Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Советские трактора

Публикация:
   Тормоза тракторов

Читать далее:




Тормоза тракторов

Современные тракторы, самоходные шасси и артиллерийские тягачи оснащают тормозами для обеспечения крутых поворотов, снижения скорости движения, остановки и удержания машины на подъемах и спусках. На тракторах применяют тор-моза: колодочные (тракторы МТЗ-5); дисковые (тракторы МТЗ-50, МТЗ-52); ленточные (тягачи АТ-С, АТ-Т, тракторы ДТ-75, Т-100М, ДТ-20, самоходное шасси Т-16 и др.).

Тормоза должны обеспечивать быстрое, плавное торможение. Левый и правый тормоза имеют отдельные педали управления, которые у большинства колесных тракторов можно блокировать. Это делают, когда нужно включать оба тормоза одновременно; они должны тормозить одинаково.

Колодочные тормоза. Тормозной барабан устанавливают на шлицах ведущего вала бортовой (конечной) передачи. Внутри барабана на тормозном диске закреплены колодки с фрикционными накладками. Нижние концы тормозных колодок свободно сидят на опорном пальце, а верхние через ролики касаются разжимного кулачка.

При нажатии педали поворачивающийся кулачок прижимает колодки к барабану. Вследствие трения, возникающего между внутренней поверхностью, барабана и фрикционными накладками, частота вращения ведущего колеса трактора уменьшается. Когда отпускают педаль, пружины отводят колодки от барабана и торможение прекращается.

Дисковые тормоза. Подвижные (вращающиеся) диски 15 устанавливают на шлицах валов силовой передачи. При нажатии тормозной педали шарики раздвигают диски и прижимают подвижные тормозные диски к неподвижным дискам; диски, вал и колеса при этом затормаживаются.

Дисковые тормоза благодаря компактности начали широко применять на тракторах.

Ленточные тормОза просты по конструкции. В качестве тормозных шкивов у гусеничных машин обычно используют наружные поверхности барабанов муфт поворота бортовых фрикционов.

Рис. 1. Схемы тормозов:
а — колодочного; б — дискового; в — ленточного; 1 — педали; 2 — тяга; 3 — рычаг; 4 — кулачок; 5 — колодка; 6 — пружины; 7 — барабан; 8 — опорный палец колодок; 9 — диск: 10 — шарите; 11 и 12 — нажимные диски; 13 — неподвижные диски; 14 — вал; 15 — подвижные вращающиеся тормозные диски; 16 — лента с фрикционной накладкой; 17 — тормозной шкив.

Для торможения воздействуют на педаль. При этом лента фрикционной накладкой прижимается к шкиву и затормаживает его. Когда педаль освобождают, действие тормоза прекращается.

Тормоз является одним из механизмов управления: самостоятельным для колесных тракторов и составным элементом механизма поворота для гусеничных тракторов.

Назначение тормозов. Тормоза служат для экстренной остановкй, снижения скорости движения, обеспечения крутых поворотов и удержания трактора на спуске или подъеме.

Классификация тормозов. Она может быть проведена по следующим признакам:
а) по форме трущихся поверхностей — ленточные, дисковые и колодочные;
б) по месту расположения тормоза — в трансмиссии трактора или непосредственно в его колесах;
в) по роду трения — сухие и работающие в масле;
г) по типу привода к тормозам — с механическим, гидравлическим или пневматическим приводами.

Требования, предъявляемые к тормозам. К тормозам трактора предъявляются следующие специфические требования:
а) система тормозов должна обеспечивать следящее и экстренное действие на всех диапазонах скоростей движения трактора;
б) привод тормозов должен позволять управлять раздельно движителем одной стороны трактора и обеих сторон одновременно;
в) тормоза должны иметь привод механического типа, позволяющий фиксировать трактор в заторможенном состоянии;
г) плавность торможения;
д) хороший отвод тепла от поверхностей трения.

Конструкции тормозов тракторов. В колесных тракторах применяются ленточные, дисковые и колодочные тормоза, которые устанавливают как в трансмиссии, так и в ведущих колесах трактора. В отечественных гусеничных тракторах применяются только ленточные тормоза, являющиеся частью механизма поворота.

Принципиальные схемы тормозов приведены на рис. 2.

Колодочные тормоза весьма надежны и безотказны в работе, обеспечивают достаточную стабильность между тормозным моментом и приводным усилием, позволяют иметь компактный приводной механизм с большим передаточным числом. В отечественных тракторах применяются тормоза только первых двух схем. По схеме I — выполнены тормоза тракторов К-700 и Т-125, установленные в ведущих колесах. По схеме II — тормоза тракторов МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС. В них: — тормозные колодки, прижимающиеся к внутренней стороне тормозного барабана под действием разжимающего кулака.

Дисковые тормоза получили применение вследствие их компактности, легкого обеспечения герметичности, независимости величины тормозного эффекта от направления вращения диска, отсутствия радиальной нагрузки на вал. В отечественных тракторах применяются только тормоза с серводействием. Они установлены на тракторах МТЗ-50 и МТЗ-52. В них: и — тормозные диски, между которыми в клиновидных лунках установлены разжимные шарики 6. При воздействии на тягу соединительные сережки разворачивают диски и в противоположные стороны, вызывая их взаимное осевое разжатие вследствие выкатывания шариков из установочных лунок и поджатие к вращающимся тормозным дискам, тормозя последние.

Наибольшее распространение на тракторах получили ленточные тормоза вследствие простоты конструкции, компактности, обеспечения высокой эффективности действия и простоты ухода. В отечественных тракторах применяются тормоза первых четырех групп: простые, двустороннего действия («плавающие»), суммирующие и дифференциальные. Схемы А и Б приведены как возможные конструктивные разновидности тормозов одного и того же типа. В колесных тракторах применяются: схема I— ДТ-20М и Т-16М, схема III— Т-40 и Т-28ХЗ. В гусеничных тракторах по схеме I выполняются тормоза тракторов ДТ-54А, Т-74 и Т-50В; по схеме II — тормоза тракторов ТДТ-40, ТДТ-5& ДТ-75, ТДТ-75, Т-4М, Т-180, ДЭТ-250 и по схеме IV — тормоза трактора Т-38М.

В простом ленточном тормозе один конец тормозной ленты, охватывающий тормозной барабан, закреплен неподвижно в опоре, а ко второму концу ленты прикладывается усилие затяжки. Недостаток тормоза — меньший тормозной эффект, если направление затяжки не совпадает с направлением вращения барабана.

Основной отличительной особенностью «плавающего» тормоза (схема II) является одинаковый эффект серводействия независимо от направления вращения тормозного барабана. Это достигается тем, что оба конца тормозной ленты имеют подвижные опоры, одна из которых становится неподвижной в момент начала торможения. Таким образом, усилие затяжки второго конца ленты всегда совпадает с направлением вращения тормозного барабана, как в простом тормозе.

В суммирующих тормозах (схема III) эффект серводействия меньше, но зато получается одинаковое усилие на рычаге управления при равенстве плеч закрепления концов тормозной ленты, охватывающей тормозной барабан, независимо от направления его вращения. Таким образом, тормозной эффект одинаков при любом направлении вращения тормозного барабана.

Для дифференциальных тормозов (схема IV) характерно меньшее потребное усилие затяжки тормозной ленты, прикладываемое к рычагу, при направлении вращения тормозного барабана, совпадающего с направлением затягивающего усилия. Это связано с тем, что возникающее усилие на закрепительном конце ленты будет стремиться поворачивать рычаг в ту же сторону, что и внешнее усилие затяжки, прикладываемое к нему.

Для увеличения трения тормозных колодок, дисков или лент к ним посредством медных или латунных заклепок приклепываются фрикционные накладки.

Конструкции тормозов колесных тракторов. Тормоза тракторов М.ТЗ-5МС и М.ТЗ-5ЛС колодочные, с «плавающим» кулаком и механическим приводом управления. Тормозной барабан с приваренной к нему ступицей закреплен на оси, выполненной заодно с приводной шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней конечной передачи. Подшипники установлены в закрепительном стакане, к которому крепится опорный диск тормоза с приводным валиком. Тормозные колодки с фрикционными накладками стягиваются пружинами так что ролики, установленные на верхних концах колодок, прижимаются к разжимному кулаку, а их нижние концы упираются в упоры, обеспечивая тем самым зазор между внутренней поверхностью барабана и колодками. При воздействии на тормозную педаль рычаг поворачивает подвижный кулак, равномерно поджимая обе колодки к барабану. Регулировка зазора между колодками и барабаном по мере износа фрикционных накладок производится винтом с конусной головкой, меняющим положение нижних упоров 36.

Рис. 2. Принципиальные схемы тормозов трактора:
а — колодочные тормоза с внутренним расположением колодок; б — дисковые тормоза; а ленточные тормоза с наружной тормозной лентой

Тормозить можно раздельно тормозом правого или левого ведущего колеса или обеими тормозами одновременно. Последнее достигается блокировкой педалей управления при длительной стоянке трактора на уклоне; педали тормозов удерживаются в положении торможения специальными защелками.

Тормоза трактора К-700 колодочные, с фиксированным кулаком, установленные непосредственно в ведущих колесах, имеют пневматический привод. Суппорт тормоза, который служит для установки разжимного кулака и колодок, закреплен на фланце кожуха полуоси. Внутренняя полость тормозного барабана защищена от проникновения в нее внешнего абразива и влаги штампованной крышкой. На кронштейне установлена тормозная пневмокамера, шток которой действует на рычаг тормозного кулака. Необходимый зазор между колодками и барабаном устанавливается поворотом эксцентриковых Пальцев крепления колодок и поворотом оси червяка, который поворачивает тормозной кулак относительно неподвижного рычага. Помимо колесных тормозов, на тракторе установлен на тормозном барабане грузового вала коробки передач ленточный стояночный тормоз плавающего типа. Тормозная лента с фрикционными накладками имеет механический привод, управляемый рычагом, установленным в кабине водителя.

Тормоза трактора Т-125 аналогичны тормозам трактора К-700 и также имеют пневматический привод.

Некоторое отличие состоит в креплении кронштейна тормозной пневмокамеры непосредственно на фланце хвостовика, в котором закреплена ось тормозного кулака. Стояночный тормоз ленточного типа, управляемый из кабины водителя, установлен на валу привода переднего моста трактора.

Тормоза трактора МТЗ-50 дисковые, тормозящие непосредственно ведущие валы шестерни конечной передачи. Между двумя тормозными дисками с фрикционными накладками, установленными на шлицевом хвостовике вала — шестерни, расположены два нажимных диска, стягиваемых пружинами. В лунках дисков размещены пять распорных шариков. При нажатии на педаль тормоза тяга, увлекая сережки, производит взаимное проворачивание дисков, при котором шарики, выкатываясь из лунок, заставляют диски поджимать тормозные диски к фланцу крышки стакана и неподвижной плоскости кожуха тормоза. Появившийся тормозной момент увлекает диски по направлению вращения до упора одного из них в выступы А или Б, после чего другой нажимной диск, стремясь проворачиваться далее, создает дополнительное давление на поверхности трения, усиливая сервоэффект тормоза.

Тормозить можно одним или одновременно двумя колесами. При длительной стоянке педали удерживаются в заторможенном состоянии защелкой, управляемой тягой.

Тормоза трактора ДТ-20М простые ленточные. Они расположены в рукавах полуосей дифференциала. Тормозной барабан, закрепленный на полуоси дифференциала, охватывается тормозной лентой с фрикционными накладками. Неподвижный конец ленты шарнирно закреплен в тяге, а затягиваемый конец — в тяге. На концы тяг навинчены взаимозаменяемые регулировочные вилки, посредством которых устанавливается необходимая величина зазора между барабаном и тормозной лентой, поддерживаемая оттяжными пружинами и регулировочным винтом. Тормозная педаль закреплена в проушине крышки рукава, удерживаясь в выключенном положении пружиной.

В затянутом положении тормоза педаль 4удерживается защелкой. При нажатии на педаль, посредством общего валика и двуплечих рычагов с тягами одновременно блокируются оба тормоза.

Для длительной работы задним ходом тормозные педали, тяги и пружины переставляются местами.

Тормоза трактора Т-16М простые ленточные. Они установлены также в рукавах полуосей дифференциала.

Тормозной барабан охватывается тормозной лентой, один конец которой закреплен стопорным пальцем, а второй — затягивающийся конец, соединен с внутренним рычагом привода тормоза.

Тормоза трактора Т-40 ленточные суммирующие. Они также установлены в рукавах полуосей дифференциала. Тормозной барабан охватывается тормозной лентой, оба конца которой соединены с двуплечим рычагом привода тормоза. Ввиду того, что длины плеч рычага неодинаковы, сервоэффект торможения получается несколько большим при переднем ходе трактора. Регулировка тормоза производится изменением длины соединительной тяги. Тормоза могут блокироваться.

Тормоза трактора Т-28ХЗ ленточные суммирующие. Они аналогичны тормозам трактора Т-40, но в отличие от них внутренний рычаг привода тормоза выполнен с одинаковыми плечами. Тормозные барабаны установлены на внешних шлицевых хвостовиках ведущих шестерен конечной передачи. Регулировка тормоза производится изменением длины тяги, соединяющей внешний тормозной рычаг с педалью тормоза.

Конструкции тормозов гусеничных тракторов рассматриваются совместно с механизмами их поворота.

Уход за тормозами. Он состоит в периодической промывке их поверхностей трения и регулировке необходимого зазора между ними в выключенном положении тормоза. Порядок проведения этих операций оговаривается в инструкциях по техническому уходу каждого трактора. Так как в колесных тракторах применяются только сухие тормоза, то наиболее опасным дефектом является замасливание поверхностей трения, которое устраняется их промывкой. Изношенные фрикционные накладки необходимо заменить.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Советские трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Тормоза тракторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства