Общие сведения. Трактор сам по себе не может быть использован в сельскохозяйственном производстве1 так, как, например, автомобиль. К нему нужно обязательно присоединить или навесить на него какую-либо машину или орудие. Поэтому трактор используется только при совместной работе с самыми разнообразными машинами-орудиями, приспособлениями и другими устройствами, в соединении с которыми он образует машинно-тракторный агрегат**, составляя его энергетическую часть.
Составить тракторный агрегат — это значит определить, сколько и каких машин-орудий нужно прицепить к данному трактору, какую применить сцепку, если она необходима, и на какой передаче работать.
Правильно составленный агрегат должен соответствовать требованиям агротехники и обеспечивать высокое качество выполненной работы; быть удобным в обслуживании и безопасным в работе; трактор должен быть загружен так, чтобы обеспечивать наивысшую производительность и наименьший расход топлива, что можно наиболее полно достичь, загрузив двигатель (рис. 59, а).
Во время работы машинно-тракторного агрегата тяговое сопротивление Rar большинства машин-орудий, входящих в него, как правило, не постоянно, а все время изменяется, отклоняясь от среднего значения. На это оказывает влияние техническое состояние машин (острые или тупые лемеха, культиваторные лапы и др.), влажность почвы, всякого рода включения в почве (камни, корни кустарников и т. д.), подъемы и уклоны и др.
Рис. 59. Изменение основных показателей тракторного агрегата в зависимости от коэффициента использования тягового усилия:
а — удельного расхода топлива; б — производительности и погектарного расхода топлива.
В качестве примера на рисунке 59, б показана зависимость основных показателей тракторного агрегата — производительности (W) и расхода (Q) топлива на гектар выполненной работы от коэффициента (г]) использования силы тяги трактора.
Рассматривая график, видим, что с увеличением коэффициента использования силы тяги производительность тракторного агрегата увеличивается, а погектарный расход топлива уменьшается.
Но такое явление происходит до определенного предела, когда число п переходов (переключений) на низшую передачу начинает быстро увеличиваться. При этом число остановок трактора растет, а производительность уменьшается, повышаются погектарный расход топлива и физическая нагрузка на организм тракториста-ма-шиниста.
Составлять машинно-тракторный агрегат можно одним из двух способов: расчетным или опытным.
Расчетный способ агрегатирования. По справочной литературе подбирают значения силы тяги трактора Ркр(Н) и силы сопротивления машин-орудий и сцепок А?аг(Н), при которых должен будет работать трактор. Сопоставляя эти значения с помощью соответствующих формул, определяют состав агрегата.
Составлять агрегат нужно так, чтобы загрузка трактора находилась в пределах рекомендуемых значений.
Поскольку в справочной литературе приводятся средние значения, то составленный таким образом тракторный агрегат может оказаться неработоспособным и потребуется дополнительная его «доводка» в процессе работы в поле. Этот способ можно рекомендовать для ориентировочных расчетов в тех случаях, когда нет опытных данных или когда нужно знать немедленно примерный состав машинно-тракторного агрегата.
Опытный способ агрегатирования. В нашей стране накоплен большой опыт по составлению машинно-тракторных агрегатов во всех природно-климатических зонах. Для облегчения выбора машинно-тракторных агрегатов заводы-изготовители в руководствах к каждому трактору указывают тот набор машин и орудий, с которыми он должен работать. Кроме того, существуют технологические карты на возделывание и уборку различных сельскохозяйственных культур, составленные учеными. В них среди целого ряда весьма важных данных приводятся составы машинно-тракторных агрегатов для всех тракторных работ применительно к различным географическим зонам.
Рассматривая данные таблицы 16, можно видеть, что один и тот же трактор, работающий на полях с различными почвенными разностями, в состоянии тянуть в одних случаях плуг с семью корпусами, в других — с тремя.
При составлении машинно-тракторного агрегата чрезвычайно важно правильно выбрать передачу, на которой должен работать трактор.
Из формулы производительности машинно-тракторного агрегата видно, что выгодно работать на большой скорости и с большой шириной захвата машин-орудий.
К сожалению, увеличивать одновременно скорость движения агрегата и его ширину невозможно. Чем больше скорость, тем меньше сила тяги трактора, следовательно, необходимо уменьшать ширину захвата, и наоборот.
Как же решить задачу так, чтобы составленный агрегат был наиболее выгодным?
Выбирая скорость и ширину захвата, приходится учитывать следующее.
Скорость. С ее возрастанием ухудшаются условия труда тракториста, увеличивается тряска (вибрация), что создает ускорения, превышающие допускаемые нормы, повышается напряженность внимания тракториста при наблюдении за участком поля впереди трактора и т. д., что приводит к быстрой утомляемости водителя. Этот «физиологический порог» скорости при современном состоянии неровностей поля, конструкций сидений и органов управления находится в пределах 7… 12 км/ч в зависимости от вида выполняемых работ.
Ширина захвата. С ее увеличением уменьшается эксплуатационная надежность, снижается коэффициент использования рабочего времени, увеличивается потребная поворотная полоса и т. д.
Рекомендуется, например, применять следующую ширину захвата агрегата в зависимости от размеров полей.
Кроме рекомендаций ученых, нужно также использовать и опыт механизаторов, работающих в данном хозяйстве. Механизаторы, имеющие большой производственный опыт, в конкретных условиях хорошо изучили поля и условия работы, и к их советам надо прислушиваться, тщательно изучать их опыт и применять его в практической работе.
После составления машинно-тракторного агрегата любым способом (расчетным или практическим) необходимо проверять правильность выполненной работы непосредственно в поле.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Агрегатирование"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы