Изменение соотношения между числами оборотов коленчатого вала двигателя и ведущих колес автомобиля и изменение вследствие этого тягового усилия на колесах производится при помощи зубчатых колес (шестерен), из набора которых и состоит коробка передач.
При вращении малой ведущей шестерни находящаяся с ней в зацеплении большая ведомая шестерня будет вращаться медленнее во столько раз, во сколько раз число ее зубьев больше, чем у малой шестерни. При этом крутящий момент на оси ведомой шестерни во столько же раз возрастает. Правда, при этом некоторая незначительная часть передаваемой мощности будет теряться на преодоление трения в самих шестернях, в их опорах и на взбалтывание смазочного масла.
Отношение числа зубьев ведомой шестерни к ведущей называется передаточным числом. Чем больше передаточное число пары шестерен, тем значительнее изменяются число оборотов и крутящий момент, получаемые на валу ведомой шестерни по отношению к ведущей шестерне. На изменении передаточных чисел путем введения в зацепление шестерен с различным числом зубьев и основано действие коробок передач.
Задний ход автомобиля осуществляется также при помощи коробки передач и основан на включении между ведущей и ведомой шестернями промежуточной шестерни.
При передаче усилия в коробке без включения промежуточной шестерни ведущий вал (рис. 1, б) и ведомый вал вращаются в одном направлении. При включении двойной промежуточной шестерни (рис. 1, в) ведомый вал начинает вращаться в обратную сторону, и автомобиль движется назад.
Холостой ход двигателя, т. е. работа двигателя при отъединении его от передачи на ведущие колеса, получается путем вывода из зацепления ведущей и ведомой шестерен.
В легковых автомобилях обычно применяют трехступенчатые коробки передач, дающие три передачи вперед и одну назад, или четырехступенчатые; в грузовых автомобилях средней грузоподъемности — четырехступенчатые и в грузовых автомобилях повышенной грузоподъемности — пятиступенчатые.
При увеличении числа ступеней коробки передач лучше может быть использована мощность двигателя при различных дорожных условиях; поэтому повышается производительность работы автомобиля и улучшается его топливная экономичность.
Для повышения плавности и бесшумности работы и снижения износа шестерен в коробках передач автомобилей широко используют шестерни с косыми зубьями, находящиеся при работе в постоянном зацеплении. Для облегчения переключения передач применяют муфты легкого включения и синхронизаторы. Действие синхронизатора заключается в том, что он автоматически уравнивает скорости вращения соединяемых шестерен и валов и тем самым обеспечивает бесшумное и безударное переключение передач.
На легковых автомобилях устанавливают коробки передач с рычагом переключения, расположенным на рулевой колонке, вследствие чего повышается удобство управления коробкой и освобождается место в кабине водителя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Действие простой зубчатой передачи"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы