Блок цилиндров является основной деталью корпуса двигателя и представляет собой жесткую отливку из серого чугуна. На блоке и внутри него монтируются механизмы, узлы и детали двигателя, для крепления которых предусмотрены отверстия, плоскости, посадочные места и т. п.
В вертикальных расточках блока установлено четыре гильзы цилиндров, уплотняемые в нижней части внутренней горизонтальной перегородки резиновыми кольцами. В осевом направлении гильзы фиксируются буртами в расточках верхней плиты блока цилиндров.
Гильзы цилиндров отлиты из легированного чугуна. Основные легирующие элементы (хром, медь, никель, сурьма) позволили значительно повысить сопротивляемость рабочих поверхностей гильзы износу, улучшить ее антифрикционные свойства, повысить коррозийную и кавитационную стойкость. Внутренняя поверхность гильзы, зеркало цилиндра, закалке не подвергается.
Три поперечные вертикальные перегородки с окнами делят верхнюю часть блока на четыре полости, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, подаваемая в каждую полость из бокового водяного канала через отверстия против каждой гильзы цилиндров. В целом объем между стенками блока и гильзами образует водяную рубашку, которая через отверстия в верхней плите блока и прокладке соединяется с водяной рубашкой головки цилиндров. Стенки блока цилиндров выполнены в виде арок, опирающихся на межцилиндровые перегородки, благодаря чему вокруг гильз по всему периметру образуется водяная рубашка равномерной толщины и снижается температурный перепад по окружности гильз цилиндров.
В трех вертикальных перегородках, а также в передней и задней стенках блока предусмотрены так называемые постели коренных подшипников коленчатого вала. Они закрыты крышками, каждая из которых прикреплена к блоку двумя болтами со стопорными шайбами. Постели коренных подшипников растачивают совместно с крышками с большой точностью, поэтому замена крышек, а также перестановка их с одного блока на другой не допускается. Крышки в блоке цилиндров устанавливают по точно обработанным боковым плоскостям с небольшим натягом, обеспечивающим правильную их посадку и исключающим перекосы. Чтобы предотвратить неправильную установку крышек коренных подшипников, расстояния от оси расточки постелей коренных подшипников до отверстий под болты в крышках различны.
Вверху и справа картерной части блока, в передней и задней стенках и средней перегородке в бобышках расточены отверстия для втулок распределительного вала. Втулки распределительного вала растачивают после запрессовки их в блок цилиндров.
Рис. 1. Двигатель
а — продольный разрез; б — поперечный разрез
Рис. 7. Блок цилиндров:
а — вид справа; б —вид слева: 1 — шпильки; 2 — отверстие для пальца промежуточной шестерни; 3 — втулка распределительного вала; 4 — рым-болт; 5 — колонны штанг; 6 — отверстие для установки предпускового подогревателя; 7 — плоскость крепления масляного фильтра; 8 — отверстие под сливной краник; 9 —плоскость для установки маслозаливной горловины; 10 — бобышка сапуна; 11 — отверстия для установки фильтра грубой очистки топлива; 12 — водяной канал; 13 — отверстия для крепления фильтра тонкой очистки топлива; 14 — заглушка водяного канала; 15 — арки боковой стенки; в — последовательность (1—16) затяжки гаек шпилек при установке головки на блок цилиндров.
В блоке цилиндров сделан продольный масляный канал, от которого по поперечным наклонным каналам масло подводится к каждому коренному подшипнику и ко всем опорным шейкам распределительного вала. Продольный канал соединен с масляным фильтром через сверленый горизонтальный поперечный канал, проходящий в средней вертикальной перегородке над третьим коренным подшипником. Канал в средней вертикальной перегородке соединяет масляный фильтр с масляным насосом.
Правая наружная стенка блока колонного типа. В сверлениях вертикальных колонн устанавливают штанги толкателей, которые своим нижним сферическим концом упираются в толкатели, скользящие в обработанных отверстиях расширенной части колонн.
В зависимости от тина пускового устройства позади блока цилиндров устанавливают один из двух видов заднего листа, отличающихся друг от друга координатами и размерами центрирующего отверстия. В стенке заднего листа сделано резьбовое отверстие, куда ввернут специальный болт (щуп) для установки начала подачи топлива в первый цилиндр двигателя. Через отверстие, расположенное в середине заднего листа, проходит фланец коленчатого вала для крепления маховика. Цилиндрическая поверхность этого фланца и каркасный сальник обеспечивают заднее уплотнение коленчатого вала. К наружным отверстиям листа крепится корпус муфты сцепления, центрируемый двумя штифтами, которые запрессованы во фланец корпуса муфты.
Спереди к блоку цилиндров прикреплены болтами щит распределения, изготовленный из листового проката, и крышка распределения, отлитая из серого чугуна. Совместное центрирование их осуществляется двумя штифтами, запрессованными в переднюю стенку блока цилиндров. Точно обработанные отверстия в щите распределения обеспечивают правильную установку топливного и масляного (гидроусилителя руля) насосов и правильное зацепление шестерен привода насосов. Центрированной установкой крышки распределения относительно блока цилиндров достигается также точность зубчатого зацепления привода пневмокомпрессора, привода редуктора тахомотосчетчика и переднего уплотнения коленчатого вала. К плоскому выступу в передней верхней части крышки распределения двумя болтами крепится регулируемая передняя подпеска двигателя. В пространстве между щитом и крышкой распределения находятся шестерни распределения.
Рис. 3. Разрез блока цилиндров:
1 — блок; — гильза; — уплотнительные кольца; — масляный канал; —заглушка масляного канала; — перегородка; — штифт щита и крышки распределения; 3, — крышки коренного подшипника; — штифт; — болт крышек коренного подшипника; — стопорная пластина.
Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, которая сверху устанавливается на блок цилиндров и крепится шестнадцатью шпильками. Гайки шпилек затягивают динамометрическим ключом в определенной последовательности. Между поверхностями блока и головки находится специальная асбостальная прокладка. Внутренняя полость головки служит водяной рубашкой. Водяные каналы направляют охлаждающую жидкость, поступающую из блока цилиндров, к наиболее нагретым местам: перемычкам между клапанами и форсунками. Сверху на головке цилиндров установлены клапанный механизм, крышка головки, к которой крепится впускной коллектор, и колпак крышки, закрывающий клапанный механизм. Четыре латунных стаканчика с левой стороны головки предназначены для установки и лучшего охлаждения форсунок. С правой стороны к головке крепится выпускной коллектор. В нижней части головки расточены гнезда для впускных и выпускных клапанов. В каналы над этими гнездами запрессованы биметаллические направляющие втулки клапанов.
Масляный картер представляет собой алюминиевую отливку коробчатой формы, которая болтами прикреплена к блоку цилиндров и крышке распределения. Передняя часть картера несколько углублена: здесь располагается маслоприемник насоса.
Установка двигателя на трактор должна обеспечивать его правильное расположение, надежное крепление и гашение вибраций остова. Двигатель, установленный на полураму трактора, сзади крепится к остову трактора (развитым фланцем заднего листа к корпусу муфты сцепления), спереди — к брусу полурамы при помощи передней подвески, которая состоит из опоры двигателя и резинометаллического амортизатора. Амортизатор представляет собой резиновую подушку с двумя привулканизированными пластинами, посредством которых он соединяется с кронштейном крышки распределения и передней опорой. Амортизатор снижает уровень вибраций двигателя и остова трактора.
При установке двигателя на трактор необходимо с целью уменьшения вибраций соблюдать следующие правила регулировки передней подвески:
1) отвернуть два болта крепления амортизатора к выступу кронштейна 6, крышки распределения на 3—4 оборота;
2) затянуть болты крепления передней опоры двигателя к переднему брусу трактора;
3) отпустить контргайку, ввернуть регулировочный болт в выступ крышки распределения до упора в верхнюю плиту амортизатора;
4) вворачивая регулировочный болт на — мм (1,5—2 оборота), сжать амортизатор, пока его высота не составит 39—40 мм;
5) заполнить зазор, образовавшийся между выступом кронштейна крышки распределения и верхней плитой амортизатора 1, необходимым количеством специальных стальных прокладок толщиной 0,5 мм;
6) отвернуть на 3—4 оборота регулировочный болт и зафиксировать его контргайкой;
7) завернуть до отказа болты крепления амортизатора к кронштейну. В дальнейшем регулировка подвески не требуется.
Рис. 4. Установка двигателя на трактор:
1 — амортизатор; — регулировочные прокладки; — контргайка; — регулировочный болт; — болт; — кронштейн крышки распределения; — передняя опора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Блок цилиндров, головка цилиндров, картер двигателя тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы