Различие между этими видами анализа заключается в разной их целенаправленности. В анализе общего поведения исследуют максимальный массив одного контингента, например, поведение пешеходов, поведение водителей мототранспорта и т. д. или определенные подвиды, например, поведение пешеходов на обозначенном пешеходном переходе типа «зебра», поведение детей как пешеходов, поведение мотоциклистов в скоростном режиме движения, подачу сигнала поворота водителями легковых автомобилей и т. д.
Анализ индивидуального поведения может проводиться тем более целенаправленно и целесообразно, чем больше он будет опираться на результаты анализа общего поведения. Если в анализе общего поведения будет, например, установлено число своевременных подач сигналов поворота, то будет и целенаправленный выбор критериев для более точной оценки подвидов дорожного поведения. Другой пример. Если в результате анализа общего поведения пешеходов выяснятся особенности такого поведения, то можно будет целенаправленно проводить анализ дорожного поведения детей в определенных ситуациях.
Произвольное и направленное наблюдение. В произвольном наблюдении отсутствует различие между описанием и оценкой. По этой причине в транспортных исследованиях этот метод почти не используется. Однако на практике его применяют при обучении вождению, при сдаче экзамена по вождению и особенно для выявления общественного мнения, причем известно, что водители, имеющие больший или меньший опыт постоянного вождения, считают себя авторитетами в области дорожного движения. Для результатов произвольного наблюдения характерны такие формулировки, как «слишком быстро», «медленно», «слишком рискованно», в которых частично усматриваются критерии, но без конкретизации. Чаще всего речь идет о специфических личных или групповых оценках, так что одно и то же поведение может оцениваться по-разному в зависимости от того, кто дает оценку: пешеход или водитель транспортного средства, инструктор по вождению или водитель-спортсмен.
Эти различия приводят к нежелательным последствиям, если влияют на свидетельские показания, например, о ДТП без четкого обоснования исходных данных и критериев даваемой оценки.
К важным признакам направленного наблюдения относится планирование и последующее наблюдение в течение всего периода времени независимо от того, дается ли его описание или оценка поведению. При анализе форм поведения, по которым еще нет почти никаких результатов, можно основываться на принципиальной возможности описания (все, что вообще может быть описано в соответствующей области поведения, подвергается наблюдению) и избежать сужения области прогнозирования результатов и преждевременных выводов по предмету наблюдения. Если уже имеются результаты первых наблюдений, то на основании предварительного уточнения предмета наблюдений можно повысить объективность оценки.
Направленный самоанализ. При этом методе самого участника дорожного движения просят описать или оценить свое собственное поведение и свои чувства по определенным фактам. Правда, при этом необходимо заранее оговорить, следует ли принимать полученные данные за истину как отличительную черту признака опасности или как объяснение ее причин. Отличительные черты выявляют, например, для определения степени опасности конкретной транспортной обстановки путем систематического опроса участников дорожного движения. Использование результатов опроса для объяснения причин опасности осуществляется тогда, когда данные, представленные опрашиваемым, не показывают степени опасности дорожной обстановки, а выявляют индивидуальную точку зрения и оценку данной обстановки. Именно при самоанализе и самооценке своих действий часто опрашиваемый заостряет свое внимание на виновности в ошибочном поведении и поэтому полученные цанные не отражают фактического поведения в конкретной транспортной обстановке, а лишь дают дополнительное вербальное представление о ней.
Для анализа определенных форм дорожного поведения, как, например, в предаварийной обстановке, часто оказывается невозможным никакой другой методический подход.
Однако вне рамок анализа реального дорожного поведения данный метод имеет широкое применение при проверке водительского соответствия (уровня водительских способностей) в форме опроса и в области транспортного просвещения в форме «вождения с комментариями».
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Анализ индивидуального и общего поведения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы