Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Как сохранить автомобиль

Публикация:
   Обслуживание системы охлаждения автомобиля

Читать далее:




Обслуживание системы охлаждения автомобиля

Нормальный тепловой режим оказывает существенное влияние на топливную экономичность работы двигателя, его надежность и долговечность. Если двигатель недостаточно прогрелся, то наблюдается усиленный износ цилиндров, поршней и поршневых колец, повышается смесеобразование. При работе двигателя на пониженном тепловом режиме увеличивается конденсация топлива в цилиндрах. Часть топлива стекает в картер двигателя, смывая смазку со стенок цилиндров, поршней и других деталей и разжижая масло в картере. Все это приводит к повышенным износам деталей. Двигатель начинает дымить. Расход масла увеличивается.

Могут возразить, что пары топлива прорываются в картер и при прогретом двигателе. Да, но в прогретом двигателе они находятся в парообразном состоянии и легко отсасываются из картера системой вентиляции, попадают в цилиндры двигателя и там сгорают. Пары топлива в холодном двигателе конденсируются и под действием собственной массы опускаются и попадают в масло.

А что произойдет, если двигатель перегреется?

При перегреве детали двигателя нагреваются настолько, что рабочая смесь будет самовоспламеняться в конце такта сжатия до момента образования электрической искры между электродами свечей зажигания. Возникает противодавление газов, то есть поршень еще идет вверх, а в цилиндре уже происходит самовоспламенение смеси. Это создает повышенные нагрузки на детали, уменьшает мощность двигателя, повышает расход топлива, масла, увеличивает нагарообразование и износ цилиндров, поршней, колец. Высокая температура приводит к прогоранию днищ поршней, обгоранию рабочих поверхностей головок клапанов.

Рис. 1. Уровень жидкости в системе охлаждения

Проверка уровня охлаждающей жидкости. Перед выездом проверяют уровень охлаждающей жидкости, который должен соответствовать рекомендациям завода-изготовителя, то есть быть на 20…30 мм ниже кромки заливной горловины, а на автомобилях, где есть расширительный бачок, на 30…40 мм выше нижней отметки на стенке бачка (рис. 1).

Рис. 2. Сливные краники: 1 — радиатор; 2 — краник радиатора; 3 — краник блока цилиндров

В зимнее время года, когда гараж не отапливается или автомобиль стоит на открытой площадке и если система охлаждения заполнена водой, ее сливают (у автомобилей старых моделей). Для этого используют специальные сливные краники, один из которых находится в нижней части блока цилиндров, другой — либо на нижнем бачке радиатора (рис. 2), либо на нижнем патрубке радиатора. Открыв оба краника, необходимо открыть пробку радиатора. В противном случае часть воды останется в системе.

Почему же пробку радиатора надо открывать после краников, а не наоборот?

Дело в том, что обычно воду сливают сразу после возвращения в гараж, когда двигатель еще не успел остыть. Современные автомобили снабжены закрытой системой охлаждения, в которой допускается повышение давления выше атмосферного, и если сначала открыть пробку, то горячая вода и пар могут привести к несчастному случаю (рис. 3). Поэтому пока водитель открывает оба краника, часть воды вытечет, а давление в системе успеет снизиться до атмосферного и возможность выброса будет уменьшена, но не исключена полностью. Пробку надо открывать в перчатке или с помощью тряпки и поставить ее с таким расчетом, чтобы возможный выброс воды и пара был направлен от вас в сторону. Закрывать краники на ночь после слива воды не следует, так как стекающие со стенок системы охлаждения капли при замерзании образуют ледяные пробки и могут доставить много хлопот.

Перед пуском двигателя утром систему охлаждения следует заполнять горячей водой, не закрывая краников. Запаситесь терпением и подождите, пока образовавшийся в краниках лед растает и из них потечет вода. Теперь можно краники закрыть, дать возможность горячей воде отдать свое тепло и только потом пустить двигатель.

В сильные морозы залитая в систему охлаждения горячая вода быстро остывает и, если есть возможность, нужно «пролить» двигатель, то есть краники не закрывать, пока из них не потечет хотя бы теплая вода.

После пуска и прогрева двигателя убеждаются в герметичности всех приборов системы охлаждения и проверяют действие приборов системы вентиляции, отопления и обогрева ветрового стекла.

Рис. 4. Проверка системы охлаждения двигателя давлением: 1 — пробка; 2 — радиатор; 3 — манометр; 4 — насос

При техническом обслуживании проверяют также крепление на двигателе приборов системы охлаждения, плотность соединения шлангов, герметичность пускового подогревателя (если такой предусмотрен конструкцией автомобиля). Обнаруженные неисправности устраняются.

Затем проверяют крепление радиатора, жалюзи, облицовки, капота и при необходимости подтягивают ослабленные болты и гайки. Перед этим удаляют шплинты (где они есть), затем подтягивают гайки, создавая момент затяжки согласно указаниям в рекомендациях автомобильного завода.

Проверка радиатора. Чтобы убедиться в герметичности системы охлаждения, проверяют исправность клапанов и резиновой прокладки пробки радиатора, а также сам радиатор. Существует несколько способов проверки радиатора на герметичность. Некоторые автолюбители отсоединяют шланги и закрывают патрубки заглушками. Радиатор заполняют водой. С помощью замка, аналогичного замку пробки радиатора, к заливной горловине подсоединяют прибор (рис. 4), состоящий из воздушного насоса и манометра, и создают давление до 1 кгс/см2. Если появляется течь, трещину запаивают.

Рис. 3. Выброс пара из системы охлаждения

Второй способ аналогичен первому, но радиатор не отсоединяют от системы охлаждения, а создают давление прибором во всей системе. Преимущество этого способа в том, что проверяется сразу вся система.

Одновременно с проверкой радиатора проверяется его пробка, а точнее, действие ее парового и воздушного клапанов. Для этого применяют специальные приспособления, в которых создается давление и определяется момент открытия клапанов. При их отсутствии паровой клапан можно проверить и более простым способом: при нажатии пальцами он должен открываться. Воздушный клапан можно считать исправным, если при оттягивании чувствуется сопротивление пружины.

Проверка состояния вентилятора заключается в контроле его крепления: не допускается осевой люфт (зазор) вентилятора, ослабление крепления его лопастей или шкива. При ослаблении крепления болтов или гайки их подтягивают. Гайку подтягивают после удаления шплинта (где он есть). После окончания операции гайку вновь шплинтуют.

Обязательно ли шплинтовать гайку вентилятора? Ведь большой нагрузки она не несет.

Некоторые молодые водители так и считают, поэтому ради экономии времени шплинт не ставят. В результате со временем от вибрации гайка отвертывается, а вентилятор, как пропеллер, устремляется вперед и лопастями разрубает сердцевину радиатора. Отсюда вывод: гайку шплинтовать надо обязательно.

Промывка системы охлаждения. В процессе эксплуатации автомобиля, если в системе охлаждения двигателя использовалась вода, на стенках рубашки охлаждения образуется накипь, препятствующая передаче тепла от двигателя воде и от воды трубкам радиатора. Кроме того, при ее образовании уменьшается проходное сечение трубок, что замедляет циркуляцию охлаждающей жидкости, а поэтому двигатель перегревается.

Для удаления накипи из системы охлаждения ее рекомендуется промывать два раза в год. Существует несколько способов промывки. Если отложение накипи небольшое, систему можно промыть обыкновенной водой причем промывают отдельно радиатор и рубашку охлаждения двигателя. Для этого снимают термостат и под давлением 1 кгс/см2 в направлении, противоположном обычной циркуляции, вводят воду в радиатор через нижний патрубок, а отводят через верхний (рис. 5). В рубашку охлаждения двигателя воду вводят через верхний патрубок, а отводят через нижний (рис. 6). Хорошие результаты дает одновременное пропускание через систему воды и сжатого воздуха. Промывать следует до тех пор, пока не прекратится выход из системы грязной воды.

Рис. 5. Промывка радиатора

Если в системе много накипи, ее удаляют различными химическими растворами. Их известно большое количество. Раствор, состоящий из 200 г хромпика на Ю л воды, заливают в систему охлаждения двигателя на 7…10 ч, раствор из 0,5…0,6 л ингибированной соляной кислоты и 20 г уротропина на 10 л воды заливают всего на 1…2 ч.

После истечения указанного времени двигатель пускают на 10…20 мин и сливают раствор. Затем систему з Заказ 5810 охлаждения 3—4 раза промывают чистой водой. Для нейтрализации оставшейся соляной кислоты заливают на несколько минут раствор кальцинированной соды (700 г на 10 л воды). После размягчения накипи ее удаляют промывкой, как указано выше.

Рис. 6. Промывка рубашки охлаждения двигателя

У автомобилей, в двигателях которых используется охлаждающая незамерзающая жидкость, систему охлаждения промывают через 60 000 км пробега или два года эксплуатации. Для этого жидкость сливают через сливные отверстия в нижнем бачке радиатора и блоке цилиндров (всю жидкость из системы охлаждения можно удалить, только отсоединив крепления и подняв бачок вверх), заливают чистую воду, пускают двигатель, пока не прогреется нижний бачок радиатора, и вновь сливают воду при работающем на малой частоте холостого хода двигателе.

Остановив двигатель, охлаждают его, вновь заливают чистую воду и снова промывают двигатель. После этого еще раз сливают воду при работающем на холостом ходу двигателе и после его остывания заливают новую охлаждающую жидкость.

Проверка состояния и действия привода жалюзи радиатора. Жалюзи радиатора проверяют вытягиванием и вдвиганием ручки управления. При вытягивании ручки до отказа створки должны плотно закрыться, при вдвигании — полностью открыться. Если это условие не выполняется, жалюзи регулируют.

Для регулировки отвертывают стопорный винт крепления троса на рычаге поворота створок жалюзи, то есть освобождают трос, затем вручную полностью открывают створки, сначала вдвигают ручку привода жалюзи до упора, а затем вытягивают ее на 2…4 мм и закрепляют стопорный винт. Теперь осталось проверить правильность регулировки. Если жалюзи открываются и закрываются с трудом, то оси створки и тягу смазывают маслом (рис. 7).

Тягу можно смазать любым маслом, но трудность заключается в том, что ее придется вынуть из оболочки, предварительно отвернув стопорный винт и освободив конец троса, а после смазки вновь вставить в оболочку. А это представляет определенные трудности.

Процесс смазки можно облегчить, если использовать состав из 60% минерального масла с концентратом коллоидного графита и 40% уайт-спирита. Эту смазку наносят прямо на оболочку тяги, и она легко проходит внутрь.

Рис. 7. Привод жалюзи радиатора: 1 — створка: 2 — тяга: 3 — стопорный винт; 4 — ручка

Проверка термостата. Ее необходимость не вызывает сомнения, так как от его работы зависит наиболее выгодный тепловой режим двигателя.

Для проверки термостат снимают с двигателя и очищают от накипи (там, где в системе охлаждения использовалась вода). Очищают термостат деревянными скребками. Применять металлические предметы не рекомендуется, так как можно повредить рабочие детали.

После очистки и промывки в воде термостат проверяют. Для этого можно использовать любой металлический сосуд с водой и термометр (рис. 8). Термостат опускают в воду и начинают нагревать, наблюдая за показаниями. Если при 80 °С клапан термостата начнет открываться, а при 90…92 °С откроется полностью, термостат считается исправным.

Грубо работу термостата можно проверить и более простым способом. Двигатель прогревают и следят за температурой. Если верхний бачок радиатора начал прогреваться только при температуре около 80 °С, то термостат работает нормально.

Рис. 8. Проверка термостата

Несколько слов оо охлаждающей жидкости. В современных легковых автомобилях для заполнения системы охлаждения используется специальная охлаждающая жидкость Тосол А-40 или Тосол А-65, представляющая собой раствор этилен-гликоля с различными при-садками. Цифры в марке охлаждающей жидкости показывают температуру начала кристаллизации

Концентрированная жидкость называется Тосол-А. Ее в чистом виде в системе охлаждения не используют, а применяют только водный раствор. Если Тосол-А разбавить наполовину водой, то получится охлаждающая жидкость с температурой кристаллизации минус 35 °С.

В теплое время года в качестве охлаждающей жидкости можно использовать чистую, мягкую воду, желательно дождевую или снеговую, предварительно профильтрованную.

Следует помнить, что охлаждающая жидкость при нагреве сильно расширяется, поэтому заполняйте ею систему не полностью, так как при нагреве ее излишки все равно вытекут.

Надо знать, что Тосол «текучее» воды, поэтому перед заливкой необходимо проверить герметичность системы охлаждения и при необходимости подтянуть крепление приборов, все соединения, хомуты.

Периодичность замены охлаждающей жидкости Тосол А-40 при нормальной эксплуатации составляет обычно 60 000 км, но не реже чем через два года (при условии, что состав жидкости не менялся частым доливанием воды).

Автомобильный двигатель развивает максимальную мощность, расходует наименьшее количество топлива и работает с минимальным изнашиванием при температуре охлаждающей жидкости 80—90 °С (для дизельных двигателей 85—95 °С). При эксплуатации автомобилей эта температура должна постоянно поддерживаться независимо от температуры окружающего воздуха.

Наиболее частые неисправности системы охлаждения — подтекание сальника водяного насоса в соединениях шлангов с патрубками и трубок радиатора в местах крепления с бачками, а также слишком раннее или позднее открытие клапана термостата. Не допускается работа двигателя с осевым люфтом вентилятора, с ослабленным креплением шкива к фланцу, лопастей вентилятора и вала водяного насоса в подшипниках.

Ежедневно перед выездом на линию проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, герметичность системы охлаждения и исправность пробки радиатора. Все обнаруженные 200 л насыпают 20 кг золы и заливают горячей водой. После 2—3-кратного перемешивания раствор отстаивают в течение 12—15 ч. Затем через кран, расположенный на уровне 7з высоты бочки, сливают раствор через фильтр из мешковины или фильтровальной ткани. В оставшуюся в бочке золу снова заливают воду для ее выщелачивания.

Полученную вытяжку, содержащую в основном углекислый калий (поташ К2СО3) и едкий калий (КОН), добавляют в воду и заливают в систему охлаждения (3—4% от объема при средней жесткости воды и 5—6% — при жесткой воде).

Умягчение воды с помощью глауконитовых фильтров (метод натрий-катионитового обмена). Сущность процесса заключается в том, что содержащиеся в воде ионы кальция, магния и другие, при прохождении через слой глауконита, взаимодействуют с содержащимися в нем ионами натрия и получающиеся в результате реакции обмена соли не образуют накипи.

Вместо глауконита применяются искусственные неорганические и органические катиониты (пермутиты), сульфоугли и синтетические смолы.

Натрий-катионитовые фильтры выпускаются промышленностью разных размеров диаметром от 194 до 820 мм и высотой загрузки катионита от 2 до 3 мм. Один фильтр диаметром 300 мм при обработке жесткой воды может умягчить 0,5— 0,7 м31ч. Для восстановления обменной способности фильтры периодически промывают 8—10%-ным раствором поваренной соли.

Значительное снижение отложения накипи достигается добавлением в жесткую воду различных противонакипных присадок (антинакипинов).

В качестве антинакипинов применяются гексаметафосфат натрия (NaP03)„ и тринатрийфосфат (Na3P04-12Н20), суперфосфат [Са(Н2Р04)4], двухромовокислый калий (хромпик К2Сг207), азотнокислый алюминий и др.

Гексамет предварительно размельчают, растворяют в горячей воде, а затем добавляют в охлажденную воду при заливке в радиатор (в течение круглого года) в количестве 5—6 мг на 1 л (при жесткости воды, в первую очередь карбонатной, 4— 8 мг-экв/л).

Тринатрийфосфат или суперфосфат применяют в концентрации 10—12 мг/л. Хромпик применяют в концентрации от 3— 5 мг/л и выше, в зависимости от жесткости воды. Хромпик ядовит, поэтому при применении его следует соблюдать определенные санитарные правила.

Хорошие результаты по предотвращению образования накипи дает Применение сухого сена или сенного порош-к а. Настоянная на сухом сене вода (2 кг сухого сена на 60 л воды) в течение 1—2 суток применяется из расчета 1,5 л настоя на 10 л воды, заливаемой в радиатор. Периодически систему охлаждения необходимо промывать чистои водой для удаления шлама.

Наиболее прогрессивным методом, предупреждающим образование накипи в системе охлаждения автомобильных двигателей является электромагнитная обработка воды. Приборы для электромагнитной обработки воды просты и надежны в эксплуатации. Они не требуют дорогостоящих химических реагентов и большого расхода электрической энергии.

Сущность этого метода заключается в том, что при многократном прохождении воды через магнитное силовое поле (не менее 6 раз) в направлении, перпендикулярном магнитным силовым линиям, вода приобретает новые свойства: содержащиеся в воде соли жесткости не образуют накипи, а выпадают в виде шлама. Если в систему охлаждения двигателя, имеющего отложения накипи, заливать воду, предварительно прошедшую электромагнитную обработку, то накипь постепенно растворяется и выпадает в шлам.

Аппарат для электромагнитной обработки воды состоит из сердечника, изготовленного из стали, на который намотано шесть последовательно соединенных катушек по 840 витков каждая, длина проволоки на одну катушку 100,8, провод ПЭЛБ диаметром 0,72 (0,78 мм). Рабочий ток в катушке 1,2—1,3 а.

Катушки электромагнитов вставляют в герметически закрытый корпус, изготовленный из диамагнитного материала (меди, латуни, алюминия). Пространство между электромагнитами и герметизирующей трубой заполняется трансформаторным маслом. Центрирующие кольца позволяют устанавливать электромагниты вместе с трубой концентрично в стальной корпус (кольцевой зазор должен быть такой, чтобы скорость воды не превышала 12 м/сек) с приваренными с обеих сторон фланцами для установки аппарата в систему водопровода. К верхней крышке трубы электромагнитов приваривается трубка, в которую помещают провода для соединения катушек электромагнитов с электрической сетью.

Рис. 9. Схема аппарата для электромагнитной обработки воды: 1 — фланцы; 2 — центрирующий болт; 3 — корпус из диамагнитного материала; 4 — сердечник электромагнита; 5 — катушка; 6 — груба для проводов; 7 — патрубок

Прибор подключается к сети переменного тока напряжением 220 в через трансформатор и селеновый выпрямитель напряжением 120 в. Производительность такого аппарата 2 м3/ч.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Как сохранить автомобиль

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Обслуживание системы охлаждения автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства