработающем усилителе в корпусе распределителя установлен обратный клапан, перепускающий жидкость из одной полости силового цилиндра в другую.
Рис. 82. Схема работы гидроусилителя:
а — нейтральное положение; б — поворот вправо; в — поворот влево; 1 — сливной цилиндр; 2 — шаровой палец продольной рулевой тяги; 3 — шаровой палец сошки руля; 4 — корпус шарниров; 5 — корпус золотника; 6 — золотник; 7 — нагнетательный трубопровод; 8 — сливная магистраль; 9 — сошка руля; 10 — продольная рулевая тяга; 11 — поршень
Проверку зазоров в шарнирах гидроусилителя следует проводить при неработающем двигателе путем поворота рулевого колеса в обе стороны с одновременным осмотром соединения шаровых пальцев с их сухарями. Зазоры возрастают в связи с увеличением свободного хода рулевого колеса (более 25°) вследствие появления зазоров в шарнирных соединениях гидроусилителя и рулевых тяг.
В соединении шарового пальца с сухарями зазора не должно быть. Для устранения появившегося зазора необходимо вывернуть из пробки стопорный винт, завернуть пробку до упора, а затем отвернуть ее на 1/12 оборота и законтрить винтом. В процессе эксплуатации допускается свободное перемещение шарового пальца относительно корпуса шарниров не более 5 мм при неработающем двигателе и не более 2 мм при работающем двигателе. Чтобы восстановить нормальную величину перемещения пальца, необходимо вывернуть из пробки стопорный винт, завернуть пробку до упора, а затем отвернуть ее до совпадения резьбового отверстия в пробке с ближайшей прорезью в стакане и законтрить пробку винтом.
Для доступа к пробкам необходимо снять и частично разобрать гидроусилитель. При сборке нужно обеспечить первоначальное положение бобышек под трубки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гидроусилитель рулевого управления КрАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы