Проверка уровня масла и его давления в двигателе
Мы уже говорили, что перед выездом из гаража необходимо проверить уровень масла в картере двигателя. Излишний уровень может привести к тому, что крышки шатунов будут чрезмерно бить по поверхности масла и разбрызгивать его на стенки цилиндров. Часть масла будет попадать в камеры сгорания (вспомните о насосном действии поршневых колец) и сгорать. Продукты его сгорания образуют твердое коксообразное вещество — нагар, который плотным слоем покрывает электроды свечей и стенки камер сгорания.
При слишком низком уровне масла его подача в систему может прекратиться: работа двигателя при уровне масла ниже метки на маслоизмерительном стержне недопустима. Последствия такой работы слишком серьезны: выплавление вкладышей коренных и шатунных подшипников, задиры шеек коленчатого вала да и многих трущихся деталей, их заклинивание.
Причинами повышенного расхода масла могут быть: износ цилиндров, поршней, поршневых колец, утечки масла через неплотности прокладок между блоком цилиндров и масляным картером (поддоном), крышкой и головкой цилиндров, блоком цилиндров и крышкой механизма привода распределительного вала, утечка через сальники коленчатого вала, а также засасыдяннр мягля в цилиндры (камеры сгорания) через изношенные направляющие втулки клапанов в результате пппыте.нного давления газовав картере, когда появились неисправности в системр ррнтиляции картера. ‘
Количество масла контролируется маслоизмерительным стержнем (щупом), на нижней части которого нанесены метки, обозначающие максимально и минимально допустимые уровни, ниже которых двигатель пускать нельзя. Замеры следует проводить на неработающем, лучше холодном двигателе. Чтобы произвести замер, надо вынуть из гнезда маслоизмерительный стержень, вытереть его ветошью, вставить обратно в гнездо до упора и снова вынуть (рис. 1). Свежие следы масла на нижней части маслоизмерительного стержня покажут фактический уровень.
При уровне ниже минимального двигатель можно пускать только после доливки масла через маслоналивную горловину и восстановления его уровня в картере. При проверке после длительной стоянки может оказаться, что уровень несколько выше верхней отметки. Это объясняется тем, что масло из каналов системы, фильтра и головки блока цилиндров полностью стекло в поддон.
К ежедневному обслуживанию относят также и проверку давления масла по указателю давления или сигнальной лампочке. Давление контролируется перед выездом из гаража и периодически во время движения автомобиля. Ежедневно осмотром контролируется состояние всей системы смазки: нет ли течи в соединениях шлангов, крышек, поддона картера.
Замена масла. В процессе работы в картере двигателя скапливаются частицы нагара, продукты неполного сгорания топлива, металлические продукты износа, окислы металлов, в том числе свинца, различные соли, вода, кислоты и др. Они окисляют масло. Происходит отложение смол, лаков, выпадающих в липкий осадок. Образуются вещества, вызывающие коррозию деталей.
Их необходимо периодически удалять. На современных автомобилях применяют масла, содержащие моющие присадки, снижающие лакообразование, обладающие высокой противоокислительной устойчивостью. Но несмотря на это, при техническом обслуживании заменяют масло в картере двигателя и промывают или заменяют фильтры.
Менять масло в системе смазки двигателя удобнее всего на осмотровой канаве. Здесь можно свободно добраться до сливной пробки картера двигателя. Прежде чем отвернуть ее, не забудьте приготовить посуду, например ведро. Пригодится также воронка, которая поможет избежать разбрызгивания, а пол гаража и канава останутся чистыми. С помощью воронки можно быстро и удобно залить свежее масло. Размер воронки должен быть таким, чтобы при сливе масло стекало, не задерживаясь в ней.
Прежде чем менять масло, необходимо двигатель прогреть до рабочей температуры. Тогда оно станет жидким и свободно вытечет из всех каналов масляной системы. Для этого понадобится всего 10… 15 мин. Масло заменяют на прогретом двигателе через 3…5 мин после его остановки.
Чтобы слить масло из картера, вывертывают сливную пробку, и масло самотеком стечет в подставленную посуду. Следует помнить, что температура его сравнительно велика (80…90 °С), и пробку вывертывать надо осторожно. В противном случае горячая струя может обжечь руки. Следует также помнить, что масло отрицательно воздействует на окружающую среду. Поэтому сливать его нужно только в посуду, а не на лужайку или, того хуже, в водоем.
Пробка маслозаливной горловины уплотняется резиновой прокладкой и обычно удерживается плоской пружиной. Необходимо помнить, что работа двигателя без пробки недопустима, так как, во-первых, в смазочную систему попадает много пыли и влаги, вызывающих повышенный износ деталей двигателя, во-вторых, нарушается работа системы вентиляции, возрастает угар масла и, основное, масло будет выброшено из картера.
После этого очищают магнит сливной пробки (если он есть) от продуктов износа, завертывают сливную пробку и меняют фильтры.
Промывка и замена фильтров. Если на автомобиле установлены фильтры грубой и гонкой очистки, то из них сливают отстой, заменяют элемент фильтра тонкой очистки и промывают фильтр грубой очистки. Если же на автомобиле используется полнопоточный фильтр, как у автомобиля «Жигули», то его через каждые 10 000 км пробега заменяют новым (на новом автомобиле первая замена через 2000…3000 км пробега). Для отвертывания полнопоточного фильтра используется специальный ключ (рис. 2). При установке нового фильтра проследите за тем, чтобы под ним была специальная резиновая прокладка. Новый фильтр следует завертывать только усилием рук.
Если на автомобиле используется фильтр со сменным фильтрующим элементом, как у автомобиля «Москвич-2140», то заменяют только элемент. Для этого фильтр разбирают, сливают отстой, удаляют загрязненный фильтрующий элемент, промывают корпус фильтра керосином, ставят новый элемент и собирают фильтр.
При замене масла прогревают двигатель, сливают старое, отработавшее масло из картера двигателя, отстой из масляного фильтра, завертывают сливные пробки, заливают в двигатель на 2/3 объема специальное промывочное масло ВНИИНП-ФД, пускают двигатель и дают ему поработать 5…10 мин на малой частоте вращения коленчатого вала. Затем промывочное масло сливают, заменяют (или промывают) фильтрующий элемент и заливают до уровня чистое масло в соответствии с сезоном эксплуатации автомобиля.
После того как двигатель проработает 5…10 мин, уровень масла необходимо проверить вновь, так как после заполнения всех каналов он может незначительно понизиться. Иногда старые водители для промывки используют керосин. Делать это ни в коем случае нельзя, так как с трущихся поверхностей смывается масляная пленка, размягчаются отложения на стенках масляных каналов, что способствует быстрому загрязнению нового масла.
Следует промыть и масляный радиатор (если он есть). Для этого его кладут на некоторое время в ванночку с бензином или керосином, а затем продувают сжатым воздухом. Иногда трубки масляного радиатора так сильно забиваются грязью, продуктами износа и смолой, что воздух почти не проходит, а бензин или керосин не размягчают отложений. В таком случае радиатор промывают смесью, состоящей из 3/4 бензина и 1/4 ацетона. Эта смесь быстро размягчает отложения, которые легко удаляются из трубок радиатора сжатым воздухом. Если на вашем автомобиле установлен масляный радиатор, не забудьте при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации отключить его.
При значительном загрязнении системы смазки, особенно после длительной работы в тяжелых условиях, как правило, при замене вкладышей подшипников, когда снимают поддон масляного картера, его промывают керосином и тщательно очищают от отложений щетками.
—
Cистема смазки
Смазка снижает потери на трение и тем самым уменьшает износ деталей. Она способствует внутреннему охлаждению трущихся поверхностей, уплотнению поршней в цилиндрах, смыванию нагара и металлической пыли, защите деталей от коррозии. Если смазка трущихся поверхностей недостаточная, то увеличивается потеря на трение, и это может привести к серьезным поломкам Деталей и авариям. Избыточная смазка также нежелательна, так как попадание масла, например в камеру сгорания, приводит к нагарообразованию и перегреву двигателя.
Уровень масла в картере двигателя следует проверять ежедневно перед началом работы до пуска двигателя или же по окончании работы (через 5—10 минут после его остановки).
Масло доливают то же самое, которое залито в картер двигателя до верхней метки измерительного стержня. Заливать его необходимо через воронку с сеткой, чтобы в картер не попали посторонние частицы, которые могут вызвать появление рисок, задиров и других повреждений на трущихся частях.
Смену масла необходимо производить точно по инструкции завода-изготовителя, так как оно теряет свои смазочные свойства из-за окисления, смолообразования, загрязнения частицами нагара и другими примесями, а также разжижения топливом. Необходимость в замене масла может возникнуть после различного пробега в зависимости от условий работы автомобиля, его технического состояния и сорта применяемого масла.
Смена масла производится на горячем двигателе в следующей последовательности:
— слить отработавшее масло и отстой из корпусов фильтров грубой и тонкой очистки масла и промыть фильтры;
— при обнаружении в отработавшем масле большого количества загрязнений картер следует промыть.
Для этого залить в картер промывочное масло до нижней отметки маслоизмерительного стержня и пустить двигатель на 2—3 минуты, а затем слить промывочное масло, залить в картер свежее масло до нормального уровня и пустить двигатель на 2—3 минуты. Остановить двигатель и через 5—10 минут проверить уровень масла в картере, в случае необходимости долить.
Очистка масла от механических примесей, появляющихся от износа, имеет большое значение. Она увеличивает срок и надежность работы системы смазки. Очистка осуществляется системой фильтров, элементы которых задерживают частицы, или при помоши центробежного очистителя.
На двигателях автомобилей «Москвич-412», ГАЗ-24 «Волга», ВАЗ «Жигули» применяются полнопоточные фильтры со сменным Фильтрующим элементом, на двигателях ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, ЯМЗ-236, ЯМЭ-238, ЯМЗ-740—центрифуга. У автомобиля ЗИЛ-130 фильтр грубой очистки и центрифуга тонкой очистки выполнены в одном блоке, а у двигателей ЯМЗ-236, ЯМЭ-238, ЯМЗ-740 очистители размещены отдельно.
Для улучшения очистки масла в системе двигателя ЯМЭ-236 фильтрующие элементы из минеральной ваты заменяют элементами из древесной муки и все масло пропускается через полнопоточный фильтр-центрифугу тонкой очистки.
Чтобы в случае засорения фильтрующего элемента подача масла в главную магистраль двигателя резко не снизилась, в конструкции фильтра предусмотрен перепускной клапан, который срабатывает при определенном повышении сопротивления. При этом часть масла поступает в магистраль, минуя фильтрующий элемент. Если фильтр полностью потерял пропускную способность, весь поток неочищенного масла идет через перепускной клапан.
Промывают фильтры грубой очистки керосином. Центрифуги очищают от грязи и смолистых отложений, а затем промывают в бензине или керосине.
Качественное масло должно быть светлым и прозрачным, чтобы через его слой были видны метки на указателе уровня масла.
Для определения содержания механических примесей в масле капля масла наносится на листок филтровальной бумаги. Если цвет масла соответствует двум первым эталонным пятнам,то оно пригодно для дальнейшей эксплуатации.
Если масло имеет специальные присадки, то наличие механических примесей определяют по осадку на дне стеклянного сосуда (мензурки), где оно должно находиться в течение суток.
Наличие воды в масле можно определить, налив его в пробирку и подогрев до 100—110 °С. Появление пузырьков, брызг и пены указывает на то, что в масле есть вода.
Вязкость масла лучше всего определяется гаражным вискозиметром.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Cистема смазки автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы