На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 установлен трехфазный генератор Г304-Д1 переменного тока с двусторонним электромагнитным возбуждением. Генератор размещен на кронштейне с правой стороны двигателя и приводится во вращение от коленчатого вала посредством ременной передачи. Таким образом, он преобразует механическую энергию в электрическую энергию переменного тока. Однако аккумуляторная батарея вырабатывает постоянный ток, поэтому переменный ток генератора, прежде чем попасть в схему, пропускается через встроенный трехфазный кремниевый выпрямитель, собранный по мостовой схеме, и преобразуется в постоянный.
Генератор состоит из двух основных частей: неподвижной — статора и вращающейся — ротора.
Статор набран из листов электротехнической стали. На девять выступов с внутренней его стороны надеты катушки трехфазной обмотки. Каждая фаза образована тремя катушками, соединенными последовательно, а сами фазы сведены в схему «треугольник». Концы фаз выведены к трем контактным болтам (обозначены «~») панели и соединены с выпрямителем.
Ротор набран из листов электротехнической стали в виде диска с шестью выступами и напрессован на вал, который вращается в двух шарикоподшипниках передней и задней крышек. На выходной конец вала надет и закреплен гайкой со стопорной шайбой литой чугунный шкив <?, к которому прикреплена крыльчатка вентилятора.
К передней крышке приварены две лапы (одна служит для регулировки натяжения ремня, другая — для крепления генератора), а к задней одна лапа (для крепления). На цилиндрической части крышек предусмотрены отверстия для стока конденсата и попавшей внутрь генератора воды.
На задней крышке расположены две панели с выводными клеммами М, В, Ш постоянного тока и «~» переменного тока.
К торцам внутри крышек прикреплены катушки возбуждения. Начала обмоток соединены с корпусом катушек возбуждения, а концы выведены на клемму Ш.
Статор и крышки зафиксированы от проворота относительно друг друга и стянуты тремя стяжными винтами.
Принцип действия генератора общеизвестен. При вращении ротора магнитное поле системы возбуждения пересекает трехфазную обмотку статора и индуктирует в ней переменную по величине и направлению электродвижущую силу (э. д. с.). Под действием этой э. д. с. в цепи появляется переменный ток, который преобразуется выпрямителем в постоянный и подается к потребителям.
Рис. 1. Генератор Г304-Д1:
1 — гайка; 2 — стопорная шайба; 3 — шкив; 4 — крыльчатка вентилятора; 5 — болт крепления выпрямителя; 6 — выпрямитель; 7 — положительный вывод выпрямителя; 8 — уплотнительное
Выпрямитель состоит из корпуса и теплоотводящей части, отлитых из алюминиевого сплава, и шести кремниевых диодов. Три диода обратной полярности запрессованы в корпус, а три диода прямой полярности — в теплоотвод, изолированный от корпуса. Выводы диодов прямой и обратной полярности попарно соединены в фазы и выведены на клеммы «~» совместно с фазами статора, Положительный полюс выпрямителя выведен с теплоотвода на клемму В, а отрицательный — через крепежные болты выпрямителя — на корпус генератора (снимается с посадочных мест крепежных лап). В процессе технического обслуживания генератора необходимо следить за надежностью крепления генератора и проводов, натяжением приводного ремня, общей его исправностью и чистотой. Пыль и грязь удаляют щеткой или влажной тряпкой.
Исправность генератора проверяют до начала работы по контрольной лампе, установленной на щитке приборов. Если генератор исправен, контрольная лампа загорается при замыкании включателя «масса» перед пуском двигателя. После пуска контрольная лампа гаснет (на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82) или светит вполнакала (на тракторах МТЗ-80Л, МТЗ-82Л).
Остановив двигатель, нужно разомкнуть выключатель «масса» (контрольная лампа при этом гаснет), чтобы предотвратить разряд аккумуляторной батареи через обмотку возбуждения генератора.
На тракторе исправность генератора проверяют только при неработающем двигателе, отъединив от всех клемм генератора провода. Проверку выполняют при помощи лампы напряжением В и аккумуляторной батареи.
Проверяя обмотку возбуждения, отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, а ее положительный вывод — через контрольную лампу — к клемме Ш генератора. Если обмотка возбуждения исправна, то лампа горит вполнакала (сила тока 3,0—3,5 А). Слабое свечение лампы (ток меньше А) свидетельствует об обрыве в цепи одной из катушек возбуждения. Полный накал лампы (ток более 3,5 А) указывает на короткое замыкание между обмоткой возбуждения и корпусом генератора.
Исправность выпрямителя и обмоток статора проверяют следующим образом.
1. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, а ее положительный вывод — через контрольную лампу —с клеммой В генератора. В этом случае лампа не должна гореть. Если же лампа горит, то это свидетельствует о следующих неисправностях выпрямителя: а) короткое замыкание в одном или нескольких диодах обеих полярностей; б) пробой изоляции между теплоотводом и корпусом выпрямителя; в) замыкание положительного вывода на корпус генератора.
2. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее положительный вывод — через контрольную лампу — с клеммой В генератора. При этом лампа не должна гореть. В противном случае пробит один или несколько диодов прямой полярности.
3. Положительный вывод аккумуляторной батареи через контрольную лампу соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее отрицательный вывод — с клеммой М генератора. Лампа также не должна гореть. Если же лампа загорается— значит пробит один или несколько диодов обратной полярности или произошло короткое замыкание обмотки статора на корпус генератора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Генератор тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы