Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: коленчатый вал, поршни, шатуны, поршневые пальцы и кольца, коренные и шатунные вкладыши подшипников, маховик.
Коленчатый вал — полноопорный, стальной, с четырьмя шатунными и пятью коренными шейками, подвергнутыми поверхностной закалке токами высокой частоты. На первой, четвертой пятой и восьмой щеках вала укреплены съемные противовесы, благодаря которым уменьшаются воздействия центробежных сил от неуравновешенных масс кривошипов и снижаются износы коренных подшипников. Шатунные шейки вала полые; в их полостях, закрытых заглушками, происходит центробежная очистка масла, поступающего от коренных шеек по наклонным каналам в щеках.
Рис. 1. Кривошипно-шатунный механизм:
1 — коленчатый вал; 2 —шестерня; 3 — шестерня привода масляного насоса; 4 — передний маслоотражатель; 5 — шкив; 6 — болт; 7 — стопорная шайба; 8 — шайба; 9 — нижний вкладыш; 10 — верхний вкладыш; 11 — шатун; 12 — задний маслоотражатель; 13 — венец маховика; 14 —маховик; 15 — болт муфты сцепления; 16 — болт маховика; 17 —нижнее упорное полукольцо; 18—верхнее упорное полукольцо; 19 — противовес.
На переднем конце коленчатого вала установлены шестерня распределения, шестерня привода масляного насоса, маслоотражатель, шкив; на заднем фланце вала — маслоотражатель и маховик с зубчатым венцом. Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается упорными полукольцами и из алюминиевого сплава, установленными по обе стороны пятого коренного подшипника. Упорные полукольца фиксируются от проворачивания выступами, входящими в фрезерованные канавки в крышке подшипника.
Шатуны стальные двутаврового сечения, штампованные. В верхнюю головку шатуна запрессована биметаллическая втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке предусмотрены отверстия. Нижняя головка шатуна разъемная, расточенная для установки шатунных вкладышей. Осевое смещение вкладышей ограничивается выштампо-ванными усиками, входящими в фрезерованные прорези в расточках шатуна и крышки. Крышка И нижней головки присоединена к шатуну двумя болтами и гайками. Под гайки подложены стопорные шайбы.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На боковой поверхности поршня сделано три канавки под компрессионные и две канавки под маслосъемные кольца. В канавках под кольца и ниже канавок просверлены отверстия для отвода масля, снимаемого кольцами со стенок гильз цилиндров. В днище поршня выполнена камера сгорания шатровой формы. В бобышках поршня расточены отверстия под поршневой палец и канавки под стопорные кольца.
Рис. 2. Шатун с поршнем:
1 — поршень; 2— компрессионные кольца; — маслосъемные кольца; — поршневой палец; — втулка; — шатун; — вкладыш; — болт; — стопорная шайба; — гайка; 11— крышка шатуна; — стопорное кольцо: 13— камера сгорания
Поршневые пальцы плавающего типа, полые, изготовлены из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничивается плоскими стопорными кольцами.
Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна. На каждом поршне установлено три компрессионных кольца (верхнее— хромированное по наружной поверхности, нижние — конусные «минутного» типа) и четыре маслосъемных (по два в канавке) скребкового типа.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовлены из сталеалюминиевой биметаллической полосы. Отверстия в верхних половинках коренных вкладышей совпадают с маслоподводящими каналами в блоке. В первой, третьей и пятой верхних половинках вкладышей, кроме того, сделаны отверстия для отвода масла от коренных подшипников к опорным шейкам распределительного вала.
Маховик отлит из серого чугуна в виде массивного диска, прикреплен к фланцу коленчатого вала шестью болтами и зафиксирован двумя установочными штифтами. На маховик напрессован зубчатый венец, в зацепление с которым входит шестерня включения редуктора пускового двигателя или шестерня включения стартера. Для проверки и установки угла опережения впрыска топлива в маховике просверлено отверстие (метка).
В процессе эксплуатации специального технического обслуживания кривошипно-шатунного механизма не требуется. Для обеспечения длительной работы деталей кривошипношатунного механизма и гильзо-поршневой группы необходимо выполнять рекомендации по смазке и пуску двигателя. Особенно тщательно нужно выполнять операции по обслуживанию воздухоочистителя, так как качественная очистка всасываемого в цилиндры воздуха является одним из главных условий длительной работы поршневых колец, гильз и поршней двигателя.
Состояние подшипников коленчатого вала (величина зазоров) косвенно характеризуется давлением масла в главной магистрали. Если при номинальной частоте вращения давление масла в главной магистрали стало ниже 0,1 МПа (1,0 кгс/см2), то сначала необходимо убедиться в правильности показаний манометра, проверить состояние клапанов и ротора центробежного масляного фильтра, масляного насоса, отводящего патрубка масляного насоса и прокладок фланцев патрубка и маслоприемника, а затем, удостоверившись в исправности перечисленных деталей, нужно вскрыть шатунные и коренные подшипники и проверить состояние вкладышей подшипников и шеек коленчатого вала. Зазор между вновь установленными вкладышами и шейками вала составляет 0,065—0,123 мм для шатунных и 0,070—0,134 мм для коренных шеек при измерении в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема подшипников.
Если коренные или шатунные шейки коленчатого вала изготовлены по размеру второго номинала, то на первую щеку наносится специальное обозначение: 2К — коренные шейки второго номинала, шатунные — первого; 2Ш — шатунные шейки второго номинала, коренные — первого; 2КШ — коренные и шатунные шейки второго номинала.
Номер номинала вкладышей шатунных и коренных подшипников указывают на. торцевой поверхности каждой половинки вкладыша: на вкладыши первого номинала — 1Н, на вкладыши второго номинала — 2Н.
При установке вкладышей следует обращать внимание на обозначение размерной группы вкладыша по высоте.
Размеры групп наносят на внутреннюю поверхность усика и обозначают знаком «» или « —». В один комплект должно быть собрано два вкладыша, один из которых имеет маркировку «», а другой маркировку « —» (или оба вкладыша без обозначения размерной группы).
Повышенный расход картерного масла, интенсивный выход газов из сапуна, стуки, выделение характерного белого дыма — все это признаки изношенности кривошипно-шатунного механизма гильзо-поршневой группы.
При замене деталей гильзо-поршневой группы следует принимать во внимание следующее.
1. Гильзы цилиндров по внутреннему диаметру и поршни по наружному диаметру направляющей части (юбка) сортируются на три размерные группы: Б, С и М, обозначение которых наносится на верхний бурт гильзы и на днище поршня. Характеристика этих групп приведена ниже.
2. Поршневые пальцы по наружному диаметру, поршни по диаметру отверстий бобышек и шатуны по внутреннему диаметру втулки верхней головки сортируются на две размерные группы, которые отмечают черной или желтой краской, наносимой на внутреннюю поверхность пальца, на бобышку поршня и на тавр шатуна. Размеры соответствующих групп указаны ниже. В комплект на один двигатель поршни, поршневые пальцы и шатуны подбираются одинаковой маркировки (размерности), разновес в комплекте с поршнями не должен превышать г.
3. Как было указано ранее, на каждый поршень надевают верхнее компрессионное кольцо, покрытое по наружной поверхности хромом, два компрессионных конусных кольца и четыре маслосъемных (по два в каждой канавке). На торцевой поверхности конусных колец нанесена марка «верх», которая должна быть обращена к днищу поршня. Маслосъемное кольцо с дренажными окнами на торце устанавливают в верхней части канавки, кольцо без окон — под ним; выточки на наружной поверхности маслосъемных колец должны быть обращены вниз (к юбке поршня). Замки поршневых колец следует равномерно распределять по окружности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кривошипно-шатунный механизм двигателя тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы