Стартер СТ212-А двигателя Д-240 объединяет электродвигатель, механизм привода, электромагнитное тяговое реле и включатель ВК316-Б, расположенный на щитке приборов.
Электродвигатель стартера — четырехполюсный, постоянного тока, последовательного возбуждения, мощностью 3,2 кВт (4,5 л.с.).
В корпусе расположены четыре стальных полюса с катушками возбуждения. Якорь стартера состоит из вала, напрессованного на него пакета железа, обмотки, уложенной в пазы пакета, и коллектора, который собран из медных, изолированных друг от друга пластин. Вал якоря вращается в трех подшипниках скольжения, запрессованных в крышки и и в промежуточную опору. Подшипники представляют собой металлокерамические вкладыши, пропитанные под вакуумом маслом.
В крышке со стороны коллектора с внутренней стороны приклепаны четыре щеткодержателя. Щетки прижаты к коллектору пружинами. Щеточно-коллекторный узел предохранен от загрязнения защитным кожухом 7.
Электродвигатель получает питание от аккумуляторной батареи. Когда ток проходит по обмоткам якоря и возбуждения, образуются магнитные поля, в результате взаимодействия которых якорь начинает вращаться, создавая крутящий момент.
Привод стартера передает крутящий момент вала стартера на коленчатый вал двигателя через шестерню привода и зубчатый венец маховика.
Привод установлен на валу якоря и состоит из шестерни, роликовой муфты свободного хода с направляющей втулкой, буферной пружины и втулки отводки.
Муфта свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении — к валу двигателя, обеспечивая автоматическое расцепление валов стартера и двигателя после пуска и предохраняя тем самым якорь стартера от разрушения центробежными силами (от явления так называемого разноса). При включении стартера крутящий момент вала якоря передается на направляющую втулку муфты свободного хода и от нее на наружную обойму. Поворачиваясь по часовой стрелке, обойма заклинивается роликами и продолжает вращаться вместе с цилиндрической частью шестерни. Пружины удерживают ролики в узкой части фасонных пазов наружной обоймы. Таким образом, вместе с наружной обоймой начинает вращаться шестерня привода и венец маховика двигателя. После пуска двигателя скорость вращения маховика, а вместе с ним и шестерни, возрастает. Ролики увлекаются цилиндрической частью шестерни, перемещаются в более широкую часть фасонных пазов наружной обоймы и расклинивают соединение. Благодаря этому исключается передача крутящего момента от работающего двигателя к якорю стартера.
Рис. 1. Стартер СТ212-А:
1 — корпус; 2 — якорь: 3 — катушка возбуждения; 4 — щетка; 5 — шпилька; 6 — шайба; 7 — кожух; 8 — крышка; 9 — соединительная шина; 10 — плунжер; 11 — втягивающая обмотка реле; 12 — удерживающая обмотка реле; 13 — якорь реле; 14 — возвратная пружина; 15 — фланец реле; 16 — рычаг; 17 — крышка; 18 — упорное полукольцо; 19 — шайба; 20 — обойма; 21 — шестерня привода; 22 — муфта свободного хода; 23 — буферная пружина; 24 — втулка отводки; 25 — шайба; 26 — промежуточная опора; 27 — наружная обойма; 28—ролик; 29 — пружина; 30 — плунжер; 31— крышка муфты.
Электромагнитное тяговое реле вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика двигателя и подает питание к электрической части стартера. Это реле закреплено на литом (из цинкового сплава) фланце /5, соединяющем реле с крышкой со стороны привода. При включении реле его втягивающая (сериесная) и удерживающая (шунтовая) обмотки создают магнитное поле, усилием которого якорь вводится в полость обмоток. Движение якоря через тягу и рычаг передается приводу стартера. Привод перемещается по винтовым шлицам вала якоря, и его шестерня входит в зацепление с венцом маховика. В конце хода якорь реле нажимает на плунжер, контактный диск которого замыкает главные контакты реле, подключая стартер к аккумуляторной батарее. В момент замыкания главных контактов сериесная обмотка И исключается из цепи тока, и якорь тягОвого реле удерживается во втянутом положении только шунтовой обмоткой.
Если случится так, что зубья шестерни придутся на торцы зубьев маховика, то она остановится, но рычаг включения будет перемещаться усилием сжатой буферной пружины, что позволит замкнуться контактам реле. Стартер начнет вращаться, и, как только шестерня провернется, сжатая пружина введет ее в зацепление с венцом маховика. Пока стартер работает, контакты реле остаются замкнутыми под действием удерживающей обмотки и размыкаются только после отключения тягового реле. При этом усилием возвратной пружины шестерня привода будет выведена из зацепления с венцом маховика, якорь реле вернется в исходное положение, разомкнутся главные контакты реле, и стартер отключится.
Для автоматического отключения стартера после пуска двигателя и с целью уменьшения токовой нагрузки на контакты включателя в цепь стартера введены два дополнительных реле: промежуточное РС502 и блокировочное РБ1. Это электромагнитные реле, причем первое из них с замыкающими контактами, второе с размыкающими контактами и выпрямительным мостом из четырех диодов Д226Д.
Когда выключатель ВК316-Б стартера поставлен в положение запуска, напряжение от аккумуляторной батареи подается на обмотку реле РС502, соединенную на массу через контакты реле РБ1. Реле РС502 срабатывает, его контакты замыкаются и вводят в цепь тока тяговое реле стартера. Стартер включается и запускает двигатель.
С увеличением частоты вращения двигателя повышается напряжение генератора, которое преобразуется в постоянное выпрямителем реле РБ1 и подводится к его обмотке. Когда напряжение возрастет до 9—10 В, что соответствует частоте вращения коленчатого вала двигателя 650—750 об/мин, реле срабатывает, размыкая свои контакты. Реле РС502 теряет питание, его контакты под действием пружины размыкаются и отключают стартер. Одновременно из цепи тока исключается вспомогательная обмотка реле РБ1, включенная «встречно» основной, магнитный поток в сердечнике реле возрастает, благодаря чему работа контактов реле в целом становится более четкой.
Во всем диапазоне рабочих частот вращения контакты реле блокировки разомкнуты, поэтому включить стартер при работающем двигателе невозможно.
Стартер СТ352-Д пускового двигателя в целом по конструкции и принципу действия аналогичен рассмотренному выше стартеру СТ212-А двигателя Д-240. Электродвигатель стартера — постоянного тока, смешанного возбуждения, мощностью 0,6 л. с.
Техническое обслуживание стартера СТ212-А предполагает прежде всего поддержание общей его чистоты проверкой надежности креплений, состояния клемм и т. п. Стартер потребляет большой ток, и поэтому даже незначительные переходные сопротивления в его цепи приводят к существенному падению напряжения и заметному снижению мощности.
Через 3000 мото-часов работы трактора следует осмотреть стартер. Для этого стартер демонтируют с двигателя и очищают снаружи от пыли и грязи. Затем снимают защитный кожух, закрывающий окна в крышке стартера, и проверяют состояние щеточно-коллекторного узла. Если обнаружено загрязнение или незначительное подгорание коллектора, его нужно протереть чистой ветошью, смоченной в бензине. Если подгорание не удалось удалить, необходимо эти места зачистить стеклянной шкуркой. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и прилегать всей плоскостью к коллектору. Давление пружин на щетки, измеренное динамометром, должно в момент отрыва пружины от тела щетки составлять 750—1000 гс.
После этого снимают крышку с тягового реле и проверяют состояние контактов. Если контакты подгорели, их следует зачистить бархатным напильником и протереть ветошью, смоченной в бензине.
При более серьезных неисправностях стартер следует разобрать и выполнить следующие работы: очистить внутренние и наружные поверхности корпуса, крышек и якоря от пыли и грязи; проточить коллектор на минимальную глубину (до получения гладкой поверхности), а затем зачистить наждачной бумагой (после проточки биение коллектора относительно шеек вала, измеренное индикатором, не должно превышать 0,05 мм); проверить состояние шестерни привода и венца маховика, запилить выработку или выбоины зубьев, а если износ велик, заменить детали новыми; в случае сильного подгорания контактных болтов реле стартера болты повернуть на 180°, а контактный диск перевернуть другой стороной; щетки, изношенные, до высоты мм, заменить новыми; смазать все трущиеся детали (подшипники, винтовые шлицы и шейки вала якоря, втулки привода) смазкой ЦИАТИМ-201 или дизельным маслом. .
Собранный после проведения указанных работ стартер необходимо отрегулировать и проверить в действии.
При регулировке стартера на выводную клемму обмоток реле подают напряжение 84-12 В от специального агрегата или от аккумуляторной батареи. Корпус стартера надежно соединяют с отрицательной клеммой батареи. Чтобы якорь стартера не вращался, шину отъединить от выводного болта корпуса. Когда включенное тяговое реле сработает и якорь реле займет крайнее положение, зазор между торцом шестерни привода и упорными полукольцами на валу якоря должен составлять 3±1 мм. Регулируют зазор, поворачивая эксцентриковую ось рычага, которую затем закрепляют гайкой.
Качество сборки стартера проверяют, испытывая его на холостом ходу. С источником тока стартер соединяет проводами сечением 50 мм2 и примерно такой же длины, как и на тракторе. Аккумуляторная батарея должна быть исправна и заряжена не менее чем на 75%.
В процессе испытания измеряют частоту вращения якоря и силу потребляемого тока и убеждаются в их соответствии техническим характеристикам стартера: не менее 5000 об/мин, не более 120 А.
Тугое вращение якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки, задевание якоря за полосы, замыкания обмотки якоря на массу или короткие замыкания между витками приводят к затрудненному вращению якоря, потреблению большого тока, недостаточной частоте вращения. Малая сила потребляемого тока и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в местах электрических соединений или об ослабленном давлении пружин щеток.
Техническое обслуживание стартера СТ352-Д пускового двигателя в основном аналогично техническому обслуживанию стартера СТ212-А двигателя Д-240. Однако профилактический осмотр стартера с его разборкой и чисткой следует проводить не через 3000 мото-часов работы трактора, как это рекомендуется для стартера СТ212-А, а через 1920 мото-часов. Давление пружин на щетки в стартере СТ352-Д несколько выше, чем в стартере СТ212-А (1000—1400 гс). Зазор между торцом шестерни привода и упорным кольцом на валу якоря при включенном тяговом реле и выбранном люфте привода в сторону коллектора равен мм и не регулируется благодаря установке подпружиненной серьги с неизменяемым выходом из якоря реле.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стартер тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы