Блок-картер —основная корпусная деталь двигателя. Он отлит из низколегированного серого чугуна и подвергнут искусственному старению для снятия термических напряжений. Это обеспечивает сохранение геометрической формы и размеров блока в процессе эксплуатации двигателя.
Максимальная жесткость блока-картера достигнута благодаря рациональному подбору силовых связей. Жесткость нижней части блока обеспечена силовым оребрением поперечных перегородок, которые в нижней части заканчиваются толстостенными арками, образующими пять коренных опор коленчатого вала.
На обработанные площадки поперечных перегородок установлены крышки коренных опор, каждая из которых крепится четырьмя болтами. От поперечного смещения крышки фиксируются обработанными боковыми поверхностями. Крышки невзаимозаменяемы, поэтому при сборке двигателя их необходимо устанавливать строго в свои гнезда и определенной стороной. Каждая крышка имеет смещенные боковые фиксирующие поверхности и порядковый номер опоры. Нумерация начинается от переднего торца блока. Для предотвращения осевого смещения и проворачивания вкладышей в разъеме постелей (в блоке и крышках) выполнены углубления, в которые входят выступы, сделанные на торцах вкладышей.
Болты крепления крышек коренных подшипников затягиваются (момент 30—32 кгс-м) и попарно шплинтуются проволокой. Для фиксации коленчатого вала от осевого перемещения в задней коренной опоре установлены упорные полукольца, входящие в специально выполненные цилиндрические выточки. От проворачивания полукольца предохраняются латунными штифтами, запрессованными в крышку задней опоры.
На нижней плоскости крышки переднего коренного подшипника установлен масляный насос системы смазки двигателя. Точная установка обеспечивается двумя штифтами и двумя шпильками. На нижних плоскостях остальных крышек имеется по два резьбовых отверстия, которые облегчают процесс снятия крышек. На третьей крышке эти отверстия используются для крепления трубки забор-ника масляного насоса.
В верхней части картерных перегородок сделаны расточки под подшипники распределительного вала и под втулки осей толкателей. В целях обеспечения соосности бронзовых втулок подшипников распределительного вала их окончательную обработку по внутреннему диаметру ведут после запрессовки в блок. Это же требование соблюдается и при обработке постелей под коренные подшипники. Точность расточки обеспечивает отклонение от соосности не более 0,0125 мм.
В перегородках картерной части просверлены каналы для подвода масла из центрального канала к подшипникам коленчатого и распределительного валов и толкателей. Вертикальный канал в левой стороне передней перегородки предназначен для подачи масла от нагнетающей секции масляного насоса к фильтру грубой очистки масла.
Цилиндровая часть блока-картера является одновременно и стенкой водяной рубашки, образующей защитный силовой пояс вокруг цилиндровых гнезд. Вместе с дополнительными ребрами она связывает верхнюю и нижние плиты цилиндровой части блока. Бобышки под шпильками крепления цилиндров расположены по оси стенок силового пояса. Это значительно снижает изменение геометрической формы гильз, а следовательно, способствует высокой долговечности двигателя.
На поверхности цилиндровой части блока-картера, сопрягаемой с головкой цилиндров, имеются отверстия: для подачи воды из водяной рубашки блока в головку цилиндров, для слива масла из полости клапанного механизма головки, для прохода штанг толкателей. Обработка этой поверхности отличается высокой точностью.
Неплоскостность по всей длине не превышает 0,05 мм, а непараллельность оси расточек под подшипники коленчатого вала — не более 0,1 мм.
Передний и задний торцы блока обработаны строго перпендикулярно оси расточек под коренные подшипники коленчатого вала. Для точной установки крышки распределительных шестерен и картера маховика в торцы запрессовано по два установочных штифта. На переднем торце имеются обработанные площадки для крепления упорного фланца распределительного вала, фильтров грубой и тонкой очистки масла. На заднем торце картера предусмотрена площадка для крепления сапуна 5 вентиляции картера двигателя.
В передней части развала картера выполнен коробчатый прилив. Отверстия в нем предназначены для установки привода топливного насоса высокого давления.
Для установки и фиксации стартера на правой боковой стенке картера, в задней ее части, расположены две постели. В заднюю постель запрессован цилиндрический штифт, который входит в паз на корпусе стартера и фиксирует его в определенном положении.
Гильзы цилиндров (рис. 12) мокрого типа, толстостенные, отлиты из специального чугуна с перлитной структурой, обладающего высокой прочностью и износостойкостью.
Рабочая поверхность гильзы подвергается закалке токами, высокой частоты до твердости HRC 42—50, шлифуется и полируется до чистоты с микрошероховатостью не более 0,008 мм.
По внутреннему диаметру гильзы подразделяются на шесть размерных групп. Обозначение наносится на верхнем торце бурта гильзы. При комплектации двигателя в каждый цилиндр устанавливаются гильзы и поршни одной размерной группы. Это обеспечивает получение оптимального зазора между гильзой и поршнем.
Гильза устанавливается в блок усилием руки и фиксируется в соответствующих расточках двумя поясами: верхним и нижним. Верхний пояс гильзы имеет скользящую посадку, а нижний — ходовую. Это обеспечивает свободное удлинение гильзы вследствие нагревания во время работы двигателя.
Рис. 12. Гильза:
1 — блок цилиндров; 2 — кольца уплотни-тельные; 3 — кольцо антикавитационное; 4 — гильза
По нижнему, фиксирующему поясу гильзы сделано уплотнение из резиновых колец 2, которое обеспечивает герметичность соединения и предотвращает попадание охлаждающей жидкости в масляный поддон двигателя.
Для устранения кавитационых разрушений гильз цилиндров и блока с июля 1971 г. на гильзах введена дополнительная канавка, в которую устанавливается антикавитационное кольцо.
В верхней наружной части гильзы выполнен упорный бурт. Его нижней плоскостью гильза устанавливается в выточку на блоке. Верхний торец бурта гильзы выступает над плоскостью блока на 0,065—0,165 мм. К этому поясу прижимается прокладка головки цилиндров, обеспечивающая надежное уплотнение каждого цилиндра.
Картер маховика отлит из специального серого чугуна повышенной прочности и имеет жесткую, хорошо оребренную чашеобразную форму. Он крепится болтами к заднему торцу блока-картера через уплотнительную прокладку из паронита. Точная фиксация сопрягаемых деталей осуществляется двумя штифтами, запрессованными в блок-картер.
В нижней части картера маховика сделан люк, предназначенный для проворачивания маховика двигателя. Люк закрывается штампованной крышкой. С правой стороны в картере маховика предусмотрено отверстие для установки стартера.
Крышка распределительных шестерен корытообразной ступенчатой формы отлита из алюминиевого сплава. Она крепится болтами к переднему торцу блока-картера через паронитовую прокладку. Точная фиксация крышки и блока осуществляется двумя центрирующими штифтами, запрессованными в блок.
Крышка имеет два расточенных отверстия: верхнее — под привод вентилятора, нижнее — под передний сальник коленчатого вала. На специальной площадке в переднем торце крышки нанесены метки для установки угла опережения впрыска топлива.
Над нижним отверстием в стенке крышки выполнен водяной канал, который соединяет водяной насос с водяными рубашками блоков цилиндров. С левой стороны внизу сделано резьбовое отверстие для установки масломерного щупа.
Верхняя крышка блока коробчатого сечения выполнена из алюминиевого сплава. Нижним обработанным фланцем она крепится шпильками к верхним плоскостям блока и крышки шестерен распределения. Чтобы предотвратить попадание посторонних предметов в полость двигателя при ремонте, под нижний фланец крышки поставлена металлическая сетка, впрессованная в картон.
На верхней обработанной площадке крышки устанавливается компрессор. Внутренняя полость крышки под компрессором используется для слива масла из компрессора в поддон двигателя. На крышке предусмотрены места для установки кронштейна генератора, корпуса фильтра тонкой очистки топлива и крепления натяжной планки генератора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Блок цилиндров двигателя КрАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы