Общее устройство и рабочий процесс ботвоуборочных машин. Как уже отмечалось, для уборки ботвы используются косилки-измельчители КИР-1,5, а также специальные ботвоуборочные машины УБД-ЗА с бункером, предназначенные не только для удаления, но и для сбора и вывоза ботвы с поля (например, ботвы, зараженной фитофторой и т. п.).
Косилка-измельчитель КИР-1,5 срезает ботву с двух рядков, измельчает ее и направляет массу по выгрузной трубе в транспортные средства.
Основной рабочий орган машины — барабан, образованный трубой с молотковыми ножами, расположенными по винтовой линии.
При уборке простыми картофелеуборочными машинами, когда ботва не представляет хозяйственной ценности, измельченную массу в некоторых случаях разбрасывают по полю.
При комбайновой уборке оставлять измельченную ботву на поле нельзя.
Ботвоуборочная машина УБД-ЗА срезает ботву с трех рядков картофеля, посаженного с междурядьями 70 и 60 см, и с двух рядков — с междурядьями 90 см.
Основные узлы машины: молотковый битер (рис. 1), шнек, швырялка с трубой, бункер с транспортером, механизмы передачи движения и регулировки, опорные и ходовые колеса. Все узлы машины смонтированы на основной сварной раме. К основной раме присоединена навесная рама, которая служит каркасом для битера, шнека и опорных колес.
Рабочие органы машины приводятся в действие от вала отбора мощности трактора через карданную передачу, коробку передач и редуктор.
При движении по полю битер (частота вращения 1250 об/мин) срезает ботву, дробит и подает ее в шнек (частота вращения 29 об/мин). Шнек направляет измельченную массу к швырялке, которая по трубе подает ее в бункер.
По мере накопления измельченную массу выгружают транспортером, включая его в работу из кабины трактора.
Устройство основных узлов ботвоуборочных машин рассмотрим на примере машины УБД-ЗЛ.
На левом (по ходу машины) конце вала битера укреплен трехручьевой клиноременный шкив с обгонной муфтой. Шкив связан клиновидными ремнями со шкивом на выходном валу коробки передач. Обгонная муфта позволяет битеру свободно вращаться по инерции при отключении передачи (остановке шкива) и предотвращает его поломки.
Шнек представляет собой трубу, к которой приварены витки с правым и левым заходом. Концевые цапфы шнека вращаются в шарикоподшипниках. Шнек приводится в действие цепной передачей от звездочки на выходном валу коробки передач.
Швырялка с трубой подает измельченную массу в бункер. Швырялка представляет собой четырехло-пастный ротор, вращающийся с частотой 920 об/мин. Лопасти приварены к диску, закрепленному на валу. Швырялка приводится во вращение клиноременной передачей от шкива на главном валу. Шкив на валу швы-рялки передает вращение через обгонную муфту.
Труба, по которой измельченная ботва поступает в бункер, изготовлена из листовой стали и имеет прямоугольное сечение 40X20 см. В передней части трубы предусмотрено окно, закрытое дверцей. Через это окно очищают трубу в случае ее забивания.
Бункер (рис. 1) вместимостью 4 т выполнен в виде каркаса из уголков, обшитого листовой сталью. Сверху бункера имеется откидная крышка, и в нижней части — съемный кожух, прикрывающий ведущий вал транспортера. Выгрузной цепочно-планчатый транспортер служит дном бункера.
Транспортер выполнен в виде двух бесконечных цепей, надетых на звездочки ведущего и ведомого валов. К цепям приварены уголки.
Нижний ведущий вал транспортера получает вращение от выходного вала редуктора. На ведущем валу редуктора смонтирована муфта, связывающая этот вал с главным валом передачи.
Механизм подъема, опускания и фикса-ц и и навесной рамы в определенном положении состоит из рейки (рис. 82,6), двух пружин и цепей. В транспортном положении, когда навесная рама поднята, ее фиксируют двумя замками. При этом рейка заперта наглухо. В рабочем положении освобождают рейку, причем нижний замок ставят в крайний нижний паз, а верхний— в паз, соответствующий высоте среза. Пружины амортизационные и ими совместно с цепями и винтами регулируют давление опорных колес на почву.
Подготовка агрегата к работе и основные регулировки. Подготовка агрегата для уборки ботвы включает подготовку трактора и ботвоуборочной машины, а также настройку рабочих органов на заданные условия уборки.
Подготовка трактора МТЗ любой модификации состоит в установке его на соответствующую ширину колеи с тем, чтобы колеса двигались по дну борозд и не наезжали на склоны гребней (гребневая посадка), а также в настройке навесной системы для работы с машиной.
Подготовка ботвоуборочной машины заключается в установке ширины ее колеи в зависимости от ширины междурядий, настройке давления на опорные колеса, проверке натяжения цепей и ремней, а также надежности всех креплений и болтовых соединений, установке длины прицепной серьги и высоты ее расположе-и и я. Ширину колеи ходовых колес машины регулируют перестановкой левого колеса. Для этого в раме имеются дополнительные отверстия для крепления оси колеса. Для перестановки колесо поднимают домкратом, отворачивают гайку и вынимают болт крепления оси к раме, передвигают ось с колесом до совмещения с другим отверстием, вставляют и закрепляют болт. Для работы в междурядьях 70 см ось левого колеса закрепляют в крайнем левом отверстии (по ходу машины), а для междурядий 60 см — в крайнем правом.
Давление опорных колес устанавливают натяжением амортизационных пружин и цепей (рис. 2,б). Колеса не должны зарываться в почву и отрываться от ее поверхности.
Положение прицепной серьги (рис. 2, в) фиксируется стержнем в одном из отверстий подкоса.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ботвоуборочные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы