Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82

Публикация:
   Реле-регулятор тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82

Читать далее:




Реле-регулятор тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82

Реле-регулятор РР362-Б управляет совместной работой и взаимодействием генератора, аккумуляторной батареи и потребителей и поддерживает номинальный режим в электрической системе трактора. Этот прибор установлен на корпусе гидроусилителя рулевого управления.

Реле-регулятор РР362-Б, общий вид которого показан на рисунке 1, состоит из следующих основных элементов: регулятора напряжения, реле защиты, полупроводникового блока (транзистор и диоды), переключателя сезонной регулировки напряжения генератора.

Регулятор напряжения автоматически поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.

Принцип действия этого прибора заключается в следующем. Когда частота вращения коленчатого вала двигателя ниже номинальной, напряжение генератора еще не достигает заданного уровня и не нуждается в регулировании.

Ток в обмотке РН0 регулятора невелик и электромагнитного усилия, создаваемого этой обмоткой, недостаточно для того, чтобы преодолеть усилие противодействующей пружины, притянуть якорь и замкнуть контакты. Следовательно, в данном режиме контакты PH разомкнуты. Транзистор Т при этом открыт, поскольку на его базу подается отрицательный по отношению к эмиттеру потенциал и через переход эмиттер — база протекает ток (ток базы), силу которого определяет сопротивление R. Сопротивление перехода эмиттер — коллектор открытого транзистора мало, и по обмотке возбуждения генератора проходит ток возбуждения. Таким образом, ничто не препятствует возбуждению генератора и его выходу на номинальный режим работы.

Рис. 1. Реле-регулятор РР362-Б:
1 — регулятор напряжения; 2 — реле защиты; 3 — транзистор; 4 — переключатель (винт) сезонной регулировки напряжения; 5 — клемма «М»; 6 — клемма «Ш»; 7 — клемма «В».

Когда в процессе работы двигателя напряжение генератора увеличится и достигнет верхнего заданного предела, появляется необходимость в регулировании, то есть в уменьшении напряжения. Это происходит следующим образом. Вместе с повышением напряжения увеличивается ток в обмотке РН0 регулятора, возрастает создаваемое ею электромагнитное усилие, которое преодолевает усилие противодействующей пружины, притягивает якорь и замыкает контакты регулятора. Теперь на базу транзистора Т через замкнутые контакты PH подается положительный потенциал, транзистор закрывается, и в цепь обмотки возбуждения генератора включаются сопротивления Яд и Яу, в результате чего уменьшается сила тока возбуждения и снижается напряжение генератора. Падение напряжения генератора вновь вызывает размыкание контактов регулятора, транзистор открывается, и процесс регулирования повторяется.

Следовательно, регулятор напряжения представляет собой автоматически действующий вибрационный прибор, который в зависимости от частоты вращения ротора генератора (коленчатого вала двигателя) и нагрузки автоматически изменяет соотношения промежутков времени закрытого и открытого состояний транзистора. Поскольку частота чередования этих состояний, то есть частота вибраций контактов, достаточно высока (30—40 периодов в секунду), эти колебания напряжения никак не отражаются на работе приемников, и уровень напряжения можно считать практически постоянным.

Реле защиты срабатывает при коротком замыкании в цепи обмотки возбуждения генератора и тем самым защищает транзистор Т реле-регулятора от перегрузки аварийным током, который может вызвать пробой транзистора и вывести его из строя.

В случае короткого замыкания ток, протекающий через основную (сериесную) обмотку Р30, резко увеличивается. Кроме того, в режиме короткого замыкания шунтируется вспомогательная обмотка РЗВ, ток через нее не идет, и, так как она включена встречно обмотке Р30, исчезает ее размагничивающее действие по отношению к магнитному потоку, создаваемому основной обмоткой. Это обстоятельство наряду с увеличением тока через обмотку Р30 вызывает скачкообразное возрастание электромагнитной силы, которая притягивает якорь реле к сердечнику и замыкает контакты реле РЗ. Теперь на базу транзистора через разделительный диод Др подается положительный потенциал, транзистор закрывается, ток короткого замыкания прерывается, и таким образом ликвидируется аварийный режим.

Рис. 2. Электрическая схема реле-регулятора:

Контакты реле защиты РЗ удерживаются в замкнутом состоянии обмоткой РЗУ, которая вводится в цепь тока при их замыкании, пока не будет устранена причина аварийного режима или выключен выключатель массы. Реле-регулятор окажется готовым к работе только после устранения короткого замыкания и повторного включения выключателя массы.

Переключатель сезонной регулировки ППР предназначен для изменения регулируемого напряжения в пределах 0,8-4-1,2 В в зависимости от сезона эксплуатации трактора. Он состоит из дополнительной обмотки, намотанной поверх основной обмотки РНп, и контактного устройства. Конец дополнительной обмотки через изоляционную колодку присоединен к контактному диску с регулировочным винтом. Вворачивая контактный винт до упора (положение «зима») или выворачивая его (положение «лето»), соответственно соединяют основную обмотку РН0 с корпусом реле-регулятора непосредственно или через дополнительную обмотку и тем самым корректируют напряжение применительно к сезону эксплуатации.

Устройством сезонной регулировки можно также пользоваться, когда возникает явление перезарядки аккумуляторной батареи (интенсивное выкипание электролита) или в течение нескольких дней наблюдается систематический недозаряд батареи (низкая плотность электролита, затруднен запуск двигателя). В первом случае винт нужно установить в положение «лето», во втором — в положение «зима».

Техническое обслуживание реле-рег ул я тора предполагает выполнение всех мероприятий, предписываемых инструкцией.

Начиная с температуры окружающего воздуха +5 °С, переключатель (винт) сезонной регулировки устанавливают в положение «лето» и оставляют в нем при эксплуатации в течение весеннего, летнего и осеннего периодов. Когда же установится отрицательная температура окружающей среды, переключатель переводят в положение «зима».

Запуск двигателя при отключенном проводе, который соединяет положительные клеммы генератора и реле-регулятора, запрещается, так как это может привести к опасному для выпрямителя повышению напряжения. Не допускается также (даже на короткое время) соединять изолированные клеммы реле-регулятора и генератора с массой (например, для проверки «на искру»).

Один раз в сезон рекомендуется проверить реле-регулятор на стенде или непосредственно на тракторе. Для проверки необходимы следующие приборы: вольтметр постоянного тока (шкала до В); амперметр постоянного тока (шкала до А); тахометр (с пределом измерения до 4000 об/мин); нагрузочный реостат на ток А. Проверку ведут при включенной аккумуляторной батарее. Вольтметр присоединяют к клемме В реле-регулятора и массе. Запускают двигатель. Задают ему номинальную частоту вращения и прогревают в течение 10—15 мин. Затем, включив все фары, измеряют напряжение, которое должно составлять 13,2—14,0 В, когда переключатель сезонной регулировки установлен в положение «лето», и 14,0—15,2 В, когда переключатель находится в положении «зима». Если измеренное напряжение не укладывается в указанные пределы, реле-регулятор нуждается в регулировке, которая заключается в увеличении натяжения пружины регулятора PH (при необходимости повысить регулируемое напряжение) и, наоборот, в ослаблении ее натяжения (когда нужно уменьшить напряжение).

При регулировке следует пользоваться специальной вилкой, в прорезь которой входит угольник крепления пружины, или плоскогубцами соответствующего размера. Нужно помнить, что детали электромагнитных реле (в том числе пружины) находятся под напряжением относительно корпуса реле-регулятора. Случайное прикосновение регулировочной вилкой или плоскогубцами к корпусу вызовет короткое замыкание, которое может привести к выходу реле-регулятора из строя.

На стенде регулятор напряжения проверяют и настраивают по показаниям вольтметра при частоте вращения ротора генератора 3600 об/мин и токе нагрузки А, пользуясь схемой, приведенной на рисунке 92.

Реле защиты проверяют и настраивают по схеме, показанной на рисунке 4. Положительную клемму источника тока соединяют с коллектором транзистора или с теплоотводом, а отрицательную— другим концом через нагрузочный реостат и амперметр — с клеммой ТП реле-регулятора. В этом случае ток от источника проходит только по основной обмотке Р30 реле защиты. Срабатывание реле, определяемое визуально, должно произойти при токе 3,2—3,6 А. Регулируют реле защиты, изменяя натяжение пружины (так же как регулятор напряжения).

Исправность транзистора и диодов проверяют при помощи универсального прибора типа «тестер», который настраивают на измерение минимальных сопротивлений.

Рис. 3. Схема проверки регулятора напряжения на стенде

Рис. 4. Схема проверки реле защиты на стенде:

Транзистор исправен, если сопротивление, измеренное между двумя любым выводами, больше нуля, но не превышает 500 кОм. При перемене местами выводов прибор показывает различные значения сопротивлений одних и тех же переходов. Транзистор неисправен, если сопротивление между двумя любыми выводами равно нулю или бесконечности.

Проверяя диод, измеряют сопротивление на его выводах. При этом меняют местами концы проводов от измерительного прибора и следят за его показаниями. Если одно измерение даст значение сопротивления порядка 100—200 Ом, а другое (при перемене местами концов)—значение порядка сотен килоом, то диод исправен. Диод неисправен, когда при обоих измерениях прибор показывает нуль или бесконечность.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Реле-регулятор тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства