Аккумулятор представляет собой химический источник тока, который в процессе зарядки накапливает (аккумулирует) электрическую энергию, получаемую от постороннего источника постоянного тока, запасает и хранит эту энергию, а в рабочем режиме (то есть при разрядке) расходует ее на питание различных потребителей.
В процессе зарядки в аккумуляторе происходит преобразование электрической энергии в химическую, а при разрядке, наоборот, химической в электрическую.
Аккумуляторная батарея состоит из нескольких одинаковых аккумуляторов, напряжением В каждый, соединенных между собой последовательно.
Преимущественное распространение получили кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи, электроды которых изготовлены на основе свинца, а электролитом служит раствор, составленный в определенных пропорциях из аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667—53) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709—72).
На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 в специальном отсеке за кабиной трактора установлены две соединенные последовательно аккумуляторные батареи ЗСТ-215ЭМ, а на тракторах МТЗ-80Л, МТЗ-82Л — одна батарея 6ТСТ-50ЭМС. В батарее ЗСТ-215ЭМ три последовательно соединенных аккумулятора (элемента), а в батарее 6ТСТ-50ЭМС их шесть.
Бак батареи выполнен в виде моноблока с перегородками, отделяющими ячейки для аккумуляторов. Сверху бак закрыт крышкой, в которой предусмотрен ряд отверстий и заливная горловина. Горловина закрыта полиэтиленовой пробкой, в которой сделано вентиляционное отверстие. Бак и крышка изготовлены из эбонита. Зазор между крышкой и баком залит кислотостойкой мастикой. Положительные и отрицательные пластины собраны в полублоки, которые присоединены к штырям и соответствующей полярности, выведенным на крышку. Вставленные один в другой полублоки образуют блок пластин. Между пластинами установлены сепараторы (в батарее ЗСТ-215ЭМ— мипластовые, в батарее 6ТСТ-50ЭМС — двойные, из мипласта и стекловолокна). Над пластинами установлен предохранительный перфорированный щиток из винипласта.
Электролит в аккумуляторной батарее должен быть определенной плотности.
Рис. 87. Схема электрооборудования тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:
1 — передняя фара; 2 — переключатель предпускового подогревателя; 3 — электродвигатель вентилятора предпускового подогревателя; 4 — передний указатель поворота; 5 — реле блокировки; 6 — соединительная панель; 7 — электрофакельный подогреватель; 8— датчик указателя темепературы воды; 9, 35— колодки штепсельного разъема; 10, 34 — вставки штепсельного разъема; 11 — звуковой сигнал; 12 — реле-регулятор; 13 — генератор; 14 — выключатель блока отопления и охлаждения; 15 — электродвигатель вентилятора блока отопления и охлаждения; 16, 46 и 41 — блоки предохранителей; 17 — выключатель плафона: 18— плафон; 19, 22 и 38 — контрольные лампы; 20 — стеклоочиститель; 21, 23 —лампы
В таблице приведены значения плотности электролита в зависимости от климатического пояса и времени года (допустимое отклонение ±0,1 г/см3).
Плотность электролита в аккумуляторных батареях тракторов, выпускаемых заводом, составляет 1,27 г/см3.
Для измерения плотности электролита пользуются специальным прибором — ареометром. Не следует измерять плотность электролита вскоре после включения стартера, мощной разрядки или сразу после долива воды. В таких случаях батарею надо подвергнуть непродолжительной зарядке небольшим током или дать ей постоять 1—2 ч. Это обеспечит выравнивание плотности электролита по всему объему и более точное ее определение.
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи проводят в соответствии с инструкцией. Батарею нужно периодически осматривать, содержать в чистоте, в заряженном состоянии и полной исправности.
Во время ежедневного обслуживания батарею осматривают, очищают от пыли и грязи. Пролитый на поверхность батареи электролит удаляют чистой ветошью, смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или соды.
При следующих технических обслуживаниях проверяют исправность бака, плотность креплений и контактов, очищают от окислов клеммы и штыри, прочищают вентиляционные отверстия в пробках.
Рис. 2. Аккумуляторная батарея ЗСТ-215ЭМ:
1 — выводной штырь отрицательного полюса; 2— межэлементное соединение; 3 — крышка; 4 — выводной штырь положительного полюса; 5 — ручка; 6 — блок пластин; 7 — скоба ручки; 8 — пробка; 9 — предохранительный щиток; 10 — баретка; 11 — мастика; 12 — бак; 13 — сепаратор.
Уровень электролита измеряют, пользуясь тонкой стеклянной трубкой, которую опускают в заливную горловину до упора в предохранительный щиток, закрывают пальцем, вынимают и по высоте столбика электролита определяют его уровень (10— мм). Если окажется, что уровень понизился, в аккумулятор через горловину добавляют дистиллированную воду.
В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю (и наоборот) необходимо снять батарею с трактора и откорректировать плотность электролита.
Плотность электролита изменяется в зависимости от температуры приблизительно на 0,01 г/см3 на каждые 15 °С. Если плотность измеряется при температуре, значительно отличающейся от 15 °С, то ее нужно привести к действительным условиям в соответствии с приведенными ниже данными. При температуре электролита, большей 15 °С, поправку прибавляют к показаниям ареометра, при температуре ниже 15 °С— вычитают.
По значениям измеренной и приведенной к нормальной температуре плотности электролита и с учетом исходной плотности электролита полностью заряженной батареи судят о степени ее разряженности, руководствуясь данными таблицы 3.
Если при проверке окажется, что батарея разряжена более чем на 50% летом и 25% зимой, то ее следует зарядить в аккумуляторной мастерской.
Полностью разряженную батарею необходимо заряжать не позже чем через ч после разряда.
Очень важно, чтобы пуск двигателя был кратковременным, поскольку электрический стартер создает самую большую нагрузку на аккумуляторную батарею.
Аккумуляторные батареи, находившиеся в эксплуатации, хранят заряженными и залитыми электролитом в прохладном помещении. Новые батареи хранят без электролита. Если соблюдать основные правила хранения, то аккумуляторы долгое время не теряют своих качеств.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аккумуляторная батарея тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы