Назначение спидометра — указывать скорость движения автомобиля и одновременно отсчитывать пройденный путь. Спидометр состоит из двух механизмов, объединенных общим кожухом и основанием: указателя скорости (скоростной узел) и счетного узла (счетчик).
Скоростные узлы всех отечественных спидометров работают на принципе магнитно-вихревого действия. Схема скоростного узла представлена на рис. 1, а. Магнит, закрепленный на приводном валике, намагничен таким образом, что оба полюса или несколько пар полюсов располагаются по периферии диска.
На отдельной оси, свободно вращающейся в двух подшипниках, укреплена картушка— колпачок из немагнитного материала (алюминия), которая с некоторым зазором охватывает магнит с таким расчетом, чтобы как можно больше силовых линий поля магнита, рассеиваемого вне его тела, пронизывали материал картушки. Чтобы через картушку проходила большая часть магнитного потока, снаружи ее также с некоторым зазором размещают экран из магнитомягкого материала, который концентрирует магнитное поле в рабочем направлении.
При вращении валика поле магнита наводит в теле картушки местные вихревые токи, создающие в свою очередь магнитное поле картушки. Взаимодействие поля магнита и поля картушки вызывает крутящий момент, стремящийся повернуть картушку в направлении вращения магнита. Величина этого момента пропорциональна частоте вращения магнита.
Повороту оси картушки препятствует спиральная пружина (волосок), закручивающаяся при увеличении тягового момента и создающая противодействующий момент, величина которого пропорциональна углу поворота.
При постоянной частоте вращения магнита картушка, повернувшись на определенный угол, остановится в положении, когда момент взаимодействия магнитных полей станет равным противодействующему моменту волоска. Угол поворота картушки и стрелки 8, с ней связанной, прямо пропорционален частоте вращения магнита, поэтому шкала спидометра равномерна.
Все спидометры имеют на приводном валике однозаходный червяк, от которого приводится в действие счетный узел. Счетные узлы делятся на два типа: с открытым внешним зацеплением и со скрытым внутренним зацеплением счетных барабанчиков.
Счетный барабанчик (рис. 1, б) со стороны привода имеет зубцов, расположенных по периферии, а с другой стороны два зубца и впадину между ними. Трибка имеет шесть зубцов, зацепляющихся с барабанчиками, причем на той стороне трибки, которая соединяется с двузубкой барабанчика, три зубца из шести укорочены через один. Барабанчики и трибки свободно посажены на своих осях, а крайний правый барабанчик (начальный) связан с входным валиком спидометра.
При вращении начального барабанчика его двузубка подходит к укороченному зубцу трибки, поворачивает ее на 1/3 оборота и продолжает свое вращение.
Пока двузубка начального барабанчика совершает свой полный оборот, трибка не может вращаться, так как два ее длинных зубца скользят по цилиндрической части барабанчика, где нет впадин. Такая конструкция обеспечивает поворот каждого последующего барабанчика на 1/10 часть оборота после того, как предыдущий сделает один полный оборот.
При шести барабанчиках, обычно применяемых в спидометрах, через 100 000 оборотов начального барабанчика все другие возвращаются в исходное положение и отсчет показаний счетного узла начинается с нуля.
Счетный узел со скрытым внутренним зацеплением отличается от рассмотренного тем, что зубцы на барабанчиках расположены с внутренней стороны обода, а каждая трибка установлена на отдельном кронштейне между барабанчиками и снаружи собранного счетного узла не видна.
Обычно начальный барабанчик отличается цветовым оформлением и показывает десятые доли километра пройденного автомобилем пути.
Движение к спидометру передается от коробки передач гибким валом, один конец которого соединяется со спидометром, другой — с выходным валом коробки передач автомобиля. Гибкий вал для привода спидометра состоит из троса с наконечниками, заключенного в оболочку с ниппелями и гайками. Трос передает вращательное движение. Оболочка укреплена неподвижно, она защищает трос от повреждений и сохраняет смазку, необходимую для длительной и надежной работы троса. Между тросом и оболочкой имеется зазор.
Гибкий трос состоит из нескольких винтовых многозаходных пружин, навитых одна на другую в несколько слоев и имеющих общий внутренний сердечник из прямой проволоки. Направления навивки слоев чередуются.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Cпидометры"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы